Министр импортозамещения. Почему Керченский мост для России важнее сельского хозяйства?
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев перешел на работу в федеральное правительство в качестве министра сельского хозяйства. Что он может улучшить в работе министерства и какие проблемы ему не решить?
А был ли министр?
Назначая на пост нового министра сельского хозяйства, президент Владимир Путин поставил задачу снизить накал на продовольственном рынке, опустить цены и заполнить полки магазинов продукцией собственного производства. Александр Ткачев, с 2000 года возглавлявший Краснодарский край, пообещал сделать все, чтобы отрасль была «на подъеме».
Его предшественник Николай Федоров подъема обеспечить не смог, но перешел в разряд советников президента по вопросам развития аграрно-промышленного комплекса. Специалистом в аграрной области Федоров никогда не был. Зато он принимал участие в написании предвыборной программы Путина к третьему сроку и приложил руку к майским указам 2012 года. Представители отраслевых союзов достучаться до него не могли и упрекали ведомство в закрытости.
Из-за отсутствия непосредственной коммуникации с профессиональным сообществом все важные решения принимались в основном на уровне вице-премьера Аркадия Дворковича, который курирует сельское хозяйство в правительстве. Но одно дело недовольство лоббистов и производителей, другое – непростительные просчеты ведомства. Так, к примеру, при подготовке ответных санкций летом 2014 года Минсельхоз проглядел в списке продуктов, подлежащих запрету, безлактозное молоко, которое в России не производится. Пришлось править первоначальную версию продуктов, попавших под запрет.
Отличился Минсельхоз и своим представлением о продовольственной безопасности, которую ведомство понимает как самодостаточность в вопросе обеспечения продуктами. По подсчетам министерства, Россия не нуждалась в отдельных видах мяса и поставках молока. На практике же выяснилось, что, несмотря на объемы производства, часть мяса не годится для переработки, а производители молока не могут выйти за пределы местных рынков и терпят убытки, продавая продукт перекупщикам ниже себестоимости.
Претензии были и к субсидиям, когда Минсельхоз не вовремя готовил документы и заявки для предоставления льготных ставок сельхозпроизводителям. Расплачивались за ошибки Федорова и его подчиненных фермеры и население. В то время как ведомство политически ослабевало, глава Минсельхоза доносил до кремлевского руководства красивую статистическую картину. Но и здесь случился прокол: в марте Федоров принес президенту данные двухмесячной давности, тогда как президент располагал свежей информацией.
По идее, ответственность главы ведомства должна была расти вместе с увеличением финансирования сельского хозяйства: в 2014 году на поддержку сельхозпроизводителей было выделено 32 млрд руб., а с начала 2015 года – 98,5 млрд руб. Но, как признавал сам Федоров, до аграриев в начале марта дошло только 10% средств, несмотря на начало посевных работ. С высокими ставками банков пришлось разбираться вице-премьеру Дворковичу, который жаловался, что кредитные учреждения «как будто бы не видят» субсидии государства и оценивают проекты без учета этой поддержки.
Пока Дворкович проводил «дополнительную работу с банками», глава правительства Дмитрий Медведев требовал, чтобы реальная ставка для заемщиков в агропромышленном секторе составляла от 5 до 10%. Получалась вечная российская беда: скверное исполнение стратегически верных решений приводило к плачевному результату. Хотя Федоров показал себя плохим министром, в Кремле его не собирались топить и, возможно, продержали бы в должности дольше. Определив политического старожила в советники, Путин объяснил, что ждет от Федорова консолидации усилий правительства, администрации президента и регионов, «чтобы средства, которые государство наметило выделять на развитие отрасли, были истрачены максимально эффективно».
Новый министр лучше старых двух
Что же касается нового министра сельского хозяйства, Александра Ткачева, то он должен как можно скорее запустить инструменты господдержки, то есть пустить уже выделенные из бюджета средства в дело, тем самым исправив недочет своего предшественника. Тем не менее при назначении его на должность подкупать должны были сельскохозяйственные успехи Ткачева-губернатора. По его же словам, в прошлом году в Краснодарском крае, на который приходится более 4% российских и около 2% мировых запасов чернозема, рентабельность животноводства выросла на 17%, молочного производства – до 35%, а производство пшеницы достигло 12 млн тонн, что больше 10% всего объема российского зерна.
Представительные цифры и то, что Ткачев стоял во главе крупнейшего аграрного региона России, работают на образ крепкого хозяйственника. Однако аффилированную с ним фирму «Агрокомплекс», которую в 1993 году создал отец Ткачева, часто обвиняют в скупке наилучших земельных участков по заниженным ценам, а в 2010–2011 году из-за плохо развитой ветеринарной службы в регионе среди свиней произошла вспышка африканской чумы. Тогда убытки производителей составили 1,5 млрд руб.
На первой встрече Ткачева с чиновниками министерства Дворкович описал, чем ведомство должно заняться в ближайшие месяцы, – завершить принятие нормативной базы по возмещению затрат на инвестиционные проекты в области ветеринарии, зернового рынка и рыболовства. Также новому министру придется в экстренном порядке делать доступнее кредиты для сельхозпроизводителей и договариваться с поставщиками минеральных удобрений, которых недавно под угрозой введения экспортной пошлины заставляли снизить цены до 30%. В противном случае об импортозамещении говорить не придется.
И это только первостепенные задачи. Насущным остается строительство современной инфраструктуры для хранения и реализации сельхозпродукции, снижение зависимости от импорта в семенах, средствах защиты растений и сельхозтехники. По многим из этих статей зависимость оценивается в 60–90%. Положение усугубляется тем, что по причине макроэкономической нестабильности инвестиционные проекты – от полевых работ до животноводства – выросли в стоимости в 1,5 раза, а риски для сельского хозяйства существенно возросли.
В первый день после назначения Ткачев излучал оптимизм в общении со СМИ. С выходом на федеральный уровень он заявил в эфире «Вести FM», что «мы должны накормить не только свою страну вкусными, экологически чистыми и недорогими продуктами, но и, конечно, осваивать новые рынки, в том числе и экспорт». При этом в интервью телеканалу «Россия 1» новый министр предположил, что правительству и сельхозпроизводителям удастся «через два-три года существенно заместить импортное производство, товары и обеспечить на 90% минимум отечественным».
Импортозамещение и Керченский мост
Со сменой министра многие представители отрасли и политологи выразили надежду, что аграрный сектор может стать более значимым в политическом смысле. Первые заявления Ткачева намекают – риторики будет много. «Сегодня мы имеем серьезный провал, который складывался десятилетиями, – это плодоовощная продукция, те витамины, которые должны производиться не в Турции, не в других теплых странах, а в России. У нас есть южные регионы, которые приспособлены для выращивания, огромные тепличные комплексы, это развитие предпринимательства, фермерские хозяйства, которые должны заместить эту нишу», – сказал министр в эфире телеканала «Россия 24». При этом как раз в это время Минэкономразвития предложило послабления эмбарго для Греции и других дружественных стран Евросоюза, откуда, возможно, уже этим летом на российский рынок пойдут фрукты и овощи.
«Сотни миллионов долларов», которые шли на покупку импорта из карманов россиян, должны пойти на развитие отечественного сельхозпроизводителя, говорил Ткачев. Но сам глава государства высказывался за прекращение «войны санкций» и отмену запретов, что лишний раз напоминает – эмбарго может быть снято так же внезапно, как введено прошлым летом. Этот вопрос находится вне компетенции министра сельского хозяйства. В целом же, несмотря на громкие заявления об импортозамещении и продовольственной безопасности, российское руководство не видит Россию в качестве развитой аграрной страны.
«Все более становится очевидным, что восстанавливать украинскую экономику западные страны не планируют. Они собираются сделать из Украины аграрную страну», – говорил секретарь Совета безопасности России, глава ФСБ Николай Патрушев так, как будто бы «аграрная страна» это нечто плохое. Действительно, аграрный экспорт России в 2014 году составил 16 млрд долларов, тогда как только экспорт газа – 55 млрд долларов. Надо отметить, что даже у Канады с похожими климатическими условиями экспорт сельхозпродукции в два раза больше.
Поэтому ключевое решение – не перестановка Ткачева на пост министра и формальная отставка Федорова, а назначение временно исполняющим обязанности главы Кубани Вениамина Кондратьева, который до этого занимал должность замруководителя управления делами президента, а еще раньше возглавлял департамент имущественных отношений края. Несмотря на заботу властей об импортозамещении в сельском хозяйстве, крупные инфраструктурные проекты остаются в приоритете и курировать их должны проверенные кадры.
К 2018 году из Краснодарского края через Керченский пролив планируется перекинуть мост на Крымский полуостров. Стоимость объекта должна составить 228 млрд руб. За строительство отвечает «Стройгазмонтаж», компания близкого к президенту бизнесмена Аркадия Ротенберга. Помимо самого моста к нему будут подведены железнодорожные подходы, которые обойдутся еще в 7,5 млрд руб. Для начала строительства нужно расчистить поле и провести работу по скупке земельных участков, что обязательно заденет локальные интересы и вызовет споры.
Кондратьев хорошо проявил себя в этой роли при подготовке к Олимпиаде в Сочи. А Ткачев, 15 лет пребывавший у власти, в начале года получил несколько «звонков», в частности, в феврале были арестованы действующий и бывший заместитель краснодарского губернатора – Вадим Лукоянов и Александр Иванов. Обоих заподозрили в превышении полномочий и мошенничестве. Интересно, что Иванов обвиняется в том, что в 2006 году путем угроз получил от агрофирмы земельный участок, на котором администрация решила построить спорткомплекс. Цена за участок была ниже рыночной и фирма в итоге обанкротилась.
После этого Ткачев часто ездил в Москву на переговоры. Не исключено, что в Кремле рассматривалась отставка губернатора, а в качестве компромисса был предложен пост министра сельского хозяйства. Поэтому о повышении успешного чиновника говорить не приходится. Произошла типичная рокировка, сдобренная темой импортозамещения.
Александр Мельников, «Капитал страны» Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|