В
Международном совете Баренц-региона (территорий вокруг Баренцева моря,
объединённых в международную организацию с целью развития
сотрудничества) представители стран-участниц - Дании, Исландии,
Норвегии, России, Финляндии, Швеции - не только говорят об обоюдном
вреде санкционного режима для торговли, но и подтверждают эту позицию
своей экономической политикой в отношении российского Северо-Запада. С
участием предпринимателей этих стран здесь согласованы или реализуются
уже свыше 70 совместных производственных и инфраструктурных проектов.
На
Архангельской области, например, санкции или их продление в целом
вообще не сказались: скандинавские и другие зарубежные инвесторы и
торговые фирмы, как рассказал на недавней встрече с журналистами
губернатор Архангельской области Игорь Орлов, стремятся использовать все
возможности для развития торгового и инвестиционного сотрудничества с
областью.
Сегодня
в Северо-Западном федеральном округе РФ сосредоточены крупные
производственные проекты международного значения. Среди них - проект
стальной магистрали Белое море – Коми – Урал (БЕЛКОМУР) протяжённостью
свыше 1250 км по маршруту Карпогоры – Сыктывкар – Соликамск – Пермь -
Чусовое; сухопутно-портовое обустройство Северного морского пути;
новый глубоководный порт вблизи Архангельска; освоение крупных запасов
руд цветных, редкоземельных, драгоценных металлов, алмазов, «тяжелой»
(асфальтовой) нефти, марганца, фосфоритов. Важно, что все эти
месторождения расположены вблизи трасс Севморпути и БЕЛКОМУРа.
Большой
интерес представляет проект "БАРЕНЦ-Линк", инициированный
скандинавскими странами-участницами Международного совета Баренц-региона
еще во второй половине 1990-х годов. Проект предусматривает создание на
основе БЕЛКОМУРа нового транзитного коридора между Северной Европой,
Центральной и Восточной Азией по кратчайшему направлению.
Большую
заинтересованность в проекте БЕЛКОМУР проявляет Китай. В середине
декабря 2015 г. российские представители провели в Пекине переговоры с
группой компаний КНР по вопросам финансового обеспечения проекта.
Достигнуты принципиальные договоренности по финансированию китайской
стороной как проекта БЕЛКОМУР, так и проекта строительства
глубоководного многофункционального порта в районе Архангельска.
По
имеющимся оценкам, реализация этих проектов сократит в 2 - 2,5 раза
транзитные расходы стран Северной Европы по перевозкам грузов в страны
Центральной и Восточной Азии. В связи с этим в рамках
российско-норвежской и российско-финской межправительственных комиссий
партнёры России предложили дополнить коридор БЕЛКОМУР ещё двумя
железнодорожными ветками: Аллакурти (Республика Карелия) - Сала
(Финляндия) с выходами к финским портам Кеми и Оулу, а также
Никель-Мурманский – Киркенес (Норвегия).
Стоит
отметить, что, по данным скандинавских источников, совокупная доля
таких национальных валют, как шведская, датская, норвежская, исландская
кроны, во взаиморасчетах с Архангельской, Мурманской областями и
Карелией увеличивается (в 2012-2015 гг. рост с 10-12 до 15-17%). Факт
довольно примечательный, учитывая, что Швеция и Дания не входят в
еврозону, а Норвегия с Исландией – не члены Евросоюза и совсем туда не
стремятся. К сожалению, те же страны участвуют в антироссийских
санкциях, хотя, заметим, автономные от Дании Гренландия и Фарерские
острова в этих санкциях участвовать отказались.
В
результате, как свидетельствует внешнеторговая статистика, объемы
торговли датских автономий с Россией и экспорта инвестиций в РФ из тех
же автономий за 2013-2015 гг. возросли многократно. Причем те же
Гренландия с Фарерами стали крупными экспортерами... высокотехнологичной
продукции в Россию; фактически вне антироссийских санкций и автономные
от Финляндии Аландские острова, а также норвежский архипелаг Шипцберген,
где сохраняются российские угольные предприятия.
Как
отмечают скандинавские СМИ, эти территории, которые вдобавок не входят в
единую таможенно-фискальную территорию Евросоюза, стали - особенно
Гренландия с Фарерскими островами - крупными каналами реэкспорта в РФ
товаров, услуг и инвестиций, в том числе из стран, присоединившихся к
санкциям против России. Правящие круги стран ЕС под давлением
бизнес-сообщества, настроенного по отношению к санкциям сугубо
отрицательно, предпочитают с этим мириться. Тем более что Россия,
особенно её Северо-Запад, на протяжении последних по крайней мере 100
лет имела первостепенное значение для внешней торговли стран Северной
Европы. Ведь, если рассудить, экономическая география намного важнее
политической конъюнктуры.