Саид Гафуров - российский экономист, востоковед.
Резюме: Говоря о факторах, способствующих падению цен на нефть, мы зачастую принимаем сложившуюся систему ценообразования как константу. Между тем реформа в этой области назрела уже давно.
Говоря о факторах, способствующих падению цен на нефть, мы зачастую принимаем сложившуюся систему ценообразования как константу. Между тем реформа в этой области назрела уже давно. Имеются и рецепты того, как сделать цену на нефть справедливой для всех – и продавцов, и покупателей. Причем центр этого нового рынка удобнее всего создать в России.
Уже стали общим местом разговоры о том, что для стабильного, устойчивого развития России крайне желательно снижение волатильности цен на нефть. Уровень цены даже менее важен, чем ее разброс – пусть цена даже будет невысокой, главное, чтобы она была стабильной. Причем это важно не только для нас, но и для абсолютного большинства стран мира – как нетто-экспортеров, так и покупателей углеводородов.
Помимо прочего, долгосрочная стабилизация цен ориентирует мировые финансовые рынки на повышение инвестиционной привлекательности и нефтяной отрасли, и отраслей – потребителей нефти. Одним словом, реформа мирового ценообразования на нефть назрела, она необходима, и для ее реализации требуется сотрудничество как со странами-потребителями, так и со странами – производителями нефти.
Тот факт, что международная биржевая торговля нефтью с расчетами в рублях практически отсутствует, ведет к ослаблению позиций российских нефтегазовых компаний
Ценообразование на нефть и при экспорте, и на внутреннем рынке зависит от ситуации на иностранных биржах, так как в значительной мере определяется тактикой торговцев «бумажной нефтью». И тот факт, что международная биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами с расчетами в рублях практически отсутствует, ведет к ослаблению позиций российских нефтегазовых компаний по сравнению с ведущими международными нефтяными компаниями.
Для нормального развития нефтяной отрасли необходимым представляется и изменение действующих правил регулирования на западных биржах (ICE и NYMEX), и противодействие спекулятивной деятельности торговцев «бумажной нефтью». Например, введение ограничений на размер «кредитного плеча» при торговле фьючерсами, на соотношение объема открытых контрактов и реальной нефти, на количество сделок, закрываемых реальной поставкой товара – и так далее. Хотя деятельность этих бирж носит глобальный характер, они находятся в сфере национального регулирования Великобритании и США. Такое положение требует участия ключевых игроков мирового энергетического рынка в выработке правил регулирования этих площадок или в создании новых. А значит, России на высшем политическом уровне необходимо добиваться создания совместного совета по регулированию международного нефтяного рынка так, чтобы в нем были представлены все заинтересованные стороны.
В частности, остро необходимо создание площадки, на которой торговля российской нефтью будет вестись в рублях. Основным ее потенциальным недостатком представляется отсутствие в такой торговле огромного количества «дешевых» денег в руках финансовых спекулянтов, которые присутствуют на западных биржах и обеспечивают значительное снижение финансовых издержек мировым и российским нефтегазовым компаниям. Вместе с тем потенциальная возможность краткосрочного ценового арбитража (например, из-за разницы в часовых поясах) неизбежно приведет к перетоку существенной части этой финансовой массы на новую рублевую биржу при условии обеспечения технических возможностей со стороны российских монетарных властей (недаром же создан мегарегулятор). Одновременно власти должны обеспечить и должный уровень контроля, то есть не допускать злоупотреблений и недобросовестных спекуляций на уровне требований бирж в Лондоне, Роттердаме и Нью-Йорке.
В этом контексте важно наладить регулярный энергодиалог между Россией и ОПЕК – основными поставщиками на мировом нефтяном рынке. Цель – проведение активных скоординированных действий по стабилизации мировых рынков за счет, во-первых, сокращения объемов поставок нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, во-вторых, разработки и применения правовых механизмов, стабилизирующих рынок. Нужно добиваться привлечения к совместным действиям и других крупных стран – независимых экспортёров нефти (Казахстан, Азербайджан, Норвегия, Бразилия), а параллельно принимать меры по диверсификации валютных расчетов и созданию «корзины валют» для взаимодействия в нефтяном секторе. Наконец, нужно наращивать инфраструктуру резервирования нефти и нефтепродуктов для предотвращения резких колебаний цен, в этом плане создание новых торговых площадок также весьма полезно.
Но одним из главных направлений реформы нефтяного ценообразования видится создание глобального рынка долгосрочных контрактов между производителями и потребителями нефти на основе усредненных сглаженных цен за предшествующие периоды. Учитывая проявившуюся тенденцию к снижению нефтяных цен в 2014 году, эта идея может сейчас стать особо привлекательной для рассмотрения покупателями. Выгоды очевидны: сокращается зависимость от биржевых колебаний, убирается «спекулятивная премия» посредников, а в конечном итоге снижаются издержки как потребителей, так и производителей.
Опираясь на сложившуюся инфраструктуру и технологию глобальной нефтяной торговли, центр этого рынка системных долгосрочных контрактов удобнее всего создать именно в России. За счет своего географического положения Москва может взять на себя роль логистического оператора для организации физического рынка нефти, основанного на трубопроводном транспорте, а не на танкерных поставках. К примеру, трубопроводная система «Транснефти», получая нефть от множества производителей, может быть прямо связана с нефтеперерабатывающими заводами и Азии, и Европы.
Еще одним важнейшим элементом более справедливого мирового энергетического порядка является отказ от привязки цены на нефть к котировкам доллара на международных валютно-финансовых рынках. Существует установленная обратная зависимость стоимости американской валюты и стоимости барреля: рост доллара по отношению к евро и – в редких случаях – к юаню или к фунту стерлингов приводит к снижению котировок фьючерсов на нефть, поскольку подорожание американской валюты делает нефть более дорогостоящей. Котировки нефти в альтернативных валютах невыгодны сегодняшним владельцам основных мировых торговых площадок, в этой связи необходимо создать площадки с котировками «нефтеевро» и «нефтерубль». Нефтериал уже создан на Тегеранской фондовой бирже, но в связи с валютными санкциями против Ирана и потребностями Тегерана в валюте он пока носит технический характер, не влияя даже на внутреннюю ситуацию с поставками.
Иными словами, необходимо создание новых бирж и увеличение числа маркерных сортов нефти. Причем необходимо создавать именно полноценную альтернативную нефтяную биржу, а неизбежное признание миром рублевых котировок в силу возможности ценового межбиржевого арбитража будет оказывать, помимо прочего, стабилизирующее воздействие на рынок и способствовать укреплению статуса России.
Очень важно помнить, что и мир вообще, и организация мировой торговли постоянно меняются, и через 10 лет она может стать совершенно иной, чем она является сейчас. Да, в этом направлении нужно много работать и учитывать колоссальное противодействие, но начинать эту работу важно уже сейчас.
| Взгляд Источник: globalaffairs.ru.
Рейтинг публикации:
|