На днях глава «Газпрома» Алексей Миллер «обрадовал» украинских «партнёров» заявлением о том, что после 2019 года контракт на транзит российского газа через территорию Украины в страны Европейского союза продлён не будет. При этом Миллер отметил, что «Газпром» намеревается идти по пути реализации проекта «Турецкий поток», об инвестициях в который нужно задуматься и европейцам, если те думают о своём будущем в вопросах обеспечения энергоресурсами.
В это же время украинская государственная компания, занятая в сфере транзита газа, - «Укртрансгаз» - объявила об активизации процесса заполнения ПГХ (подземных газовых хранилищ), что можно расценить как попытку закачать больше российского газа по достаточно низкой цене – 247,17 долларов за 1000 кубометров. Сидка будет действовать в течение трёх месяцев с возможностью дальнейшего её продления российского стороной. Это значение (около $248) ниже цены на так называемый реверс газа из любой европейского страны на Украину. По заявлением «Укртрансгаза», в ПХГ на Украине ежедневно закачивается около 40 млн. кубометров голубого топлива, приходящего из России. К вечеру вторника 14 апреля в подземных газовых хранилищах Украины накоплено около 7,8 млрд. кубометров, что позволяет осуществлять полноценный транзит газа в Европу и сохранять газ для внутриукраинского потребления «на чёрный день».
В желании закачать больше газа «впрок», причём по меньшей цене, на фоне того, что всего около «одного олимпийского цикла» остаётся до окончания срока действия «транзитного» контракта – вся «незалэжная». Киеву, чтобы не остаться один на один с пустой ржавой трубой, уже сейчас нужно думать о том, что предпринять, чтобы не потерять статус транзитного рынка, приносящего немалый доход. Доход Украины от транзита российского газа составлял от 1,7 до 3,5 млрд. долларов ежегодно (в зависимости от ставки транзита, цен на голубое топливо и объёмов транзита). Первое существенное падение доходности от перекачки Россией газа в Европу Киев уже испытал – после начала активной эксплуатации «Северного потока». Чтобы Украины не осталась с носом, а Европа не получила возможность приобретать газ у России, в обход всех, мягко говоря, нестабильных транзитёров, США надавили на ЕС с целью полной остановки реализации идей по Южному потоку.
Как только от идеи реализации «Южного потока» Россия отказалась, Киев, должно быть, испытал чувство эйфории. Ведь всё, казалось, идёт по вашингтонскому сценарию: Украина остаётся в транзитной нише и будет дальше давить на психику России, Европа сохраняет свою зависимость от украинского транзитного рынка. А это даёт возможность Киеву диктовать свои условия как Москве, так и Брюсселю, что сейчас фактически и наблюдается. Депутат Ляшко, воодушевлённый российским «фиаско» с «Южным потоком», предложил коллегам поднять даже не в десятки, а в сотни раз, стоимость транзита для российского газа, чтобы Россия потеряла статус надёжного поставщика газа Евросоюзу…
Но, как известно, долго радоваться Киеву не пришлось, ибо «Газпром» заявил о договорённостях с Турцией строить альтернативу «Южному потоку» – газопровод «Турецкий поток». Информацию эту Украина, судя по всему, переваривает до сих пор, тщетно пытаясь получить от «партнёров» из Европы и США хоть какие-то гарантии того, что «незалежная» не превратится в отработанный материал. После заявления Миллера ещё и о решении не продлевать действие транзитного контракта после 2019 года, процесс «переваривания информации» ещё больше усложнился – явно не хватает необходимых «ферментов»…
Итак, у Украины остаётся 4 года на то, чтобы ей (или кому-либо за неё) принять решение, которое ещё может оставить её в газовом конгломерате Европейского континента. С одной стороны, 4 года – это достаточно длительный срок, в течение которого может поменяться или позиция «Газпрома», или (и) политическая обстановка на Украине. Но с другой стороны, четыре года могут, что называется, пролететь незаметно без существенных изменений. И что же ожидает «незалежную» в том случае, если в 2019 году транзит через её газотранспортную систему будет прекращён навсегда? Ожидает Украину в этом случае большая программа по резке металла…
Общая протяжённость газотранспортной системы Украины составляет около 280 тыс. км, из которых около 37 тыс. км – магистральные газопроводы. Из упомянутых 37 тыс. км магистральных газопроводов примерно 14 тыс. км – трубопроводы диаметром от 1020 до 1420 мм, по которым и осуществляются газотранзитные поставки из России в ЕС. Получается, что 14 тыс. км газопроводов Украине после 2019 года точно не понадобятся… А учитывая то, что на российском транзите основана эксплуатация ещё десятков тысяч километров украинского газопровода, то не понадобится Украине существенно больше 14 тысяч километров труб, которые долгие годы не только приносили средства в бюджет, но и позволяли расправлять крылья укроолигархам…
В такой ситуации у Украины в её нынешнем политико-экономическом формате только один вариант – уповать на милость США. На ЕС надежды нет, так как ЕС и сам остался без весьма «вкусного» «Южного потока», и вынужден думать о вложениях в продлении «Турецкого потока».
А что же США? Вашингтон сталкивается с явной проблемой. Ведь если он продолжит идти по пути поддержки украинского мракобесия для того, чтобы пытаться сеять нестабильность у российских границ, то в этом случае придётся давить на Турцию, чтобы та начала вставлять палки в колёса «Турецкому потоку». А Турции оно надо? Если учесть, что Эрдоган будет находиться в кресле президента Турции до 2019 года, и учесть ещё и то, что Эрдоган, мягко говоря, неплохо подготовлен к «цветно-революционным» провокациям, будучи настроившимся на прагматичный диалог с Россией, то проблема Вашингтона выглядит более чем серьёзной. Бросив все силы на поддержку ставленников на Украине и на новый демарш в отношении уже «Турецкого потока», Вашингтон рискует потерять не только Турцию как партнёра по НАТО, но и заполучить откровенно антиамериканскую позицию у целого ряда государств Европы, которые и без того сталкиваются с существенными проблемами после «похорон» проекта «Южный поток». В такой ситуации Вашингтону нужно бросать замашки «исключительного государства» и начать предметно договариваться. Но тут два нюанса для Штатов. Нюанс первый: сесть за стол переговоров с Россией – признать поражение. Нюанс второй: а кто вообще с Вашингтоном за стол переговоров по энергетической безопасности в Европе готов садиться?.. В этой связи в Штатах явно чешут затылки, соображая, какой же план нужно срочно родить в складывающейся обстановке? А, учитывая тот факт, что никаких конструктивных планов США не готовы предлагать на мировой арене по определению, стоит снова держать в уме существенную вероятность новой американской провокации.