Экономический кризис, продолжающий в Белоруссии набирать обороты, не мог не затронуть и такую, как многие считают, успешную отрасль, как сельское хозяйство. Расхожие разговоры, особенно среди простых россиян, что молочная и мясная продукция из Белоруссии – самая вкусная и натуральная, к сожалению, давно не соответствуют действительности. Чуть не еженедельно слышны сообщения о том, что на российский рынок не пустили ту или иную партию белорусских товаров из-за переизбытка антибиотиков, несоответствия качества и тому подобного. Совсем недавно в партии охлажденного мяса птицы из республики, поставленной в Россию одним из крупных производителей в РБ ООО «Агрокомбинат "Дзержинский"», Россельхознадзор вновь обнаружил сальмонеллы. И это уже пятый в нынешнем году случай их выявления в мясе птицы, произведенном предприятиями Белоруссии. Ранее в ходе мониторинговых исследований управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям была забракована продукция ОАО «Гомельская птицефабрика», ИП «Сария Био-Индастрис», ОАО «Птицефабрика "Дружба"» и уже упомянутого ООО «Агрокомбинат «Дзержинский». Подобное отношение к производимой продукции не только не способствует увеличению продаж, но и ведет к неизменному их сокращению: несмотря на продуктовое эмбарго, Россия вряд ли будет готова травить собственных граждан низкокачественной и опасной продукцией из соседней страны.
Сложившаяся ситуация в белорусском сельском хозяйстве не нова и не является неожиданной. Как и в прошлые годы, белорусские чиновники заявляют о безответственности руководителей хозяйств, но выход видят не в коренном изменении работы всего комплекса, а в очередной кадровой чистке. Об этом, в частности, свидетельствуют апрельские заявления экс-премьера Белоруссии, а ныне спикера верхней палаты парламента М. Мясниковича, который в выборный год был брошен на разбор проблем в сельском хозяйстве, с которым он, находясь у руля правительства, так и не смог справиться. По его словам, необходимо бороться с расхлябанностью и нерациональным использованием государственных средств, выделяемых для поддержки сельского хозяйства: «…нет дисциплины при производстве сельхозпродукции и ее переработке. Нет ответственности. Это выливается в существенные потери выручки, практически сопоставимые суммам господдержки, оказываемой АПК. Поэтому, думаю, пора спросить с ответственных людей, должностных лиц, специалистов за те государственные триллионы рублей, которые из-за халатности, расхлябанности не дают должной отдачи».
По всей видимости, слова М. Мясниковича связаны с поручением главы государства провести мониторинг ситуации в сельском хозяйстве и промышленности, а затем «выработать конкретные предложения по тем или иным актуальным вопросам социально-экономического развития страны». Однако необходимо напомнить, что бывший глава Совета министров в свое время подписал множество различных постановлений, предусматривающих пустое вложение триллионных бюджетных средств в постепенно стагнирующее село. И пока все, что удалось сделать в агропромышленном комплексе страны, так это лишь заявить о том, что в стране «назрели серьезные предпосылки для проведения переаттестации руководителей, работающих на селе».
Характерно, что на недавнем семинаре по реализации поручений главы государства, связанных с развитием сельхозотрасли, в котором приняли участие и заместитель премьер-министра М. Русый, и министр сельского хозяйства и продовольствия Л. Заяц, вопросы господдержки, ценообразования и прочего были отодвинуты на второй план. Основной же упор снова был сделан на кадровую политику, вопросы дисциплины и ответственности. По словам М. Мясниковича, сегодня «никто не хочет заниматься балансом финансовых потоков, диверсификацией экспорта продукции, а потому необходимо начать менять чиновников». О структурных реформах, о которых довольно много говорят и экономисты, и сами производители сельхозпродукции, речи так и шло.
Между тем за последние два десятилетия, по словам президента Белоруссии, в сельское хозяйство было «закопано» порядка 55 млрд. долларов, что фактически равняется той астрономической сумме, которую составили российские прямые и косвенные дотации в белорусскую экономику. Можно даже сказать, что все деньги, полученные во времена нефтяного офшора, были направлены в агрокомплекс страны, а это порядка 3 млрд. долларов дотаций в год. Более того, из этой суммы около 40 млрд. долларов было потрачено за последние 10 лет, а вот продукции крестьяне смогли произвести чуть более чем на 34 млрд. долларов. И это с учетом внутреннего потребления, то есть валютная выручка составила и того меньше. Конечно, можно считать, что некоторые деньги все еще в обороте, как, например, при строительстве молочно-товарных ферм, 1029 которых на начало весны нынешнего года было введено в эксплуатацию по поручению главы государства. Однако даже в этом случае суммы не должны быть настолько катастрофическими, что еще раз свидетельствует о неэффективности использования большей части выделенных на сельское хозяйство средств.
Сегодня, согласно данным Минфина республики, белорусский АПК выживает в основном за счет накопления долгов, платить по которым у государства уже не хватает денег. Сумма чистого убытка организаций, составила в январе почти 1,4 трлн. белорусских рублей и увеличилась в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Рентабельность продаж сократилась на 17,2%. Государственные чиновники винят во всем ситуацию в России, так как, несмотря на то, что за первый квартал 2015 г. объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,1%, за это же время на российский рынок было поставлено продукции примерно на полмиллиарда долларов. По сравнению с прошлым годом экспорт снизился примерно на 200 млн.
Однако винить в проблемах белорусского сельского хозяйства только ситуацию в России нельзя, так как негативные тенденции в данной отрасли накапливались годами. Нынешние проблемы сельхозпроизводителей и их убытки уже начали отрицательно сказываться на иных сферах. Из-за невозможности сельхозорганизаций платить по кредитам и займам (на февраль нынешнего года их долги достигли 50 трлн. белорусских рублей, или около 3,5 млрд. долларов, увеличившись за год на 18,8%) рассчитываться перед банками приходится местным властям, у которых также денег нет. В конечном счете поиск хоть каких-то средств на оплату долгов сельхозпредприятий ведет к сворачиванию иных программ. И все это происходит на фоне разговоров о полной модернизации и высокой эффективности белорусской деревни.
Проблемы белорусского агропромышленного комплекса известны давно, однако для того, чтобы коренным образом изменить ситуацию в стране, мало что делается. По-прежнему система государственного управления сельским хозяйством создает льготные условия для получения и погашения кредитов (реальные процентные ставки находятся в отрицательной области), которые не стимулируют поиск новых путей развития и только создают барьеры для развития отрасли. Цены на продукцию растениеводства и животноводства все еще регулируются государством и в большинстве случаев лежат ниже рентабельности. При этом вопрос о снятии госурегулирования все еще не стоит на повестке дня. Нет и серьезной заинтересованности в передаче хозяйств в частные руки – ведутся лишь разговоры без какой-либо конкретики. Хотя известно, что сегодня собственники в Белоруссии, в отличие от большинства «колхозов», добились роста рентабельности своих ферм на 25-30%.
Сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения не только у белорусских экономистов, но и в России. Особенно на фоне продолжающейся интеграции двух стран в Евразийский экономический союз. По предварительной договоренности белорусская сторона планирует поставить в нынешнем году на российский рынок 107,6 тыс. тонн сыров и творога, 80 тыс. тонн сухого обезжиренного молока, 36 тыс. тонн цельного молока, 430 тыс. тонн прочей молочной продукции, а также 132 тыс. тонн говядины, 30 тыс. тонн свинины, 100 тыс. тонн мяса птицы и 95 тыс. тонн прочей мясной продукции. Однако на фоне серьезных проблем в белорусском АПК данные поставки могут оказаться под вопросом.
Результат в данном случае может быть двояким. С одной стороны, недопоставки белорусской продукции могут ухудшить ситуацию на российских прилавках, а с другой – белорусы из-за невозможности выполнить принятые на себя обязательства могут поддаться соблазну продолжить реэкпорт запрещенной к ввозу в РФ продукции. Последнее означает поставку в погоне за сверхприбылью некачественных продуктов и, как результат, очередное осложнение в отношениях между двумя странами. Видимо, именно поэтому сегодня за ситуацией в белорусском сельском хозяйстве и всем, что с ним связано, в России следят так пристально. Тем более что дешевая продукция с территории Белоруссии наносит существенный урон и российскому АПК, о чем недавно в очередной раз напомнил В. Путин, отвечая на вопросы во время «Прямой линии». По его словам, Белоруссии и России давно необходимо договориться о единых способах субсидирования сельского хозяйства: «Здесь, так же, как и в любом объединении экономическом, мы, конечно, (будем) с нашими партнерами разбираться по-честному друг с другом, разговаривать и договариваться о единых способах и едином уровне субсидирования сельского хозяйства и его отдельных отраслей, в том числе молочного производства».
Проблема белорусского демпинга цен уже неоднократно всплывала в двухсторонних переговорах, однако сегодня она стала еще более актуальной из-за ускорившейся интеграции в рамках ЕАЭС, где условия работы всех производителей в конечном счете должны быть приведены к единому знаменателю. Хотелось бы напомнить, что в отличие от Белоруссии субсидии в российское сельское хозяйство скромнее. Так, в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в нынешнем году субъекты России получат субсидии на поддержку сельского хозяйства в размере 35,7 млрд. рублей, что составляет около 700 млн. долларов. Разница с Белоруссией видна невооруженным глазом, и, по всей видимости, именно огромные дотации и позволяют белорусской деревне конкурировать с российской. Что будет, если их сократить, догадаться несложно. Однако как для Белоруссии, так и для ее партнеров по ЕАЭС более печальные последствия принесет именно отсутствие реформ.
Поэтому сегодня серьезным образом назрел вопрос о реформировании белорусского агропромышленного комплекса, которое должно проводиться с учетом интересов партнеров республики. К сожалению, по имеющейся информации, ничего подобного в правительстве Белоруссии пока не предполагают, даже в подготовленной недавно программе макроэкономической стабилизации и структурных реформ, которая в виде так называемой дорожной карты предоставлена на рассмотрение в МВФ и Антикризисный фонд ЕврАзЭС, которым управляет Евразийский банк развития. В ней, действительно, предусматриваются поэтапный отказ от директивного кредитования экономики, реструктуризация крупных предприятий и приватизация малых и средних субъектов государственной формы собственности, которые работают в сфере услуг, отмена практики регулирования цен, постепенное повышение уровня тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, а также меры по пересмотру механизма финансирования экономики. Однако все эти меры, которые уже включены в «Программу социально-экономического развития на 2016-2020 гг.» сельское хозяйство страны кардинально не затрагивают, а лишь направлены на косметические изменения. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2311
Рейтинг поста:
У нас только и делают, что спрашивают, сажают, карают. Но поскольку воз и ныне там, возникают законные вопросы в эффективности карательной политики.
Потому что государство по привычке действует на уровне сельского дурачка, платя людям копейки и при этом требуя максимальной отдачи. Результат известен.
И ещё один "секрет" неизменной убыточности белорусских предприятий. На них в приказном порядке вешают кучу обременений - спившиеся далёкие колхозы, всякого рода материальные поддержки "детишкам на молочишко", праздники типа "Дожинок", на БРСМ, "на инфраструктуру", штатным идеологам (при отсутствии в стране идеологии!!) и прочим бездельникам, даже на обязательную выписку гос. газет и журналов. Какая тут может быть прибыль, если её сжирает саранча?!
А ничего и не изменится, пока царька не вынесут вперёд ногами.
(Никогда не думал, что скажу подобные слова, за него голосовал.)