18
декабря правительство Украины официально объявило об отказе погашения
трех миллиардов долларов долга России. Дата погашения долга - 20
декабря. Киев отказался также от выплаты процентов по долгу в размере 75
млн. долларов и от выплаты еще 507 миллионов долларов, которые
задолжали российским банкам две украинские компании (правительство
Украины выступало в качестве гарантов по долгам последних).
Власти
Украины назвали свой отказ «мораторием», а некоторые украинские СМИ -
«эмбарго», но за фиговым листком этих слов скрывается предельно ясный
смысл - банкротство незалежной. Глава комитета Госдумы по международным
делам Алексей Пушков в тот же день заявил, что введение Украиной
моратория на выплату долга России означает объявление дефолта
государства по суверенному долгу. И никакие речи Арсения Яценюка не
смогут скрыть этого очевидного факта.
Министр
финансов государства-банкрота Наталья Яресько не смогла придумать
ничего лучшего, как объяснить отказ от выплаты долга «волей народа».
Нынешние власти загнали Украину в тупик: страна стала заложницей
соглашения о реструктуризации долга. Если Киев заплатит Москве, тогда
все частные кредиторы, подписавшие соглашение о реструктуризации,
встанут на дыбы и потребуют сатисфакции. Карточный домик
реструктуризации развалится. При этом есть еще одна грань нежелания
Киева платить. Дмитрий Медведев объяснил логику украинского
правительства коротким словом «жулики». Склонность киевских властей к
жульничеству, а также проявления наглости по поводу внешней
задолженности всячески поощрялись Вашингтоном.
Однако
всему приходит конец. Появились признаки того, что Вашингтон собирается
сдать Украину на растерзание кредиторов и прочих финансовых
стервятников. Совет директоров МВФ единогласно проголосовал по решению о
признании российского займа Украине «официальным», или «суверенным».
Кто-то подумал, что дядя Сэм, опекающий киевский режим, просто прозевал
голосование на совете директоров МВФ. Это исключено. Тем более что за
данное решение голосовал и директор от США. Что тут непонятно?
Относительно
же изменения правил кредитования МВФ, которое позволяет Фонду
продолжать перечислять средства займов даже после объявления дефолта по
обязательствам перед суверенными кредиторами, я напомню, какой логикой
руководствовались специалисты Фонда, когда они изменяли правила: мол,
последующие кредиты МВФ могут помочь стране, испытавшей дефолт, погасить
свои обязательства перед суверенным кредитором. Допускаю нестандартную
мысль: Фонд перечислит очередной транш Москве для того, чтобы закрыть
вопрос с 3-миллиардным долгом, после чего кредиторы и прочие финансовые
стервятники смогут приступить к разделу «украинского пирога». Для дяди
Сэма как покровителя этих кредиторов и стервятников явно лучше, чтобы
Москва, получив свою долю, отошла в сторону и уже не мешала мародёрам.
Теперь
насчет кредиторов и стервятников. Вроде бы с ними были достигнуты
договоренности по реструктуризации долга. Однако Киев постоянно
подчеркивал, что к реструктуризации приглашены все кредиторы и
заимодавцы, включая Россию, которую Киев ставил на одну доску с таким финансовым стервятником, как инвестиционный фонд Franklin Templeton.
Яценюк и Яресько настаивали на том, что российский заём,
предоставленный Украине в конце 2013 года, относится к категории
частного долга и что место России за столом переговоров вместе с фондом
Franklin Templeton и прочими стервятниками. А уж если какой-то частный
кредитор не сел за стол переговоров, то это его проблемы.
Реструктуризация все равно состоялась. Однако тут есть два важных
нюанса.
Во-первых,
за столом переговоров сидели не все частные кредиторы. По нашим данным,
по крайней мере держатели нескольких процентов долга не были
представлены на переговорах. Скорее всего, это матёрые стервятники,
которые до поры до времени сидят в засаде. Тот же Franklin Templeton мог
передать часть своих долговых бумаг таким «партизанам», которые выйдут
из укрытия в нужный момент. Именно такие «партизаны» и взорвали соглашение о реструктуризации долга Аргентины, которое было достигнуто в
2000-е годы. Доля этих аутсайдеров составляла всего несколько процентов
по отношению к общей номинальной сумме долга Аргентины, но этого вполне
хватило для того, чтобы сегодня Аргентину вернули к «разбитому корыту»
громадного суверенного долга, который она имела в начале 2000-х годов
(правда, Аргентина продолжает сопротивляться натиску стервятников и
решения нью-йоркского суда об отмене реструктуризации выполнять
отказывается).
Во-вторых,
даже те частные кредиторы, которые договаривались с Киевом о
реструктуризации долга, могут подвергнуть ревизии ранее достигнутую
договоренность в силу того, что они были введены в заблуждение Киевом.
Москва оказалась не частным (коммерческим) кредитором, как это внушали
им представители Украины, а официальным (суверенным), как это решил МВФ.
Может возникнуть ситуация, когда все эти частные кредиторы дружно
предъявят Киеву свои 100-процентные требования. Причем даже без учета
сроков погашения долговых бумаг. У финансистов это называется
кросс-дефолт (предъявление всеми кредиторами своих требований о
погашении долга к должнику в случае объявления дефолта хотя бы по одному
из долгов).
Следует
особо обратить внимание на то, что на прошлой неделе инвестиционный
фонд Franklin Templeton отказал украинским властям в реструктуризации
долгов города Киева. Не складываются у правительства Яценюка и отношения
с МВФ, который не доволен ходом бюджетной и налоговой реформ на
Украине, а также тем, что там до сих пор не принят сбалансированный
бюджет. Без этого же Украине не видать следующего транша Фонда (который
Яценюк и Яресько рассчитывали получить еще в октябре).
Что
касается Российской Федерации, то она собирается по истечении льготного
для должника периода (10 дней после 20 декабря) начать действовать. А
именно: передать дело в английский суд. Независимо от того, сколько
времени будет рассматриваться дело в суде, Россия должна будет получить
свои деньги (плюс проценты за просрочку платежа). У английского суда
желание играть в политику, да еще на стороне киевского режима,
минимальное. Репутация английского суда стоит очень дорого.
Не
менее дорого будет стоить это судебное дело и Киеву. Частные инвесторы и
кредиторы не собираются перестраиваться под политические запросы
украинских властей. Дефолт – он и в Африке дефолт. Особенно суверенный.
Странам с суверенными дефолтами (проще говоря, государствам-банкротам)
новые кредиты и инвестиции не предоставляются. Если такие страны
умудряются «кинуть» суверенных кредиторов, то для частных кредиторов
дела с такими странами смерти подобны.
Мне
кажется, что официальный Киев наконец-то понял, что он окончательно и
бесповоротно попал в финансовый капкан. Яресько неожиданно стала что-то
бормотать насчет того, что Киев «надеется на досудебное решение вопроса»
с Москвой. Однако об этой готовности к «добросовестным» переговорам
должника с кредитором (как условии получения денег МВФ в случае
суверенного дефолта по новым правилам) министр финансов Украины сообщила
в тот день, когда было сделано заявление о «моратории» (то есть о
дефолте). Да и то это было устное заявление, а не официальное
предложение российскому Минфину. Думаю, что «добросовестные» переговоры
Киеву следовало бы начинать на несколько месяцев раньше. На финансовой
шахматной доске у Яценюка и Яресько не осталось ни одного хода. 18
декабря Киев сам себе громогласно объявил шах. В начале следующего года
кредиторы объявят ему коллективный мат.