В конце октября американская деловая газета The Wall Street Jornal со ссылкой на свои источники в Международном валютном фонде сообщила, что МВФ ради Украины готов переписать собственные правила кредитования. Окончательное решение Совет управляющих фонда примет в конце ноября после саммита «Большой двадцатки» (G-20), который пройдёт в середине нынешнего месяца в турецкой Анталье.
Американский Сенат диктует условия международному финансовому центру
Оговорка про «окончательное решение», скорее, дань политической вежливости, чтобы не ставить в неловкое положение авторитетное собрание глав крупнейших мировых держав, коим сегодня является саммит G-20. На нём, безусловно, пойдёт речь о роли МВФ в мировой экономике и правилах, по которым строится работа этого важнейшего финансового центра.
В последние годы тема МВФ поднимается на всех саммитах «Большой двадцатки». Лидеров ведущих мировых держав волнует, что это, по сути финансовое учреждение ООН, фактически управляется Соединёнными Штатами и их союзниками. Мир изменился. Подросли экономики развивающихся стран. Существенным стал их вклад в товарную корзину планеты, политический вес. Однако не изменились условия управления Международным валютным фондом.
На заре создания этого финансового центра был заложен принцип – для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов его участников. При этом доля в 17% всех голосов принадлежит США. Её недостаточно для проведения самостоятельного решения, но зато можно блокировать любую инициативу, которая не понравится американцам.
На это обратили серьёзное внимание ещё на саммите 2010 года в южнокорейском Сеуле. Было даже принято решение увеличить долю развивающихся стран в капитале МВФ до 42,29%. Реализовать его не получилось. Резко «против» выступили американские законодатели, и всё осталось по-прежнему. Разве что китайцам позволили поднять долю с 2,94 до 6,394%. Впрочем, это мало повлияло на ситуацию. Как и раньше, во власти Сената США – принять любой законопроект, который запретит Международному валютному фонду выделять кредиты неугодным американцам странам или, наоборот, поощрит особо послушных.
Не случайно министр финансов России Антон Силуанов не очень поверил в оговорку про окончательное решение и выступил с резкой критикой назревающего решения. Тут нужно пояснить: в правилах Международного валютного фонда есть запрет на выдачу кредитов странам, которые просрочили долг перед официальными кредиторами: государствами-членами МВФ. Для многих очевидно, что Украина в декабре не сможет заплатить России 3 млрд. долларов и, вероятнее всего, допустит дефолт по российским облигациям.
Для разрешения этой коллизии Владимир Путин предложил МВФ дать Украине кредит для погашения долга перед Россией. Такой подход категорически не устроил американцев. Тут несколько причин. Главная, конечно, в открыто враждебном отношении Соединённых Штатов к России. Они всё ещё тешат себя мыслью «порвать нашу экономику в клочья». Такой подход не подразумевает встречные шаги. Нельзя сбрасывать со счетов и амбиции «исключительности», которые в последнее время поглотили американцев вместе с каблуками. Как тут лишний раз не продемонстрировать, что это они контролируют МВФ, а не Россия с её жалкими 2,74% голосов!
Американские политики активно вмешались в историю с долгом Украины перед Россией. Например, сенатор Крис Мерфи (член Комитета сената США по международным отношениям) открыто заявил: «Международное сообщество должно понять необходимость осуществления нами соответствующих шагов, которые дадут Украине правовое основание уйти от выплаты данной задолженности». Мерфи в интервью Sputnik публично пообещал найти способ юридически оформить отказ Украины от выплаты долга России.
Видимо, и в Америке считают:«Обещать – не значит жениться». Похоже, что-то не заладилось с юридическим обоснованием. Как передало РИА «Новости»: «Комитет Сената по международным отношениям сообщил, что проведет брифинг за закрытыми дверями с исполнительным директором Международного валютного фонда Кристин Лагард, на котором будет обсуждаться ситуация с задолженностью Украины».
Был или не был этот брифинг – осталось за кадром, но позиция МВФ вдруг резко скорректировалась. Фонд решил поменять правила кредитования суверенных заёмщиков и исключить запрет на выделение средств странам, которые просрочили выплату официального долга и допустили дефолт.
Решение, которое может стать фатальным Министр Силуанов назвал такое решение поспешным. Глава минфина отметил, что «Россия не хочет, чтобы Украина осталась без финансовой поддержки в трудной ситуации» и при этом выразил озабоченность, что «внесение изменений в политику фонда форсируется в контексте очень политизированного вопроса о реструктуризации украинского долга» (цитирую по РИА «Новости»). Иными словами, международная финансовая организация собирается изменить общие правила под одну конкретную ситуацию и отказаться от принципов, на которые ориентированы государства-члены МВФ.
На первый взгляд, такое с фондом уже случалось. Достаточно вспомнить Грецию. Её экономика серьёзно зашаталась в период кризиса 2008-2009 годов. Возникла угроза выхода Греции из зоны евро. На первом этапе помогли кредиты Евросоюза. Потом подключился МВФ. Позднее, в 2013-м, в фонде признают, что при оказании финансовой помощи Греции они допустили крупные ошибки и просчёты.
В частности, в период предоставления кредитов греческая экономика не соответствовала большинству критерий МВФ (трём из четырёх), соблюдение которых – обязательное условие для получения финансовой помощи. В Греции были велики государственные траты, высокие внешние долги, дефицит бюджета и платёжного баланса. Однако за Грецию хлопотал Евросоюз, располагающий в МВФ почти третью голосов; вопрос решился без больших проволочек.
Разница с украинским случаем здесь в том, что для помощи Греции не меняли правила и принципы фонда, а просто не обращали внимания на несоответствие запросов страны условиям кредитования. С Украиной такое тоже было. Еще год назад об этом говорил Президент России: «Мы заинтересованы в том, чтобы Украине была оказана и экономическая помощь, в том числе помощь со стороны МВФ. Вместе с тем, и хотел бы особо на это обратить внимание, практика работы фонда такова, что он не оказывает финансовой поддержки воюющей стране».
Фонд оставил без внимания критику Владимира Путина. Серьмяжная правда здесь в том, что воюющая страна, как правило, тратит кредиты не на стабилизацию экономики страны (чем призван заниматься Международный валютный фонд), а финансирует боевые действия. Возврат долга при этом точно никак не гарантирован.
Складывается впечатление, что МВФ и не рассчитывает вернуть кредиты, выдать которые его попросили США и их союзники, имеющие в совокупности почти половину голосов для принятия фондом решений. Та же Греция, к примеру, накопленный долг в 315 млрд. евро обязана вернуть после 2022 года. Но уже 30 июня 2015 года не смогла выплатить МВФ текущий платеж по кредиту в размере 1,6 млрд. евро.
Греков, конечно, пожурили. Их и так уже финансировали в обмен на фактическую передачу страны под «внешнее управление» кредиторам. На этот раз греческий платёж по существу обеспечили новым кредитом фонда.
У Украины тоже нет денег для возврата долгов. Ещё 22 сентября она отказалась выплатить $500 миллионов по купонным обязательствам за еврооблигации. Кредиторы тогда дали ей десять дней на раздумья, а 4 октября постоянная комиссия Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA) на своём заседании приняла решение – признать технический дефолт Украины.
Слово «технический» в данном случае означает надежду кредиторов, что это купонное обязательство Украина всё-таки выполнит, когда у неё появится возможность. Однако специалисты международного рейтингового агентства Standard&Poor’s были менее оптимистичны. Они предположили, что «даже если Украина объявит дефолт, это не станет катастрофой для украинской экономики, ведь МВФ, скорее всего, закроет на это глаза и продолжит финансирование четырехлетней программы помощи, предполагающей кредитование Украины на сумму 17,5 млрд. долларов».
Действительность превзошла ожидания аналитиков из Standard&Poor’s. МВФ решил не просто закрыть глаза на возможный дефолт Украины, но и переписать под него свои основополагающие правила. В нынешнем декабре им, как и самому Международному валютному фонду, исполнится ровно 70 лет. Теперь, по мнению руководителей фонда, не всякий долг подлежит обязательному исполнению. По крайней мере, – долг тем кредиторам, кто не водит сегодня чаи с американцами и их союзниками.
Такая избирательность – не изобретение МВФ. Уже который год американцы внедряют в международные отношения своё право сильного, исключительного. Они привыкли без санкций Совета Безопасности ООН бомбить города и страны. Теперь очередь дошла до финансовых структур. Американский диктат может стать губительным для Международного валютного фонда. Ведь сейчас начинают свою деятельность его конкуренты – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, банк БРИКС. Эти международные финансовые учреждения строятся на равноправии и партнёрстве. За ними будущее.
… Может случиться так, что непродуманное решение о выборочном подходе к суверенному долгу станет той каплей, которая окончательно разрушит изрядно подпорченную в последние годы репутацию Международного валютного фонда – пока ещё ведущего финансового учреждения Организации Объединённых Наций.