Проблемы Греции уже стали родными и близкими для всех россиян — они не сходят со страниц отечественной прессы. Сегодня Греции не хватает средств на финансирование своих внешних и внутренних обязательств, а партнеры по Евросоюзу требуют новых жестких реформ в обмен на кредиты. В итоге, премьер Греции Алексис Ципрас назначил на воскресенье 5 июля референдум, на котором граждане страны выражали свое отношение к предложениям кредиторов. И сам же призвал греков от этих предложений отказаться!
Результаты референдума пока неизвестны, но есть и другой выход из положения для Греции — приватизировать, то есть продать часть своих государственных активов, чтобы расплатиться с долгами. И участие России в приватизации греческих активов в случае запуска такой программы Грецией было бы целесообразным, как заявил в эфире «Вести в субботу» глава ВТБ Андрей Костин.
По словам Костина, в ходе экономического форума в Петербурге, он разговаривал на тему участия России в приватизации греческих активов «с целым рядом ведущих греческих бизнесменов», и все они, в принципе, согласны, что это был бы выход из ситуации для Греции. Как полагает банкир, интересы нашей страны могли бы заключаться в покупке акций греческих портов, аэропортов, компаний энергетической сферы, а также железнодорожных компаний. А просто так давать деньги грекам, дескать, не стоит — мы ведь не входим в Евросоюз, к тому же у нас сейчас свои проблемы, считает Костин.
И он не одинок в этом своем мнении: на прошедшей неделе постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов заявил в интервью РИА «Новости», что Россия готова к участию в приватизации объектов греческой инфраструктуры. По словам Чижова, у России есть возможности для наращивания экономического сотрудничества с Грецией в приватизации, и в первую очередь нас интересуют железные дороги, и порт в Салониках.
Кстати, госкомпания РЖД еще в прошлом году подавала заявку на приобретение активов греческих компаний: TrainOSE, которая занимается железнодорожными перевозками, Rosco, которая ведет ремонт, и морского порта Thessaloniki. Но пока, ни о каких результатах не было объявлено. Хотя не совсем понятно, почему на фоне хронического недоинвестирования российских железных дорог, РЖД собирается вкладывать капиталы в развитие железнодорожной инфраструктуры в Греции. И вообще, откуда у нее лишние деньги на покупку греческих активов, если госкомпания постоянно выпрашивает «подачки» из бюджета? И зачем РЖД морской порт?
Бедная, бедная Греция
Какова же цена вопроса, о каких активах идет речь? Стоит отметить, что Греция в Европе считается «бедной» страной еще начиная с прошлого кризиса 2009 года, и входит в состав так называемых стран — «свиней» PIGS (Португалия, Италия, Греция и Испания), которые тянут экономику Евросоюза вниз. Но, не смотря на это, Греция имеет достаточно много довольно дорогих активов. Ведь бедность по меркам периферийных стран Евросоюза — это вам не нищета регионов российской глубинки!
Несмотря на затяжной финансовый кризис, торговый флот Греции по итогам прошлого года снова стал самым большим в мире по валовой вместимости судов и тоннажу. По данным пароходной компании Clarksons, ведущей статистику всех мировых гражданских флотов, в 2014 году греческие судоходные компании разместили заказы на постройку новых судов на общую сумму 6,8 млрд евро.
На сотнях островов Греции имеется множество морских портов, из которых 12 являются международными. Пирейский порт является главным грузовым портом страны и одним из самых загруженных работой в Европе. За ним следуют порты в Салониках, Патре и Игуменице. Всего в Греции работает более 140 пассажирских и грузовых портов.
Железная дорога Греции имеет главное направление с юга на север, соединяя Афины и Салоники. Но сегодня греческая железная дорога выходит за пределы страны и достигает Софии в Болгарии, Бухареста в Румынии и Стамбула в Турции.
В Греции имеется 40 аэропортов, из которых 15 являются международными. Многие из них, в особенности на островах, обслуживают, главным образом, туристов и чартерные рейсы. Афинский международный аэропорт считается одним из лучших в Европе.
Но российские «придворные бизнесмены» из госкомпаний и госбанков зря надеются, что им удастся купить греческие активы в случае их приватизации, как на американской «garage sale» — распродаже за бесценок. Как это было в России во время приватизации 90-х годов, кода активы покупались по цене, меньше годовой выручки предприятия.
К примеру, чтобы снизить дефицит бюджета, правительство Греции в 2010 году уже проводило приватизацию государственных долей в 15 различных компаниях. Как писала Wall Street Journal, Афины продавали госдоли в банках и компаниях, а также несколько самолетов Airbus, принадлежавших национальному авиаперевозчику Olympic Airlines. Кроме того, правительство выставляло на аукцион принадлежащие ему акции компании, занимающейся водоснабжением в Афинах, а также ведущих нефтеперерабатывающих концернов. Но греческие власти просили за эти активы довольно дорого — около 2,5 млрд евро на круг. Видимо поэтому, об участии российских компаний в этой «распродаже» ничего не было слышно.
Может наши госкомпании думают, что на сей раз, в связи с безвыходным положением для Греции, все будет иначе? Но даже если так, откуда лишние деньги на то, чтобы купить себе ВТБ у того же ВТБ, чистая прибыль которого по итогам прошедшего года обвалилась почти в 126 раз! Или Костин собирается снова — в лучших традициях приватизации 90-х — покупать греческие госактивы на государственные же деньги, которые возьмет у российского правительства?
В общем, судя по результатам экономической деятельности, купить себе что-нибудь в Греции сегодня реально будет по карману, наверное, только «Газпрому». И в позапрошлом году, когда Греция собиралась продать 55% национальной газовой компании DEPA, эксперты отмечали интерес госкомпании к этим активам. Потому что компания DEPA — крупнейший поставщик газа в Греции, при этом страна является транзитером между Турцией и Италией. Но главное — DEPA принадлежит 100% греческого трубопроводного оператора DESFA. Поэтому для «Газпрома» выкуп предлагаемых долей стал бы принципиальным рывком на европейский рынок.
— Приватизировать DEPA у греков тогда не получилось, потому что претендентов не нашлось, а DESFA купила полугосударственная азербайджанская компания — рассказывает директор Института национальной стратеги Сергей Правосудов. — Но прошло уже больше года, а эту сделку до сих пор так и не утвердила Еврокомиссия. По поводу покупки DEPA, проблема «Газпрома» была связана с тем, что у этой компании было очень много долгов по оплате потребителей за газ, и газовый холдинг хотел, чтобы греки гарантировали, что они будут погашены. Эта сделка также увязывалась с ценой газ. В общем, «Газпром» хотел, чтобы эта инвестиция была с прибылью. То есть, можно купить теоретически прибыльный актив, но если правительство не гарантирует оплаты за газ населением, то на практике он станет убыточным, и деньги будут просто выброшены на ветер. Но так как никаких гарантий правительство Греции не обеспечило, то не только «Газпром» — никто эту компанию покупать не захотел.
— Как сообщалось весной, Россия готова рассмотреть вопрос предоставления Греции кредитов и скидки на газ, но российские власти «заинтересованы во встречных движениях», в частности — в получении энергетических активов в Греции. О каких именно активах идет речь?
— Что будет сейчас предлагаться для приватизации — понять сложно: это может быть участок газопровода «Турецкий поток», который проходит по территории Греции, и в который Россия собирается инвестировать. Сейчас точно сказать, о чем пойдет речь, достаточно сложно. В целом же, приобретение греческих энергетических активов Россией — это «палка о двух концах». Особенно в нынешних условиях санкций. С одной стороны, «Газпрому» было бы интересно вести газ не просто до страны, а до конечного потребителя. Но с другой — все подобные сделки очень жестко курируются Еврокомиссией. Были такие прецеденты, когда «Газпром» приобретал 50% и 100% доли в европейских газораспределительных компаниях, в частности — в Германии, и Еврокомиссия утверждала их целых два года. А это большие потери. Конечно, сейчас можно попробовать войти в греческую энергосистему, но никто не гарантирует, что снова не получится как в той русской поговорке — «обещанного три года ждут».
Фото: Kay Nietfeld Source/dpa/ТАСС