Болгарский премьер-министр Бойко Борисов неожиданно для своих европейских коллег поддержал планы России по строительству обходной ветки газопровода в Германию.
В ходе своего довольно эмоционального выступления в Брюсселе политик прямо заявил: «Северный поток — 2», запуск которого анонсирован Россией ориентировочно на 2019 год, и строительство газораспределительного центра в Болгарии — выгодный для страны проект, и никто не может упрекнуть его в том, что он отстаивает интересы своего государства.
Борисов также заявил, что не будет подписывать от имени страны и петицию против строительства российско-германской магистрали, что, конечно, не отменяет самой необходимости дискуссии по вопросу реализации этого проекта, который позволит России ежегодно поставлять немцам в обход Украины около 55 млрд кубометров природного газа.
Напомним, соглашение о строительстве дополнительных третьей и четвертой ниток действующего газопровода «Северный поток» было подписано еще в начале сентября 2015 года во время проходившего во Владивостоке Восточного экономического форума.
Главным организатором строительства выступил «Газпром» (его доля в проекте — 51%), по итогам достигнутых договоренностей в консорциум с ним вошли такие европейские гиганты, как E.ON, Shell, BASF/Wintershall, OMV и ENGIE. Предполагается, что новая магистраль пройдет параллельно уже существующей — по дну Балтийского моря и далее в Германию.
Болгария не враг себе
Ранее Болгария оказалась в числе десяти стран Евросоюза, подписавших обращение к Европейской комиссии с призывом организовать дискуссию на высшем уровне по вопросу реализации столь масштабного проекта. Помимо самой Болгарии, за такой подход выступили Словакия, Чехия, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Польша и Румыния.
Противники СП-2 в своем обращении к Еврокомиссии, в частности, отметили, что нынешнюю транзитную схему по территории Украины необходимо сохранить как минимум из соображений «энергетической безопасности» и вообще во имя сохранения стабильности в регионе.
Более того, как ранее заявил в ходе своего выступления в Европарламенте комиссар по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Каньете, реализация российского газотранспортного проекта идет вразрез с принятой Евросоюзом стратегией, направленной на диверсификацию источников и маршрутов поставки газа.
Грубо говоря, еврочиновник постращал коллег возможным усилением зависимости от российских поставок, что лишь укрепит доминирующую роль «Газпрома» на этом рынке.
Позиции не слишком дружественной России Болгарии нисколько не удивился заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. «Болгары будут защищать этот проект, как я подозреваю, по той причине, что, во-первых, они сами банально не хотят замерзнуть, а во-вторых, они смогут при этом продолжать зарабатывать на транзите российского газа в Турцию. В свете последних событий это действительно актуальный аргумент, ведь пока вопрос "Турецкого потока" закрыт до неопределенного времени», — заметил эксперт.
История с «Северным потоком — 2», если описать ее одним словом, — дежавю. Все это действительно когда-то было, причем не так давно. Строительство первых двух ниток СП также происходило отнюдь не безоблачно — и, о чудо, выступали против него примерно те же страны. Лютовала Прибалтика, причитая об угрозе экологической катастрофы.
Что интересно, тогда в ходе работ на дне Балтийского моря был обнаружен затонувший предположительно во время Первой мировой войны корабль, в ходе осмотра которого обнаружили емкости с боевым отравляющим веществом, которое, конечно же, потихоньку «травилось» прямо в воду и представляло угрозу куда большую, нежели безобидный природный газ.
Первые нитки «Северного потока» были проложены, экологического кошмара не случилось, но осадочек остался. И его, уже было рассеявшийся, решили усилить новыми претензиями. Теперь «партнеры» недовольны тем, что Москва решила так вероломно обделить бедный Киев. Но обделить в чем?
Украинский хлам
Вряд ли критики СП-2 не в курсе, в каком реально состоянии ныне пребывает газотранспортная система на Украине. Достаточно им напомнить, что еще при Ющенко решался вопрос о ее серьезной модернизации, и независимый международный аудит тогда оценил общую стоимость необходимых работ приблизительно в 10 млрд долларов.
Вряд ли сейчас эта сумма стала бы меньше, учитывая, что с тех пор никаких работ по хотя бы достойному содержанию системы Украина не проводила.
Но ведь Россия как поставщик газа вправе рассчитывать на то, чтобы он гарантированно поступал потребителям?
Между тем наш газотранспортный контракт с Украиной истекает аккурат к концу 2019 года. Будет ли он продлен при условии немодернизированной ГТС, даже если вдруг двусторонние отношения с Киевом улучшатся? Вопрос этот уже скорее из риторической плоскости.
А значит, альтернатива украинскому транзиту должна действовать на полную мощь уже к моменту окончания этого контракта. Вот, собственно, и весь секрет, который так усердно пытаются разгадать евробюрократы, усиленно делая вид, что речь идет о каком-то пустом капризе российской стороны.
Впрочем, наступившая зима — даст Бог — поможет Европе понять, где и насколько глубоко в этом вопросе она не права.