Новая сила России - энергетическое машиностроение
Инновации, новые технологии, высокотехнологическое производство,
технологическая безопасность государства - эти слова мы часто слышим,
читаем в СМИ. Но для 90% населения страны это хоть и красивые, но пустые
слова ни о чем. Нет, мы конечно знаем, что это хорошо, когда наша
страна будет обладать такими производствами в будущем. А пока нам только
и остается, что мечтать и критиковать правительство, которое выбрало
неправильный, сырьевой путь развития страны.
А между тем это стереотип. Стереотип от непонимания того, как вообще
работает современное производство, от чего зависит и как происходит
выстраивание новых, технологичных кластеров промышленности любой страны.
Данная статья является первой из обещанного цикла статей, посвященных
новым российским инновационным прорывам, высоким технологиям и новой
индустриализации. И начать следует с отрасли, на которой основано любое
производство XX-XXI вв. - c энергетики.
Не устану повторять, что электроэнергетика — это основа любого
современного производства. Страна, которая смогла выстроить у себя
замкнутый цикл производства электростанций с низкой себестоимостью
производства электроэнергии, обладает огромным преимуществом перед
конкурентами.
Во-первых, это автоматически улучшает инвестиционную
привлекательность. Электроэнергия во многих производствах является
значительной составляющей себестоимости конечной продукции.
Самым наглядным примером здесь служит производство алюминия, в
котором дешевая электроэнергия играет значимую роль: экономически
выгодно везти сырье даже через половину земного шарика, лишь бы поближе к
дешевому источнику электроэнергии.
Но это, так сказать, разительный пример. Между тем, именно стоимость
электроэнергии для промышленности зачастую позволяет компенсировать
высокие затраты на заработную плату, экологические или социальные
стандарты производства и при этом получать прибыль.
Во-вторых, это делает страну технологически
независимой в самом главном, базовом элементе. Имея замкнутый цикл
производства электростанций, страна не боится ни длительных санкций, ни
социальных катаклизмов у «партнеров». Она может выстраивать «долгие»
планы своего поступательного развития.
Итак, мы привыкли к
мысли, что Россия безнадежно отстала от зарубежных производителей в
технологиях, наличии современных производств, что неминуемо приведет к
краху любые ее попытки вернуться в роли геополитического лидера мира. А
между тем это уже давно не так. Стереотипы настолько живучи, особенно
когда это кому-то нужно, что гораздо проще иногда отказаться от сети
интернет и последней любимой игрушки, чем от него.
Вот карта:
Красные точки - это разрушение стереотипа российской технологической
отсталости (причем на примере только одного предприятия). Часть из них —
это дела давно минувших дней, а часть - достижения последних лет.
Недавно в Хорватии состоялся пуск нового парогазового энергоблока (№ 3) ТЭС «Сисак», основное
энергооборудование которого изготовлено российской
энергомашиностроительной компанией.
Речь в сообщении идет о российском флагмане энергетического
машиностроения - ОАО «Силовые машины». Оборудование, изготовленное и
поставленное предприятиями компании ОАО «Силовые машины», работает в 57
странах мира и в настоящее время насчитывает более 300 000 МВт
установленной мощности. Всего изготовлено свыше 2300 паровых турбин,
2700 турбогенераторов, 790 гидравлических турбин, 600 гидрогенераторов.
Причем предприятие, преодолев полосу кризиса, в последние годы не
только кратно нарастило свое производство, но и приступило к
строительству своих собственных высокотехнологических заводов, а также
совместных производств с мировыми лидерами.
Где? Ну, естественно здесь, в России. При этом некоторые аспекты
промышленного сотрудничества с иностранцами имеют очень странные
закономерности, которые позволяют предположить, что новые «питерцы» (а
основное производство сосредоточено в этом регионе) хорошо запомнили
слова основателя города, императора Петра I:
«Европа нужна нам еще несколько десятков лет, а потом мы можем повернуться к ней задом».
Далее идут просто «догадки», неподтвержденные «фактами»
Дело в том, что сотрудничество российского гиганта с одним из
мощнейших мировых концернов по производству энергетического оборудования
и систем автоматики к нему - германским «Сименсом» - развивалось
несколько странно. Немцы начали с питерцами стратегическое
сотрудничество в 2007 году. В первую очередь это касалось атомного
машиностроения.
А в 2011 году концерн принял решение уйти с российского, да и вообще с
мирового рынка АЭС. А между тем в том же 2011 году «Силовые машины»
впервые смонтировали свою первую усовершенствованную быструю турбину на
иранской АЭС в Бушере, затем и в Индии на АЭС Куданкулам.
Новые установки стали компактнее и технологичнее. К чему бы это?
Но это так мелочи. В начале 2013 года компанией был запущен абсолютно
новый, ультрасовременный завод. Он универсальный. То есть на нем, по
словам директора «Силовых машин» Игоря Костина, можно производить как
оборудование для АЭС, так и для ТЭС, ГРЭС или ГЭС. Тем не менее основной
профиль предприятия - это тихоходные мощные турбины для новых
российских АЭС.
Со времен СССР компания специализировалась на производстве «быстрых
турбин», то есть турбин с частотой вращения ротора около 3000 об/мин, а
украинский «Турбоатом» - на тихоходных турбинах (около 1500 об/мин).
Все бы ничего, даже хорошо: быстрые турбины экономичнее, - но у них
есть технологический потолок. Очень сложно изготовить такую турбину с
мощностью более 1 200 МВт. Именно такие агрегаты делают «Силовые машины»
для нового типа российских АЭС на базе блоков ВВЭР-1200.
Тем не менее будущее именно за мощными реакторами и соответственно
турбинами. Новый российский реактор ВВЭР-ТОИ, под которые проектируют
станции Курская АЭС-2 (4 реактора) и Смоленская АЭС-2 (2 реактора) имеет
мощность 1300 МВт с возможностью дальнейшего увеличения мощности
подобных реакторов до 1800 МВт. И здесь бы уже Россия точно попала бы в
полную зависимость от иностранцев. Причем не одних, а сразу нескольких.
Например, французы соглашались поделиться технологией
изготовления турбины, но российская локализация при этом составляла бы
менее 50%. А один из главных элементов устройства, стальной лопатки
последней ступени ротора длиной 1750 мм заказывались в Японии
(монополиста на тот момент).
Именно так обстояло дело в середине 2007 года.
А между тем сегодня в наличии имеется завод, запущенный в начале 2013
года, производящий готовую тихоходную турбину мощностью 1300 МВт со
стальной лопатки последней ступени ротора длиной 1760 мм (!). И при этом
турбина со 100% российской локализацией.
Это не значит, что те же «Силовые машины» или «Росатом» не
заинтересованы в украинском «Турбоатоме» будь он выставлен на продажу.
Скорее наоборот, иметь добавочные производственные мощности при
амбициозной российской программе строительства АЭС очень нужно и
полезно. Но теперь изменились правила игры. Теперь Россия уже имеет
турбину, которую по лицензии может производить Украина, а не наоборот.
Кстати, это сразу же уменьшило интерес зарубежных «инвесторов» к
украинскому заводу. Он им стал фактически не нужен. Одно дело купить
удавку на российскую атомную программу. Другое дело - завод, который
особенно-то и не нужен, но которому могут достаться некоторая часть
заказов.
Точно так же «Силовые машины» сотрудничают сейчас и с фирмой «Тошиба», создав для начала с ней совместное предприятие по производству автоматики…
Вообще такие предприятия, как «Силовые машины» в сталинские времена
принято было называть флагманами промышленности. Его достижения
последних лет можно перечислять и перечислять. Тут и производство новых
турбин для Саяно-Шушенской ГЭС мощностью 640 МВт, и контракт с
«РусГидро» на замену 154 турбин Волжского каскада ГЭС, и много чего
другого: оборудование для электровозов, вагонов метро, силового
оборудования для электростанций и подстанций, силовых агрегатов кораблей
и т.д.
Отдельно стоит разве что упомянуть историю с газовыми турбинами. Дело
в том, что Россия к 2000-м годам заметно отстала от мировых
производителей в технических параметрах газовых турбин. Современные
турбины мощностью 160 МВт «Силовые машины» по немецкой лицензии начали
делать в середине 2000-х.
В 2011 году «Сименс» и «Силовые машины» создали новое совместное
предприятие по производству более мощных турбин мощностью 172 и 307 МВт
(300-мегаваттная линейка турбин в России очень популярна, а значит,
заказы на модернизацию отечественных ГРЭС теперь будут размещаться
именно на этом предприятии).
Строительство нового завода под Питером окончилось в конце 2015 года.
Вот так поступательно, шаг за шагом Россия превращается в одного из
мировых лидеров по производству высокотехнологического энергетического
оборудования. Я рассказал далеко не обо всех предприятиях отрасли. Есть и
«Уральский турбиностроительный завод», и отдельное структурное
подразделение в составе «Росатома» - «Атомэнергомаш», и много других
предприятий отрасли, которые тоже отнюдь не простаивают. Есть, например,
Калужский завод, который тоже забит заказами от отечественной
энергетики и промышленности.
То есть, надо понимать, что «Силовые машины» - это не отдельный риф
среди пустыни. Это флагман мощной, быстроразвивающейся отрасли
машиностроения. Оригинал: http://politrussia.com/ekonomi... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|