Экономика страны все больше напоминает лягушку, которая удерживается на плаву только благодаря тому, что ее постоянно надувают…
Сходство становится тем более полным, что наддув импорта природного газа новое украинское руководство все настойчивее пытается произвести через задний проход.
Более того — судя по заявлению Петра Порошенко, официальный Киев не стесняется представить т.н. газовый реверс в качестве основного варианта диверсификации поставок «голубого топлива» в страну. Это, в свою очередь, должно способствовать скорейшей материализации призрака газовой независимости, который вот уже почти четверть века бродит по информационному пространству Украины.
Кстати, в том же своем выступлении П. Порошенко пообещал даже снизить тарифы на газ — конечно же, после того, как подобной «диверсификации» удастся достигнуть.
Поздравляем вас, господин, соврамши!
Почему президент сделал подобное заявление сразу после 1 апреля 2015 года догадаться несложно: именно с этого славного праздника Дня Дураков газовые тарифы на Украине по предварительному согласованию с МВФ были подняты в 5,5(!) раз, причем следующее повышение должно последовать уже через полгода.
Понятно, что подобные шаги не прибавляют популярности ни новому правительству страны (составленному, по большей части, из иностранных «волонтеров»), ни самому главе государства. Заставить население оплачивать «революционные» издержки, обещая взамен всяческие чудеса представляется делом довольно-таки несложным — особенно, если учесть, что подобные обещания просто не могут быть выполнены.
Во-первых, как мы уже наглядно показывали в наших предыдущих материалах, объемы реверсных поставок природного газа не могут удовлетворить нужды Украины в «голубом топливе» и (тем более) стать реальной альтернативой их прямому импорту. Исходя из анализа данных компании «Укртрансгаз», в первом квартале текущего года среднемесячные объемы импорта газа черным ходом «из Европы» составили 1,15-1, 2 млрд. м куб., в то время как напрямую из России — порядка 0,9-1,0 млрд. м куб. Однако все попытки сократить закупки российского газа при невозможности увеличить объемы его реверсных поставок уже в марте привели к 16%-му превышению лимитов расхода «голубого топлива» (до 3,537 млрд. кубометров в месяц), что заставило Украину с начала апреля возобновить прерванный было отбор газа из подземных хранилищ (ПХГ). При этом текущие объемы суточных поставок «европейского» газа составляют 41,7 млн. м куб. (38 млн. м. куб из Польши, 2,7 — из Словакии и около 1,0 млн. м куб. — из Венгрии), что покрывает лишь около одной трети потребностей страны даже в сравнительно теплое время года. Знаковым выглядит и перераспределение структуры этого импорта (38 млн. м.куб/сут. из Польши, 2,7 — из Словакии и около 1,0 млн. м куб. — из Венгрии), в пользу официальной Варшавы (сохраняющей завещанные ей Вашингтоном антироссийские позиции) при постепенном сокращении реверса газа с территорий, контролируемых Будапештом и Братиславой (выступающих за скорейшую нормализацию отношений с Москвой).
Во-вторых, цена на газ, поступающий на Украину через «задний» проход была и остается более высокой, чем при прямых поставках. Напомним, что по итогам 2014 года (согласно официальной украинской статистике — не путать с официальной украинской пропагандой) прямые поставки российского газа в среднем обошлись официальному Киеву в 268,48 долл. за тысячу кубометров, в то время как реверсные — уже по 351,76 долл. В ближайшем будущем (во втором квартале 2015 г.), цена российского газа для Украины будет снижена до 247,18 долл. за тыс. кубометров. По свидетельству главы «Газпрома» Алексея Миллера, это почти на 10 долл. меньше текущих спотовых цен в Баумгартене (Австрия). Однако в случае реэкспорта «голубого топлива», к 257 долл./тыс. м. куб. на этом австрийском газовом хабе придется прибавить еще и стоимость транспортировки к западной границе Украины (порядка 1 160 км.).
С учетом этих транспортных расходов (которые вряд ли возьмут на себя «добрые» страны ЕС), стоимость реверсного газа для Украины может вырасти до 274-280 долл./тыс. м куб (минимум) — при условии, конечно, что «Газпром» вообще позволит в дальнейшем осуществлять подобные операции.
И, наконец, в-третьих: судя по соотношению цен на газовом рынке, действующее украинское руководство вряд ли откажется от соблазна зарабатывать на перепродаже «голубого топлива» конечным потребителям — вне зависимости от того, каким путем оно будет попадать в страну.
Судите сами: при цене закупки российского газа в 247,18 долл. за тыс. кубометров в апреле-июне 2015 года (или 5 810 грн. по текущему курсу НБУ 23,506 грн./долл. США), новые внутренние тарифы на Украине с 1 апреля составляют:
• Для промышленности и других предприятий действующего бизнеса: 7 200 грн. (306,3 долл.)/тыс. м. куб.
• Для населения (потребление на бытовые нужды): 7 188 грн. (305,80 долл.)/ тыс. м куб.
Таким образом, за исключением религиозных организаций и крайне ограниченной (по времени года и объемам потребления) льготной категории, нынешние украинские власти уже сейчас готовы зарабатывать по 58,6-59 долларов на каждой тыс. кубометров «голубого топлива», продаваемого ими своему же населению! Неплохой бизнес для страны «усовершенствованной демократии», не так ли?
Что ж, лозунг «за свободу нужно платить» (выдвинутый еще «оранжевым» президентом Украины Виктором Ющенко) остается актуальным и десять лет спустя. Не менее популярными остаются и появившиеся в тот же период (и повторяемые теперь его кумом Петром Порошенко) легенды о других путях диверсификации газового импорта…
Чудеса с разоблачением
Первое из них под названием «сланцевый газ» было успешно похоронено для Украины с началом боевых действий на юго-востоке страны, в районах наиболее перспективных для его добычи, волею судеб сосредоточенных в Донбассе. Увы, огонь гражданской войны (несмотря на то, что с апреля 2014-го она перемежается периодами относительного покоя) окончательно уничтожил надежды на это «чудо», обещанное официальному Киеву Вашингтоном еще, кстати, при прежнем режиме.
Впрочем, даже если этого и не случилось бы, падение мировых цен на нефть (провалившихся ниже 45 и теперь балансирующих под потолком в 60 долл. за баррель) заставило даже крупные американские корпорации отложить сланцевый газ в долгий ящик инвестиционных перспектив на собственной территории — не говоря уже про освоение недр Украины.
Зато с воцарением в Киеве «революционного» режима получила второе дыхание идея «мокрого» плана обеспечения газовой независимости, а именно — доставки сжиженного газа специальными LNG (СПГ)-танкерами по морю, с последующей регазификацией на специальном терминале в порту Южном под Одессой. Несмотря на достаточно высокую стоимость строительства подобного терминала (1,2-1,5 млрд. долл., не считая сопутствующей инфраструктуры и расходов на собственно морские перевозки), этот проект десятилетней давности был снова реанимирован в 2014 году практически одновременно с известной инициативой поставки каменного угля из Южной Африки. Что характерно — в условиях «усовершенствованной демократии» оба эти начинания завершились коррупционными скандалами, однако это не помешало украинским масс-медиа громко оповестить мир об очередных достижениях страны в борьбе за энергетическую независимость.
По мере того, как ситуация в секторе газа становилась все тяжелее, медийная кампания в поддержку этого варианта набирала обороты — до тех пор как официальное заявление турецкой стороны не поставило на нем крест (с полумесяцем). 20 марта 2015 года посол Турции на Украине Йонет Джан Тезель сообщил, что в целях обеспечения безопасности судоходства в Турецких проливах (Босфор и Дарданеллы), его страна не сможет разрешить прохода в Черное море танкеров-газовозов. Заметим, что за последние десять лет Анкара делает подобные заявления далеко не в первый раз, что, однако, не мешало Киеву устойчиво поддерживать миф о поставках газа по морю последовательно при трех последних президентах…
И, наконец, последнее чудо, на которое вот уже десять лет уповает Украина, заключается в «прямых» поставках газа из Туркмении. Впервые об этом, помнится, заявлял еще Виктор Ющенко летом 2005 года — сразу после того, как «Газпром» впервые намекнул о грядущем росте цен на «голубое топливо» для Украины к рыночному уровню. Весной 2015-го (после тихих похорон сланцевого и «мокрого» варианта диверсификации) о том же заговорил и Петр Порошенко.
Однако и этот вариант, столь логичный на первый взгляд, на практике оказывается еще менее реальным, чем два первых. Во-первых, еще в 2003 году Туркменистан запродал основные экспортные объемы своего «голубого топлива» на 25(!) лет вперед тому же «Газпрому» — в обмен на защиту от демократизаторов из Белого Дома, танки которых приблизительно в то же самое время вошли в Ирак. Во- вторых, даже если бы Туркмения (которая сегодня пытается заигрывать с США) и нашла бы немного «лишнего» газа для официального Киева, то поставить его на Украину напрямую он сможет разве что по… воздуху.
Дело не только в том, что пропускная способность магистрального газопровода "Средняя Азия — Центр "(единственный пока путь, по которому в западном направлении осуществляются поставки "голубого топлива " из газового мешка Туркмении) ограничена 45-50 млрд. кубометров в год. Гораздо важнее, что львиная доля этого маршрута проходит по территории России, так что транзит придется согласовывать опять-таки с «Газпромом»…
Как ни крути, реальной альтернативы именно российскому газу для Украины в обозримой перспективе не предвидится. Впрочем, в Киеве это, очевидно, хорошо понимают — как и в Евросоюзе. Не случайно трехсторонняя встреча по решению газовых проблем (Россия, Украина и ЕС) запланирована уже на 14 апреля…