Китай завязывает шёлковый пояс
Отношения России и Китая в последние годы неуклонно набирают обороты и характеризуются обеими сторонами как «стратегическая дружба и взаимодействие». Встреча президента России с председателем КНР, которая состоится в Москве 8 мая, может войти в учебники истории. Страны готовятся к подписанию двустороннего договора о сотрудничестве в рамках Экономического пояса Шелкового пути.
Великий шелковый путь, соединяющий три континента, вновь появился на карте мира в июне 2014 года, когда его маршрут был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для возрождения этой легенды Китай предпринял беспрецедентные усилия. По замыслу руководства КНР идеологически подкрепленный проект Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) должен предоставить стране дополнительный стимул для развития ее экономики на ближайшие десятилетия.
Новый масштабный замысел Китая лишь на первый взгляд может показаться очередным публичным ходом, эксплуатирующим раскрученный романтичный образ ради далеко не однозначных идей. Многочисленные исследования и результаты международных форумов свидетельствуют: современный Шелковый путь – это долговременная, многоцелевая, глобальная стратегия, рассчитанная на достижение вполне реальных целей укрепления и популяризации экономической, политической и социальной составляющих китайской модели развития.
Разговоры о возрождении самого знаменитого из древних торговых каналов планеты велись давно. Стратегии «Экономического пояса Великого шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» были выдвинуты председателем КНР Си Цзиньпином еще осенью 2013 года, что позволяет говорить о процессах серьезного обновления региональной и глобальной экономической политики КНР.
Ее цели не являются секретом: Китаю становится слишком тесно в своих географических рамках. Противоречие между возрастающими жизненными потребностями миллиардного населения страны и ее небезграничными природными ресурсами в сочетании с высокими темпами экономического роста побуждают к активным действиям. В ход пускается целый набор широких методов экспансии, единственно возможной в современном мире — экономической.
Помимо безусловных внешних предпосылок развития ЭПШП имеются и внутренние причины. В Китае очень остро стоит проблема неразвитости западных регионов. Многолетние попытки подтянуть «дальний угол» к значительно более развитым восточным провинциям успеха не имели, программа развития оказалась слишком затратной и неэффективной, во многом искусственной. Зато в стратегии Экономического пояса Запад Китая станет чуть ли не узловой точкой перераспределения ресурсов, товаров и услуг.
Китайское руководство настроено серьезно. Строительство Экономического пояса стало частью разрабатываемого плана 13-й пятилетки (2016–2020 гг.). Проект присутствует практически во всех актуальных политических документах, среди которых «План социально-экономического развития на 2015 год» и «Доклад о работе правительства». Инициатива рассчитана на долгосрочную перспективу и предполагает создание семи поясов: транспортного, энергетического, торгового, информационного, научно-технического, аграрного и туристического. В результате вокруг Китая может сложиться новый мегарынок, включающий в себя около трех миллиардов потенциальных потребителей из азиатских и европейских стран.
По некоторым оценкам, на реализацию задуманного потребуется около 30 лет. За это время в Пекине рассчитывают создать комплекс зон свободной торговли и транспортно-логистической инфраструктуры, существенно упростить таможенные и визовые процедуры, увеличить объемы использования национальных валют во взаиморасчетах между странами – участниками проекта, расширить двух- и многосторонние контакты в научно-технической, образовательной и гуманитарной сферах.
У нового воплощения Великого шелкового пути нет четких географических рамок, отправных и конечных пунктов. Важнее глобальная идея: Китай дает шанс Востоку и Западу предпринять новую попытку сблизиться и тот, кто разделяет эту идею, может рассчитывать на китайские инвестиции и промышленный потенциал Поднебесной .
В принятом в конце марта 2015 года Государственным комитетом по делам развития и реформ, Министерством иностранных дел и Министерством коммерции КНР документе «Концепция и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути 21-го века» говорится об открытости Китая для работы со всеми сторонниками инициативы. На специальном заседании Центральной руководящей группы КНР по финансово-экономическим вопросам в ноябре 2014 г. глава государства Си Цзиньпин пообещал оказать содействие странам, входящим в зоны сотрудничества, в строительстве объектов инфраструктуры, включая транспортную сеть и объекты электроснабжения. Посол КНР в России Ли Хуэй отметил, что проект не вступает в конфликт с прежними формами взаимодействия Китая с миром: «Реализация концепции не дублирует и не соперничает с такими механизмами сотрудничества, как Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз. Наоборот, ее реализация способна наполнить эти механизмы новым содержанием и придать им дополнительный импульс».
Стратегия сразу же и безоговорочно получила поддержку в большинстве стран бывшего СНГ, в особенности в Казахстане и Киргизии. Глава Минэкономики Кыргызстана Темир Сариев в своем выступлении на международном форуме «Экономический пояс Шелкового пути» назвал Шелковый путь наиболее известной моделью экономического сотрудничества в истории человечества. В декабре 2014 был подписан Протокол о сотрудничестве в области совместного строительства экономического пояса Шелкового пути между Министерством коммерции Китая и Министерством экономики Республики Беларусь.
Повышенное внимание проявляют к проекту в Турции, которая благодаря уникальному географическому расположению исторически является особенной точкой на древнем Шелковом пути. Снова стать центром оживляющихся отношений Востока и Запада означало бы для страны ощутимую экономическую выгоду.
Одно из центральных мест в концепции ЭПШП занимает строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). По оценкам западных специалистов, при реализации транспортных проектов в этой области у китайских компаний практически нет конкурентов. Это закономерно: Китай является безусловным лидером в строительстве ВСМ. Современная сеть скоростных железных дорог, охвативших все провинциальные центры страны, поражает воображение. Построенная китайцами высокогорная Тибетская магистраль не имеет аналогов в мире.
В настоящее время переговоры о строительстве ВСМ, которые объединят 28 стран Экономического пояса Шелкового пути, ведутся одним из крупнейших в Китае производителем железнодорожных поездов компанией China CNR Corp. В списке приоритетов значится и озвученный вице-президентом компании СССС Юй Вэйпином проект ВСМ «Москва – Казань» с продолжением дороги до Пекина. Среди других перспективных маршрутов называются также проекты ВСМ в Таиланде, Малайзии и Турции.
Сегодня в Пекине заняты скрупулезным изучением реакции возможных партнеров и анализом предлагаемых конкретных проектов. Китай всерьез настроен воспользоваться реальным историческим шансом в мировом масштабе и не торопится с окончательным планом.
Однако стратегия уже становится реальностью: в целях финансового сопровождения проекта ЭПШП в КНР созданы Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути.
Справочно.
О намерении создать АБИИ, который по планам должен быть открыт к концу 2015 года в китайской столице, поначалу заявили представители 21 азиатской страны, подписавшие соответствующий меморандум в ноябре 2014 года. Уставный капитал банка определен в 100 млрд долларов, а первоначальный акционерный капитал — 50 млрд долларов. Запад не остался в стороне: Франция, Финляндия, Италия и Германия, а вслед за ними Великобритания и Австралия официально объявили о подаче заявок на приобретение статуса стран – учредителей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Решение о присоединении России к учредителям Банка было принято 14 апреля 2015 года. К настоящему времени в капитале банка предполагают принять участие около 50 стран. Фонд Шелкового пути, по словам Си Цзиньпина, формируется из китайских средств (на основе валютных резервов, средств Китайской инвестиционной компании, Китайского импортно-экспортного банка, Государственного банка развития Китая), которые будут использованы для прямой поддержки строительства Экономического пояса Шелкового пути. Китай планирует вложить в этот фонд 40 млрд долларов. Кроме того, КНР готова оказать помощь в подготовке 20 тыс. специалистов в течение пяти лет для работы по реализации стратегии.
(Окончание следует.)
В.А. Ремыга, В.И. Падалко, П.А. Кудрявцев Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|