За пять месяцев, прошедших с начала этого года, как минимум 80 фирм, торгующихся на фондовой бирже Китая, сменили названия и переключились на новый вид деятельности. Владелец отелей стал железнодорожной компанией, производитель фейерверков занялся peer-to-peer кредитованием, производитель керамики увлекся чистой энергетикой, а продавец напольных покрытий превратился в девелопера видеоигр. Эти метаморфозы больше чем совпадение и свидетельствуют об одной тенденции, пишет журнал Economist в свежем номере: на китайском фондовом рынке надувается опасный пузырь.
Композитный индекс Шэньчжэньской фондовой биржи, состоящий из технологических компаний, за минувший год вырос почти втрое. На бирже для стартапов ChiNext, китайском подобии Nasdaq, ситуация еще более удивительная: соотношение стоимости акций к прибыли подбирается к 140. Это огромная цифра, подчеркивает Economist: разница в 50 раз уже была бы чересчур оптимистичной. Похожая ситуация наблюдалась на Nasdaq в 1999 году – прямо перед тем, как случился крах доткомов. По оценке представителя китайской брокерской фирмы Cinda Securities, около 85% компаний на Шанхайской фондовой бирже сейчас переоценены больше, чем в 2007 году, когда в КНР лопнул предыдущий фондовый пузырь. Что интересно, глобальных инвесторов эта лихорадка, похоже, не затронула: акции одних и тех же организаций на Гонконгской бирже стоят на 30% дешевле, чем на континентальной Шанхайской.
Примеров переоценки очень много. У компании по производству корма для животных отношение стоимости акции к прибыли на акцию (P/E) равно 221, у изготовителя саун – 285, у фирмы по производству вентиляторов – 732 и так далее. Китайские биржи в принципе имеют достаточно непрочную связь с реальностью, но на этот раз они превзошли сами себя, говорится в статье: фондовые индексы резко идут вверх на фоне падения роста ВВП до 7% в год. Такой подъем отчасти можно объяснить переходом ЦБ КНР к монетарному смягчению и обсуждением новых фискальных стимулов, но чем дальше, тем менее адекватным выглядит это ралли. Резкая коррекция на бирже будет неизбежна и не сулит ничего хорошего китайской экономике, пишет издание.
Индекс CSI 300 и ВВП Китая
economist.com
Существует мнение, что за биржевой лихорадкой стоит правительство Китая и оно же может ее остановить, но, как считают в Economist, это не так. Если в недавнем прошлом государственные медиа и рассказывали о дешевых акциях местных компаний, то в последние недели они активно предупреждают об опасностях ралли. Это происходит так часто, что игроки рынка перестали воспринимать предупреждения всерьез.
Если пузырь лопнет, это, несомненно, серьезно повредит китайской экономике. Большой объем акций приобретался в кредит – по оценке банка Credit Suisse, на кредитах держится 6–9% капитализации всего рынка КНР, это в пять раз больше, чем в богатых странах. Это означает, что коррекция будет болезненной для инвесторов и, вероятнее всего, ощутимо ударит по домохозяйствам Китая – гораздо сильнее, чем было в 2007 году, когда маржинальная торговля еще не была разрешена.
Хорошая новость для Китая состоит в том, что капитализация его рынка относительно невысока – в целом около 40% от ВВП (в развитых странах она часто превышает 100%), ChiNext стоит меньше 10%. Следовательно, обрушение на фондовых биржах, вероятно, не нанесет чрезмерного ущерба и в краткосрочной перспективе последствия будут терпимыми.
Но вот долгосрочная перспектива должна вызывать большие опасения, предупреждает Economist. После краха 2007 года выпуск акций замедлился до минимума, и компаниям пришлось обращаться за финансированием к банкам – это одна из причин, по которым кредитная нагрузка китайской экономики выросла с 150% в 2008 году до более чем 250% в настоящее время. Многие надеялись, что подъем на рынке поможет оздоровить финансовую систему Китая в том смысле, что компании начнут больше средств привлекать за счет акций и уровень их закредитованности снизится. Однако пока этого не произошло – процесс только начался, и сейчас на выпуск акций приходится лишь 4% корпоративного финансирования. Если биржа обвалится, эта тенденция вновь развернется в обратном направлении. Как это уже случалось в 2007 году, инвесторы могут потерять веру в китайский рынок на несколько лет.