Почему мировая экономика стабильна, несмотря на предпосылки к глобальному кризису?
В конце апреля французский сайт L.I.E.S.I. (Lettre d'Informations Economiques Stratégiques Internationales), который на протяжении ряда лет интригует западную общественность своими материалами, опубликовал очередное «откровение». На этот раз некий «Анонимный банкир» задался вопросом: почему при провальных тенденциях, каждая из которых по отдельности могла бы вызвать глобальный кризис, паника на мировом рынке так и не началась? Когда и при каких условиях она начнётся?
Вот перевод текста, опубликованного в L.I.E.S.I.
«Речь идет о большом вопросе, который ставит перед собой любой серьёзный наблюдатель из мира финансов: можно только удивляться, что наша система ещё держится! Наша финансовая система, подобно получившему пробоины огромному «Титанику», затапливается водой. Она медленно движется вперед, и это создаёт иллюзию, что она проявляет устойчивость. Но день за днем в корпусе появляются новые бреши, и мы ждём, когда очередная станет фатальной…
Можно констатировать следующее:
1) Система будет держаться до тех пор, пока к ней сохранится доверие.
2) Подавляющее большинство финансовых игроков желает, чтобы нынешнее состояние продолжалось как можно дольше.
3) Чтобы вызвать потерю доверия к системе, необходим соответствующий спусковой механизм.
4) Нынешняя ситуация такова, что крушение системы будет очень резким.
Что могло бы послужить спусковым механизмом? В прошлом подобные механизмы кризиса всегда проявлялись как форма осознания, что состояние реальной экономики расходится с ожиданиями рынка.
Два недавних примера. Пузырь доткомов (образовался в 1995-2001 годах в результате взлета акций интернет-компаний, преимущественно американских) лопнул, когда инвесторы поняли, что ожидаемые прибыли были преувеличены. А пузырь ипотеки в США лопнул, когда инвесторы поняли, что, несмотря на финансовые ухищрения, бедняки не способны возместить кредиты, которые они никогда не должны были бы получать, и что цены на американскую недвижимость не могут возрастать бесконечно, в то время как доходы населения остаются почти неизменными.
Нынешние трудности уникальны и заключаются в том, что область финансов не имеет абсолютно ничего общего с экономической реальностью.
Так, в США никогда ещё не было столь высокого уровня отказа платить по кредитам.
Другой очень важный американский указатель – сравнение цены на древесину с индексом на недвижимость. Мы наблюдаем на графике нетипичные сильное расхождение.
В нормальных условиях только это одно должно было бы ввергнуть систему в шок, но американская биржа демонстрирует безразличие, и на ней продолжается рост котировок.
Я не буду долго задерживаться на ситуации в Греции. Вспомним, что несколько лет тому назад Европа, узнав о тогдашней ситуации в Греции, пережила серьезный кризис, хотя оснований для беспокойства было намного меньше, чем сегодня. Но – парадокс – сегодня это совершенно не беспокоит рынок.
53 % всех суверенных облигаций в мире приносят доход менее 1 %. А из всех суверенных облигаций 5300 миллиардов долларов приносят отрицательный доход, причём 60 % из них – европейские инвестиции.
В этой среде, где не имеется достаточно суверенных долгов, чтобы Европейский Центральный банк смог завершить успешно свою программу «количественного смягчения» (выкупа «плохих» активов), банки могут попросить ЕЦБ выкупать за них суверенные ценные бумаги – и тогда они будут иметь наличные деньги. Деньги, с которыми они тогда не будут знать, что делать – с их точки зрения, чересчур рискованно предоставлять их для реальной экономики.
В результате, ЕЦБ и банки кредитуют друг друга, с процентами близкими к нулю, не приносящими доходов. Этот так называемый «рынок отдыха» (бездоходных ценных бумаг) имеет объём около 5500 миллиардов евро. Ещё несколько лет тому назад это абсолютно неправдоподобное положение спровоцировало бы мировой крах, но ныне рынок также оставляет это без реакции.
О другой части мира. Большой китайский строительный подрядчик Kaisa только что объявил себя банкротом, из-за долга в долларах США, так как грандиозный пузырь китайской недвижимости всё более и более подаёт признаки того, что он лопается.
Только что обанкротилась и китайская государственная компания, Baoding Tianwei, – такое здесь случилось в первый раз. Надо сказать, что уровень задолженности китайских предприятий достигает 14200 миллиардов долларов США, что превосходит уровень задолженности предприятий США, который составляет 13100 миллиардах долларов. Таким образом, китайское правительство не сможет спасти их всех. При нормальных условиях это должно было бы бросить в холодный пот всех тех, кто инвестировал в Китай. Но ничего подобного нет, никто не проявляет никакого беспокойства.
Я мог бы продолжить список того, что должно было бы спровоцировать при нормальных условиях новое финансовое цунами. Но настоящий вопрос заключается в следующем: почему рынок на всё это не реагирует?..
Рынок убежден: неважно, каково состояние реальной экономики, так как Центральные банки выкупят всё, что нужно, чтобы избежать катастрофы. С моей точки зрения, это грубая ошибка.
Доверие к системе испарится, и она будет рушиться, когда рынок обнаружит, что власть, стоящая за Центральными банками, желает инициировать в своих целях радикальную реформу денежного обращения, и что эта цель может быть достигнута только в ходе большого хаоса. Именно Центральные банки будут у истоков этого хаоса».
Мы попросили прокомментировать публикацию L.I.E.S.I.
руководителя направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никиту Масленникова:
– L.I.E.S.I. упирает на то, что положение в реальной экономике и на финансовых рынках сильно расходится. На деле, это большая натяжка: замедления и торможения рынков заложены в игровых биржевых стратегиях.
Сейчас источники беспокойства выглядят так: некоторая перегретость финансового рынка, особенно по акциям США, слабая динамика и недооценка акций европейских компаний. Плюс риски китайских компаний, которые из-за спорной статистики в КНР вызывают все больше вопросов. В целом, сегодня источник возможных потрясений, в представлении ведущих аналитиков, смещается из плоскости инвестиционных банков в сторону Китая.
—
Европейскую экономику действительно можно сравнить с «Титаником», получающим все новые пробоины? – Еврозона – сегодня это очевидно – вышла из дефляции. Наметился небольшой экономический рост, и в текущем году европейская экономика несильно, но прибавит темп этого роста. На мой взгляд, это говорит о том, что политика Европейского Центрального банка – я имею в виду программу «количественного смягчения» – дала хороший результат.
Вопрос только в том, как долго сможет длиться эта политика, и хватит ли у ЕЦБ достаточного количества активов для выкупа облигаций. Тем более, суверенные облигации торгуются с отрицательной доходностью, а в этом случае, понятно, регулятор несет запланированные потери.
— А как выглядит экономика США, правда ли, что имеется масса признаков ее плачевного состояния? – Сейчас все внимательно смотрят на действия Федеральной резервной системы (ФРС), которая реагирует на динамику курса доллара. Проблема в том, что доллар довольно сильно укрепился в последнее время, и это дало о себе знать. В первом квартале американская экономика продемонстрировала сербезное торможение – ВВП вырос всего на 0,2%. В результате, сегодня имеется напряженность по поводу того, что будет дальше.
На заседании 29 апреля ФРС взяла паузу на один квартал – посмотреть, что в действительности происходит в экономике. В 2014-м году американская экономика тоже просела в первом квартале более чем на 2%, но потом демонстрировала стремительный рост: 5% ВВП в третьем квартале, и более 2% – в четвертом. Поэтому есть ощущение, что примерно то же будет происходить в 2015 году.
Словом, ситуация штатная. Но она может перестать быть таковой, если ФРС примет решение повысить ключевую ставку. В этом случае, действительно, может начаться новый валютный «идеальный шторм».
— Это можно назвать заговором Центральных банков? – Это риск, а не заговор регуляторов. Центральные банки в условиях этого «идеального шторма» столкнутся с необходимостью снабжать рынки ликвидностью и сбрасывать собственные резервы. Именно для того, чтобы набрать ликвидности, и нарастить «подушки безопасности», Центральные банки сегодня пускаются во все тяжкие.
— А ситуация в Китае? Инвесторов и впрямь не волнует, что в стране начались дефолты государственных компаний? – Как раз волнуют, и ситуация складывается очень непросто. Думаю, уже во второй половине 2015 года Китай запустит собственную программу количественного смягчения. На финансовый рынок КНР, по некоторым данным, уже сейчас поступают долги провинций. В целом, ситуация на этом рынке может развернуться в сторону негативного сценария, причем быстро и в обозримом будущем.
— Почему L.I.E.S.I. видит происходящее в другом свете? – Публикации-«откровения» появляются регулярно. Не скажу, что они профессиональны. Это не настоящий финансовый анализ, а взгляд на ситуацию интеллектуально-развитого обывателя, который руководствуется в суждениях мифами, а не реальными процессами в экономике…