Мир захлебнется в долгах
В McKinsey подсчитали, что глобальный долг вырос на 57 трлн с 2007 года – до почти 200 трлн долларов. Мир ждут новые финансовые потрясения, которые будут совсем не похожи на кризис 2008 года.
Через семь лет после взрыва кредитного пузыря, в результате чего мир пережил худший финансовый кризис со времен Великой депрессии, долг большинства стран продолжает расти. На самом деле, практически все крупные страны сегодня имеют более высокий уровень заимствований по отношению к ВВП, чем в 2007 году. Глобальный долг в эти годы вырос на 57 трлн долларов, или 17% мирового ВВП. Это, уверены в McKinsey, представляет собой новые риски для финансовой стабильности и может подорвать рост мировой экономики.
По итогам исследования ситуации в 47 развитых и 22 развивающихся экономиках в McKinsey заявили, что долг к ВВП вырос во всех 22 странах с развитой экономикой, причем рост в большинстве своем составил более чем 50 процентных пунктов. Эксперты выделяют три основных риска, которые способны крайне негативно отразиться на ситуации в мировой экономике. Это рост государственного долга, который в некоторых странах достиг огромных размеров, продолжающееся увеличение задолженности населения и повышение в четыре раза долга Китая, который подпитывается ростом цен на недвижимость и теневым банкингом.
Государственный долг во многих странах сейчас неоправданно высок: с 2007 года он вырос на 25 трлн долларов. Он будет продолжать расти, уверены авторы доклада, принимая во внимание нынешнюю экономическую ситуацию. Часть этого долга, возникшая при поддержке субсидий и программ стимулирования в крупнейших мировых экономиках, связана с текущим кризисом. Долг также увеличился в результате рецессии и слабого восстановления мировой экономики. Для сокращения государственного долга странам, возможно, необходимо рассмотреть новые подходам к получению средств на собственные расходы, такие как продажа активов, налоги на богатство и более эффективная реструктуризация заимствований.
Долг домохозяйств также достиг новых вершин. Только в Ирландии, Испании, Великобритании и США за прошедшие семь лет домохозяйства сократили долю заемного капитала. Но во многих других странах задолженность домашних хозяйств по отношению к доходам продолжает расти. Она превышает сейчас пиковые уровни до 2008 года, в том числе таких странах, как Австралия, Канада, Дания, Швеция и Нидерланды, а также Малайзия, Южная Корея и Таиланд. Эти страны нуждаются в более гибких ипотечных условиях, четких правилах личного банкротства, а также более жестких стандартах кредитования и макропруденциальных правилах.
Третья важная проблема – госдолг КНР, который и в самом деле за семь лет вырос почти в четыре раза. При этом потенциально вызывают тревогу такие факторы, как то, что половина всех кредитов связаны, прямо или косвенно, с перегретым рынком недвижимости; нерегулируемым теневым банковским сектором, на который приходится почти половина новых кредитов; и долгом местных органов власти. Эксперты надеются, что правительство Китая имеет возможность спасти финансовый сектор в случае необходимости. Основной задачей властей будет сдерживание будущего увеличения долга и снижение рисков возникновения такого кризиса без ущерба экономическому росту.
Эти проблемы должны быть решены, считают в McKinsey. Но если мировой экономике будут нужны постоянно большие объемы долга, а сокращение доли заемных средств станет редким и все более трудным, мировым странам, возможно, придется научиться жить с высокой задолженностью без ущерба для себя. Это потребует новых подходов к управлению долгом и его учету. Директивным органам необходимо рассмотреть несколько способов снижения государственного долга. Заимствования, несомненно, останутся важным инструментом финансирования экономического роста. Но процесс их создания, использования, контроля и (при необходимости), избавления от них по-прежнему нуждается в улучшении.
Крупные экономики в рамках борьбы с кризисом 2008 года все же оптимизировали свои финансовые расходы. Однако государственная машина все так же требовала средств, выходом стали выпуски гособлигаций с обращением 25-30 лет и привлечение международных кредитных линий, отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Все это увеличило госдолг. В росте этого показателя, считает эксперт, нет ничего критичного, если страна его грамотно обслуживает — с этим живут долго и счастливо. Но финансовая история знает примеры, когда США, например, принимали решения о повышении «потолка» предельно допустимого госдолга, не в силах справиться с его ростом. Сейчас максимальный госдолг у Японии, отсюда же идет и основная опасность, ведь страна не печатает денег «просто так», и у нее нет четкого плана сокращения долгов.
Среднесрочный кредитный цикл в мировой экономике составляет 5-8 лет, отмечает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Если за начало нового кредитного цикла принять 2009 год, то на период 2015-2017 годов приходит время его завершения. Кроме этого, фокус общественного внимания в данный период смещается в социально-политическую сферу (президентская кампания в США, рост левых настроений в еврозоне на фоне низких темпов экономического роста в целом и кризиса на рынке труда в южных регионах).
На этом фоне, считает эксперт, проблема закредитованности домохозяйств скорее всего будет «раздуваться» в СМИ, а Центробанки развитых стран будут стремиться к девальвации своих валют и удержанию низких процентных ставок. Вероятно, считает эксперт, мы входим в очередной период долгового кризиса. Скорее всего, он не будет похож на кризис 2008 года, более вероятными выглядят локальные потрясения на отдельных рынках, как было в еврозоне 2011 года. Вероятные негативные события на финансовых рынках — объявление дефолта по госдолгам Украиной и отказ от принятых ранее обязательств Грецией.
Но и в целом сейчас действительно ситуация в долговой сфере сложилась очень опасная, особенно среди «западных стран», констатирует аналитик ФК «ИнстаФорекс» Антон Фомин. У одних только США госдолг превышает 18 трлн долларов — это порядка 110% от ВВП. При этом общая долговая нагрузка американской экономики превышает 40 трлн долларов. В Европе ситуация не лучше — общий долг стран ЕС уже достиг 90% от ВВП и в течение количественного смягчения эта цифра будет только расти, а у Японии госдолг уже достиг астрономических 240% от ВВП.
Все это, заключает аналитик, создает крайне опасные риски в мировой финансовой системе, которая по сути представляет из себя уже один большой пузырь, который вот-вот может лопнуть. И в этом случае события, которые произошли на мировых финансовых рынках в 2009 году, покажутся нам еще очень легкими.
Эксперт Источник: agitpro.su.
Рейтинг публикации:
|