На протяжении нескольких месяцев после прихода к власти блока СИРИЗА новое правительство Греции во главе с Алексисом Ципрасом вело переговоры с МВФ, Европейской комиссией и другими международными кредиторами по вопросам суверенного долга страны. Этот долг на начало года достиг уровня 175% ВВП, страна после выборов в январе 2015 года находилась в шаге от дефолта. Переговоры оказались бесплодными. И вдруг наступило резкое обострение, после которого до конца июня Греция неизбежно станет эпицентром событий общеевропейского масштаба.
Финансовое положение Греции на сегодняшний день таково, что общий объем суверенного долга составляет 315 млрд. евро. 5 июня Греция должна выплатить по кредитам Международного валютного фонда 300 млн. евро (327 млн. долл.). И этот платеж страна еще в состоянии сделать. Однако после этого до конца июня она должна выплатить еще 1,25 млрд. евро. На это у Греции средств уже не окажется. Поэтому до конца месяца Греция должна либо получить помощь, либо объявить дефолт. А это в свою очередь неизбежно повлечет за собой её выход из зоны евро.
В ночь с 1 на 2 июня в Берлине состоялся своеобразный саммит кредиторов Греции, на котором удалось преодолеть существовавшие между ними противоречия, которыми до этого пыталось пользоваться греческое правительство. Основным было противоречие между МВФ и Европейским союзом. МВФ пытался добиться от Европы согласия на очередную реструктуризацию долга. Однако Европа (прежде всего, Германия) этому категорически воспротивилась, аргументируя тем, что списание долга ляжет в конечном счете бременем на европейского (читай: немецкого) налогоплательщика.
В ходе ночного саммита кредиторов МВФ под давлением Германии отступил от упомянутых требований к европейским партнерам. Кстати, особая жесткость Германии по вопросу греческого долга стала питательной почвой для усиления в Греции германофобских настроений. Ночной саммит поднял еще выше градус этих настроений. По неофициальным источникам, директор МВФ Кристин Лагард якобы сказала, что до конца не уверена, что можно будет обойтись без реструктуризации греческого долга. В случае, если предложенная Афинам программа «реформ» не принесёт оживления экономики Греции, к теме реструктуризации придется вернуться. Напомним, что любые схемы реструктуризации долга не затрагивают так называемых привилегированных кредиторов, первое место среди которых занимает МВФ.
Согласно последним сообщениям, график последующих событий на фронте переговоров выглядит так. 3 июня кредиторы предъявляют Ципрасу свои окончательные условия (фактически ультиматум). Для этого греческий премьер-министр специально прибыл в Брюссель. До вечера 5 июня Ципрас должен дать ответ. В случае положительного ответа в течение следующей недели происходит техническая доработка документов, а в середине месяца - их подписание и перечисление очередного транша.
Ультиматум – это программа экономических «реформ», которую кредиторы навязывают Греции. Её детали в настоящее время неизвестны. Однако все эксперты называют такие ключевые позиции ультиматума, как ужесточение финансово-бюджетной дисциплины, приватизация крупных объектов промышленности и инфраструктуры Греции, внесение изменений в пенсионное и трудовое законодательство, которое уменьшит размеры пенсий и минимальной зарплаты, увеличит пенсионный возраст и сократит выплаты по безработице. В среднесрочной перспективе Греция должна выйти на уровень дефицита бюджета в 3,5%. Такую цену Греция должна заплатить за то, чтобы тройка кредиторов (МВФ, ЕЦБ, Европейская комиссия) разблокировали очередной транш финансовой помощи на сумму 7,5 млрд. евро.
Премьер-министру Ципрасу предстоят нелегкие времена. У него есть выбор между «плохим и совсем плохим». Согласие принять ультиматум со стороны кредиторов грозит для него серьезными политическими неприятностями внутри страны. Правительственное большинство, на которое Ципрас опирается в парламенте, не является подавляющим: превосходство над оппозиционными депутатами составляет всего 12 голосов. Ультиматум может если не взорвать, то, по крайней мере, размыть правительственный блок. А дальше может возникнуть ситуация, требующая либо новых выборов, либо проведения общенационального референдума по вопросам, связанным с решением проблемы долга. Ряд экспертов склоняется к тому, что для Ципраса наиболее оптимальным является вариант референдума.
Спикер парламентского блока СИРИЗА Никос Филис (Nikos Filis), выступая по местному телевидению, заявил, что Греция не примет ультиматум от кредиторов и что правительство не может подписать соглашение с кредиторами, которое противоречит программным установкам партии.
Впрочем, даже если ультиматум будет принят Ципрасом и поддержан парламентариями и/или народом (на референдуме), тех денег, которые Греция сможет получить от кредиторов в июне, хватит лишь до осени. Далее придется вести новые, еще более тяжелые переговоры и разрабатывать новую, еще более жёсткую программу экономических «реформ».
Мировые СМИ акцентируют внимание на сценариях возможного развития событий в Греции. О том, как эти события могут отразиться на всей Европе, говорится гораздо меньше. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что исключает возможность выхода Греции из еврозоны и дефолта Афин по долгам. Потому что если Грецию не удастся экономически удержать на плаву, то это «приведет к последствиям, масштаба которых люди себе даже не представляют».