9 марта 2011 года в Национальный Совет Швейцарии депутатом Томасом Щулером была внесена парламентская инициатива по введению дополнительной денежной единицы в Швейцарии — так называемого золотого франка. Она стала частью кампании «За здоровую валюту», которую ведет правая Швейцарская народная партия.
Но не в смысле политики, а в смысле того что ранее (включая описанные выше события) и сейчас происходит со швейцарским франком и что с ним будет.
Золото и горы
В цивилизованном мире сейчас происходит переосмысление экономической природы денег и золотой стандарт снова становится притягательным для представителей элит различных государств. Деньги снова приобретут самостоятельную ценность, колебания курсов валют будут гораздо слабее, укрепится товарооборот и государство сможет оперировать внутренними резервами более эффективно. Об этом говорят в парламенте Национального Совета Швейцарии и стоит такие утверждения проверить.
В Швейцарии золотой франк появился в 1850 году после объединения кантонов (районов) нескольких государств, в том числе и Франции. В то время во Франции было несколько различных монет, но выбор пал именно на франк. Первоначально швейцарский франк был основан и остался основанным на стоимости золота, содержавшегося в нем (0,290 грамм чистого золота), до того, как швейцарский франк отошёл от золотого стандарта в 2000 году (!). На основе швейцарской валюты появился золотой франк для международных расчетов в 20-30 годы 20 века. Несколько стран создали так называемый "золотой блок", где сохранялся стандарт обеспечения денег золотом и использовались франки. Золотой блок — Франция и шесть других стран (Швейцария, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Италия, Польша), державшие во время Первого мирового кризиса 20-30-х годов свои национальные валюты привязанными к золоту (золотой стандарт) и сохранявшие некоторое время паритет между своими национальными валютами. После конфискации золота у граждан США («Рузвельт-шок» или «Голодомор в США» в 1934 г.) и девальвации доллара более чем на 40% «золотой блок» стал разрушаться. Последним «звоночком» стала «цветная» революция во Франции, когда Де Голля сместили с поста президента после требования вернуть золото взамен бумажных долларов. С 2003 года золотой франк заменен на специальные права заимствования, т.е. поставки физического золота были заменены на производные ценные бумаги. Это увеличило в разы волатильность золота и создало "пузырь" золотого обеспечения (золота физически хватит не более чем на 10% имеющихся обязательств по всему миру).
«Вечные» ценности
Самостоятельная ценность физического золота в монетах позволит укрепить курс валюты относительно любых кризисных явлений, а также защитит граждан Швейцарии и их накопления. Чеканка монет даст приток инвестиций в страну и закрепит определенное количество драгоценного металла внутри страны (если примут закон о запрете вывоза золота за границу, то останется почти вся масса выпущенных монет). Увеличится и туристическая привлекательность и инвестиционная, поскольку платежным средством будет являться физическая поставка золота. Получение прибыли от использования самоценной валюты будет в масштабах государства экономить на темпе прироста ВВП. В ЕС любая попытка увеличения ВВП рассматривается положительно, а подобная практика (да еще из-за другого подхода к платежной системе) будет востребована другими странами блока в течение нескольких лет. Конечно, вид наполнения и качество монет из драгоценных металлов будет отличаться у, к примеру, Италии и Польши, но создание денег для расчетов внутри страны станет еще одним шагом к отказу от мировой резервной валюты - доллара США. Само по себе сочетание внутренней и внешней валют дают серьезные козыри любому правительству, а если страна имеет давние корни в финансовом мире, то и исполнение инициативы по возвращению золотого стандарта будет происходить достаточно спокойно. Швейцария с 2003 года уже узнала на примере своей финансовой системы, что плавающий курс франка имеет свои негативные стороны и ищет с тех пор меры воздействия на стабилизацию национальной валюты.
Колебания курсовой стоимости в кризисное время могут серьезно нарушить работу финансовой системы государства, начинаются проволочки и нестыковки с исполнением контрактов, особенно связанных с экспортом/импортом продукции (зарубежные обязательства). Швейцария является сосредоточением различных торговых, финансовых и промышленных путей товаров и услуг, и очень требовательна к зависимости от зарубежных коллег по бизнесу. Поэтому снижение издержек от валютных потерь будет ощутимым приростом прибыли местным производителями и продавцам (для Европы). Это позволит государству защитить своих производителей и граждан от серьезных колебаний финансового рынка и даст право собрать больше налогов без увеличения ставок сборов, за счет увеличения общей налогооблагаемой базы, но эта же мера уменьшит доход экспортеров и здесь необходимо найти грань по соблюдению интересов обеих сторон. Кроме того, введение золотого стандарта в Швейцарии привязывается к другому решению - запрет вывоза золота из страны. Введение таким образом некоего "внутреннего платежного средства" поможет оградить "новую старую валюту" от вхождения на рынок спекулятивной денежной массы необеспеченных обязательств от США и ЕС и должно удержать от резкой нехватки ликвидности, что обесценит создание золотого франка на территории государства.
Швейцария имеет статус страны Старой Европы и ей позволяются некоторые поблажки со стороны финансовых центров Великобритании и США, поэтому участь ее золотого франка может быть не такой печальной, как попытки создать подобные платежные средства в других странах.
Кесарю кесарево
Так называемый "третий мир", куда относят и Восточную Европу, в принудительном порядке был приведен к схеме порабощения финансовых институтов через "независимость центральных банков" от государственного управления. Управление банков ведется некими акционерами, в основном из США и Великобритании, обязанности выпускать необходимое количество денежных средств в виде притока ликвидности для развития экономики у них также нет (есть ограничения по выпуску денег в зависимости от золото-валютных резервов, размещаемых, в-основном, в США). Введение золотого обеспечения приводит к частичному выпадению финансовых ресурсов из влияния определенного круга лиц, что серьезно наказывается. Мероприятия по введению золотого стандарта (т.е. не введение его, а только подготовка к конкретному рассмотрению вопроса) и создание параллельной финансовой системы исламского банкинга (инвестиционные банки без ссудного процента) уже привели Египет и Ливию к "цветной" революции, а ОАЭ были "поставлены на вид". При этом продолжаются попытки поставить новую систему под свой контроль. Частичный перевод капиталов в Азиатский регион и создание там новых финансовых центров являются частью такой системы контроля. Малайзия, Индонезия уже пользуются в расчетах золотыми монетами, ресурсы позволяют им быть противовесом Китаю, поэтому понятен интерес со стороны финансистов и осторожность с их финансовыми системами. Другие государства Азии находятся вокруг них, а управление центром дает управление всем регионом.
Что интересно, в самих США на уровне 6 штатов уже введены серебряные и золотые монеты в качестве имеющей хождение валюты. Если взять дословный перевод USA, то аббревиатура США будет неправильной, поскольку правильно будет ОГА – объединенные государства Америки (СНГ – аналог). Законы штатов могут сильно отличаться от федеральных и от нормативных актов других штатов.
Введение внутренней валюты для использования только гражданами страны будет полезным шагом на пути к экономическому процветанию, а введение общей валюты (оплата драг. металлами и другим имуществом) в глобальной системе неизбежно приведет к «вымыванию» средств в сторону печатных станков «гегемона» и не приведет правительство к желаемому результату. К подобному выводу в разных уголках планеты пришли давно, но осуществление на практике осложняется полным неприятием действий США.