Расширение ЕАЭС – выгоды и перспективы участников союза
Годовщина существования Евразийского экономического союза ознаменовалась рядом знаменательных событий, кульминацией которых стало подписание соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом во время проведения в казахстанском поселке Бурабай заседания глав правительств стран СНГ и ЕАЭС. За прошедший год союз прошел весьма непростой путь, который с уверенностью можно записать в актив его учредителей. Несмотря на некоторые трудности в понимании интересов друг друга, определенную сырость нормативно-правовой базы, а также множество все еще нерешенных вопросов, Евразийский союз сумел доказать свою жизнеспособность как один из самых перспективных проектов на постсоветском пространстве. Это подтверждается и тем, что к объединению уже проявили интерес около 40 различных стран, заявивших о своей готовности заключить с ЕАЭС соглашения о свободной торговле, а сам союз пополнился еще двумя участниками – Арменией и Кыргызстаном.
Нынешнее развитие постсоветской интеграции, как известно, идет по пути воссоздания утерянных в начале 1990-х годов политических и экономических связей, и каждая из республик, участвующих в ЕАЭС, прекрасно отдает себе отчет в том, какие выгоды и риски ее ожидают на этом пути. И если между Белоруссией, Россией и Казахстаном основные направления сотрудничества уже практически полностью определены, то в отношении новых и возможных будущих членов союза ситуация остается все еще не до конца определенной.
Вступление в Евразийский союз Кыргызстана имело весьма специфический характер, так как в Бишкеке долго не могли определиться с тем, насколько выгодно участие республики в новом образовании. Если кыргызстанское правительство было практически уверенно, что все негативные последствия вступления в ЕАЭС будут краткосрочными и продлятся не более трех лет, то среди парламентариев и местных бизнесменов подобного единства не наблюдалось, хотя большинство из них все же признавали положительные стороны интеграции.
В первую очередь, киргизы опасаются глобальных проблем, связанных с согласованием новой таможенной политики с правилами Всемирной торговой организации, членом которой Кыргызстан является еще с 1998 года. В данном случае присоединение к Таможенному союзу и ЕАЭС, так или иначе, приведет к повышению пошлин на ряд товаров в этой стране, а значит, и будут нарушены некоторые обязательства перед ВТО. Бишкек будет вынужден выплатить компенсацию, которая, по разным оценкам, может составить от 1 до 7 млрд. долларов США, что для страны со среднегодовым ВВП около 6-10 млрд. долларов (назвать точнее сумму достаточно сложно, так как официальные статистические данные и данные международных организаций серьезным образом отличаются друг от друга) будет фактически означать банкротство. Поэтому в сложившейся ситуации единственным выходом является сторонняя помощь стран ЕЭАС, которую уже предложила Россия, пообещав погасить все издержки за свой счет. Пожалуй, именно это и сыграло решающую роль в том, что киргизское правительство и парламентарии согласовали свои позиции и завершили процесс вступления в Евразийский союз, даже несмотря на то, что в стране сегодня по-прежнему много противников постсоветской интеграции.
Например, свое волнение и недовольство высказывают местные автодилеры и те, кто занимается реэкспортом из Китая. И надо сказать, что таких в республике немало: Кыргызстан долгое время выживал за счет перепродажи китайских товаров в соседние страны, в том числе и нелегальной, а в республике образовался достаточно большой социальный пласт, связанный с данной сферой деятельности. Поставщики бытовой техники и стройматериалов, продавцы автомобилей, а также коммерсанты, работающие с двумя крупными центральноазиатскими рынками «Дордой» и «Карасу», абсолютно уверены, что вступление в ЕАЭС только навредит их бизнесу. Более того, опасения существуют и среди простых граждан, которые боятся резкого повышения цен как на продовольственные, так и непродовольственные товары, в том числе и на автотранспорт. Определенное недоверие высказывают и местные эксперты, по мнению которых Кыргызстан в ЕАЭС превратится в очередной сырьевой придаток, а его торговую политику будут определять в Москве. Проще говоря, Евразийский союз кое-кому в Бишкеке видится не как перспективное экономическое объединение, которое позволит республике двигаться вперед, а как строго политический проект Кремля, главную выгоду от которого получит именно Россия.
Правда, подобные оценки и опасения в Кыргызстане вызваны не столько реальными рисками для страны, сколько нежеланием местной элиты и большинства предпринимателей перестраивать свою традиционную деятельность в новых экономических и политических условиях, которые для страны более чем актуальны. После создания Таможенного союза и ЕАЭС Россия и Казахстан постепенно стали наводить порядок на своих границах, что резко сократило поток реэкспортной китайской продукции через республику. Соседние же среднеазиатские страны, Узбекистан и тем более Таджикистан, вряд ли смогут заместить те объемы, которые раньше шли в направлении России и за счет которого жили сотни тысяч киргизов. Это означает, что у Бишкека фактически не было иного выхода, кроме присоединения к ЕАЭС, чтобы получить свободный доступ к рынку объединения и не оказаться на грани финансового, а значит, и социального кризиса.
Необходимо напомнить, что Договор о вступлении Кыргызстана в Евразийский экономический союз был подписан еще 23 декабря 2014 года, после чего власти республики должны были выполнить список из 181 пункта Дорожной карты для окончательного вступления в ЕАЭС. При этом Бишкек смог добиться для себя дополнительных льготных условий, которых, например, не было у Белоруссии. Так, Кыргызстану удалось увеличить свою долю от общих таможенных сборов ЕАЭС до 1,9 % (у Армении, которая также недавно стала частью союза, эта доля составляет 1,11%), а также добиться ряда торгово-экономических преференций на пять лет. Дополнительно к этому было объявлено о создании кыргызско-российского фонда с капиталом в 1 млрд. долларов, средства из которого будут направляться на восстановление промышленного сектора страны и его развитие.
Более того, по просьбе кыргызстанской стороны страны ЕАЭС согласились ускорить процесс принятия республики и не затягивать процедуру ратификации договоров до 2016 года, как это предполагалось ранее. По всей видимости, все процедуры закончатся уже до конца июня, о чем было объявлено киргизским премьер-министром Т. Сариевым по итогам недавних заседаний Совета глав правительств стран СНГ и Евразийского межправительственного совета. Это означает, что уже в июле Бишкек станет полноправным членом ЕАЭС и получит возможность воспользоваться всеми преимуществами объединения.
Так что же принесет присоединение Кыргызстана к ЕАЭС – как самой стране, так и остальным его участникам? В данном случае ситуация выглядит неоднозначно, так как киргизские экономические выгоды более очевидны, чем выгоды России, Казахстана, Армении и Белоруссии. Сегодня правительство Кыргызстана связывает свое участие в ЕАЭС с возможностью получить широкий приток инвестиций, а также расширением рынков сбыта и развитием промышленного сектора. При этом в Бишкеке считают, что приход российских или казахстанских инвесторов в страну будет немалым, так как условия ведения бизнеса здесь либеральнее, чем в иных странах ЕАЭС, а рабочая сила более дешевая.
Помимо этого, среди плюсов, которые называют сегодня эксперты, можно выделить экономические преференции на энергетические ресурсы, свободную торговлю на рынках стран-участниц союза, а также, что немаловажно, упрощенную систему трудоустройства для мигрантов. Выгоды в аграрном секторе, швейной промышленности и во многих иных областях должны не только придать толчок к экономическому развитию страны и ее индустриализации, но и способствовать решению демографической проблемы, так как у киргизов появится возможность работать у себя на родине, а не искать заработок за границей. Конечно, все это перспективы не первого года, однако именно на них в Бишкеке рассчитывают больше всего.
Выгоды же иных стран ЕАЭС от присоединения Кыргызстана намного скромнее и носят в ряде случаев не только экономический характер. Например, Казахстан, который имеет общую с Кыргызстаном границу, заинтересован в более свободном развитии совместных торгово-экономических отношений, так как оборот между двумя странами сегодня составляет более 900 млн. долларов.
При этом Казахстан в последние годы имеет во взаимной торговле сугубо положительное сальдо: в 2014 году в Кыргызстан было экспортировано товаров на 563 млн. долларов, что, к примеру, в десятки раз превышает объем казахстанского экспорта в Белоруссию. В целом же Казахстан в общем товарообороте Кыргызстана занимает нишу в 12,6% (доля России – 26,7% и Китая –16,8%). В Астане надеются, что в ближайшее время динамика и структура экспорта в соседнюю республику только улучшится. К тому же нельзя забывать и том, что казахи серьезно рассчитывают на приток дешевой рабочей силы из Кыргызстана, особенно в свои приграничные регионы, где демографическая проблема сегодня крайне актуальна.
Российские экономические интересы в Кыргызстане в настоящее время минимальны. Более того, именно Москве, как уже указывалось выше, в ближайшее время придется брать на себя роль спонсора кыргызской экономики. Поэтому необходимо признать, что присоединение Бишкека к ЕАЭС несет для России скорее геополитическую выгоду, так как тем самым обеспечивается безопасность ее рубежей в Азии, а значит, и общенациональных интересов государства в данном регионе. Доказательством тому может служить расположение в Кыргызстане нескольких российских объектов гражданского и военного назначения: испытательная база в Караколе, узел связи в Чалдоваре, автономный сейсмический пункт в Майлуу-Суу, а также авиабаза недалеко от столицы в г. Канте. К слову, с 25 мая по 5 июня на территории бригады спецназначения «Пантера» Национальной гвардии Кыргызстана и вышеуказанной базы «Кант» совместно с российскими десантниками проведены очередные военно-тактические учения, которые были призваны укрепить кыргызско-российское боевое содружество.
Если говорить о ситуации с Белоруссией,
то приходится констатировать, что Кыргызстан пока еще далек от вхождения в круг её основных торговых партнеров и по-прежнему остается лишь перспективным направлением для местных производителей. Однако в условиях нынешнего экономического кризиса и отсутствия интереса к белорусской продукции на внешних рынках, появление дополнительной возможности сбыта своих товаров в Средней Азии не может не интересовать официальный Минск. Тем более что между двумя странами и до присоединения Кыргызстана к ЕАЭС существовали определенные экономические связи. Например, еще в 2008 году на базе ООО «Автомаш–Радиатор» (г. Бишкек) было открыто совместное сборочное производство тракторов «Беларус 82.1». Правда, необходимо отметить, что двусторонний товарооборот от этого не сильно увеличился и по-прежнему остается крайне низким – в 2014 году он составил чуть более 95 млн. долларов, хотя и с положительным для белорусов сальдо почти в 90 млн. долларов.
Традиционно Белоруссия поставляет в Кыргызстан различные транспортные средства и запчасти, изделия из резины, а также сахар. Интересно то, что именно сахар занимает треть от белорусского экспорта, а четыре белорусских завода («Городейский сахарный комбинат», «Скидельский сахарный комбинат», «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» и «Жабинковский сахарный завод»), создав здесь «Белорусскую сахарную компанию», и вовсе смогли установить абсолютную монополию на поставки данной продукции в Киргизию. По всей видимости, после вхождения страны в ЕАЭС данная экспансия только увеличится. Об этом, в частности, свидетельствуют недавние заявления высших государственных чиновников двух стран, которые практически одновременно заявили о том, что теперь пришло время «перейти от торговли к инвестиционному сотрудничеству». И в данном случае речь идет именно о сахарной отрасли. Премьер-министр Белоруссии А. Кобяков со своим кыргызским коллегой Т. Сариевым недвусмысленно высказались об этом на недавней встрече в Бурабае: «Белоруссия приложит все усилия, чтобы задействовать весь потенциал сотрудничества. Мы готовы поставлять в вашу страну технику, наращивать импорт высококачественного хлопка и инвестировать в сахарные заводы».
Что касается Армении, то ее экономические связи с Кыргызстаном носят скорее символический характер: за 2014 год республика импортировала продукции на 314 тыс. долларов, купив у киргизов товаров всего лишь на 68 тыс. долларов. Поэтому перед двумя странами сегодня стоит серьезная задача укрепления двухсторонних экономических связей и увеличения совместного товарооборота.
#еаэс
Автор статьи: Юрий Павловец Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|