Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проходит в сложной для Европы экономической обстановке. Увлекшись дискуссиями о необходимости сохранения и даже усиления антироссийских санкций, лидеры ЕС на глазах теряют контроль за финансово-экономическими делами. На это указывает решение Брюсселя о созыве 22 июня экстренного саммита ЕС для обсуждения положения в Греции. Саммит созвал председатель Европейского совета Дональд Туск после того, как министры финансов Еврогруппы на переговорах в Люксембурге 18 июня не смогли достичь соглашения по греческому вопросу. «Пришло время в срочном порядке обсудить ситуацию в Греции на самом высоком политическом уровне», - заявил Туск.
МВФ устами Кристин Лагард предложил готовиться к греческому дефолту, если греки к концу июня не выплатят кредиторам 1,6 млрд евро. Ранее пресс-секретарь МВФ Герри Райс констатировал провал переговоров с Афинами по вопросу реструктуризации греческого долга: «Серьезные расхождения между нами по большинству ключевых вопросов остаются». По признанию Райса, стороны «далеки от достижения соглашения». [2] А эксперты рейтингового агентства S&P уже спрогнозировали, что греческие власти объявят дефолт по своим коммерческим долгам в течение года.
Что это означает для Евросоюза? Прежде всего, провал всей концепции антикризисной экономической политики. Дата 30 июня имеет решающий для ЕС характер. В этот день официально завершается программа помощи Афинам, в рамках которой было согласовано выделение рекордной для Евросоюза суммы в 245 млрд евро. Результат выполнения программы налицо: доведенная до преддефолтного состояния Греция, экстренный саммит ЕС и полная неопределенность относительно будущего еврозоны. Отчет греческого Центробанка говорит сам за себя: «Недостижение соглашения будет знаменовать начало болезненной тенденции, которая сначала приведет к дефолту Греции, а в итоге - к выходу страны из еврозоны и, что наиболее вероятно, из Евросоюза».
Даже Джеффри Сакс из Колумбийского университета признаёт, что «требования Европы, которые якобы должны гарантировать способность Греции обслуживать свой внешний долг, - дерзкие, наивные, а в сущности, и саморазрушительные. Отвергая их, греки не играют - они пытаются выжить». И далее Джеффри Сакс говорит: «Ситуация в Греции сегодня напоминает Германию 1933 года. Конечно, Евросоюзу нечего бояться появления греческого Гитлера… Демократия в Греции доказала во время этого кризиса свою зрелость. Однако есть то, чего ЕС стоит опасаться: нищета на территории Евросоюза и ее гибельные последствия для политики и общества на всем континенте».
«К сожалению, континент по-прежнему разделен родоплеменными границами. У немцев, финнов, словаков или голландцев, к примеру, нет времени на страдания греков. Их политические лидеры стремятся к реализации национальных интересов, а не истинно общеевропейских. Программа помощи для Греции стала особенно острым вопросом в тех странах, где крайне правые партии сейчас на подъеме или где правоцентристским правительствам противостоит популярная левая оппозиция», - заявляет американский экономист.
На греческом направлении Евросоюз имеет на сегодняшний день напрасно потраченные 250 млрд евро, угрозу распада еврозоны и даже призрак нового Гитлера. Не лучше и дела на Востоке. В преддверии саммита ЕС немецкая Die Welt со ссылкой на данные Австрийского института экономических исследований (WIFO) сообщила, что страны Евросоюза рискуют лишиться из-за антироссийских санкций и ответных мер Москвы примерно 100 млрд евро и более 2 млн рабочих мест. «Российский кризис стоит Европе 100 млрд евро», - гласит заголовок статьи в Die Welt. [6]
Выводы австрийского института намного пессимистичнее оценок Еврокомиссии, которая уверяет европейцев, что ущерб от санкционной войны «незначительный» и легко компенсируется. Подобные оценки, считает Die Welt, продиктованы как политическими соображениями, так и несовершенством статистических методов: эксперты Еврокомиссии основываются на краткосрочных показателях, тогда как WIFO анализирует ситуацию за многие месяцы и моделирует ее на будущее.
Наибольшие потери от антироссийский санкций, по данным экспертов WIFO, понесет Германия, совокупные потери которой экономисты оценили в 27 млрд евро. Среди других стран, серьезно страдающих от политики Брюсселя в отношении России, называются Польша, Италия, Испания, Франция и Эстония.
Пагубно влияет санкционная война и на безработицу в Евросоюзе. Здесь также наибольший ущерб несёт Германия. Санкции уже привели к сокращению 175 тысяч рабочих мест, а их продление лишит работы еще 290 тысяч человек. В Польше безработными станут 185 тысяч человек, в Италии – 135 тысяч, в Испании – 115 тысяч, во Франции – 95 тысяч, в Великобритании – 80 тысяч, в Эстонии – 75 тысяч человек. Всего же Евросоюз, к которому австрийские эксперты присовокупили еще и Швейцарию, уже заплатил за свою антироссийскую политику потерей 950 тысяч рабочих мест. Если этот курс будет продолжен, безработными станут еще 1 миллион 460 тысяч человек!
Вот почему европейский бизнес внимательно следит за дискуссиями, развернувшимися в Санкт-Петербурге.
(Окончание следует)