Падение цен на нефть привело к изменениям в работе нефтяной отрасли. Многие проекты могут быть отложены, а нефтедобычу и переработку ждет сокращение рабочих мест. В итоге это может вновь подтолкнуть цены вверх.
Британский министр финансов Джордж Осборн заявил о планах понизить налоги для нефтяной отрасли страны, добывающей нефть в основном на шельфе Северного моря. Таким образом в британском правительстве планируют компенсировать серьезное падение цен, которое грозит сделать многие проекты нерентабельными. По оценкам нефтегазовых компаний, если не принять срочных мер, то до трети всех офшорных месторождений в британском секторе Северного моря могут оказаться на грани закрытия. «Некоторые компании платят налоги из расчета 80 процентов от получаемой прибыли. Мы бы хотели снизить максимальную ставку налога до 30 процентов, чтобы к нефтяной отрасли было такое же отношение правительства, как и к любой другой. Иначе около сотни британских месторождений могут оказаться нерентабельными», — заявил Малькольм Уэбб, руководитель отраслевой ассоциации британского нефтегазового сектора Oil & Gas UK.
В ответ на кризис в нефтяной отрасли уже начались увольнения. В начале января BP объявила о сокращении 300 рабочих мест на своих проектах в Северном море (сейчас у компании там работает 3,5 тысю сотрудников). Американский нефтяной гигант ConocoPhillips планирует сократить 230 из 1,4 тыс. человек в своем британском подразделении. Chevron и Royal Dutch/Shell объявили о первых сокращениях еще в конце декабря. Сервисная компания нефтегазового сектора Schlumberger объявила о сокращении более 9 тыс. рабочих мест по всему миру — от Техаса до России. Ее конкурент компания Baker Hughes объявила о сокращении 7 тыс. сотрудников, Halliburton тоже сообщила о планируемых увольнениях, хотя и не уточнила конкретные цифры.
По оценкам Иэна Вуда, британского эксперта в нефтегазовой сфере, в 2015 году в одной только Британии может быть сокращено до 15 тыс. рабочих мест в шельфовой добыче нефти и газа. Однако увольнения сотрудников и консервирование месторождений будут происходить не только здесь, но и в других нефтедобывающих странах — от месторождений нефтяных песков в Канаде до платформ по добыче глубоководной нефти у берегов Бразилии или Австралии. Из-за снижения цен на нефть на 60%, менее чем до 50 долларов за баррель, в течение всего лишь полугода многие нефтегазовые проекты оказываются нерентабельными. Меняющиеся условия требуют от нефтяных компаний оперативных действий — им приходится пересматривать стратегии и резко сокращать издержки.
Забыть о тучных годах
Согласно оценкам геологической компании Wood Mackenzie, снижение цен поставило под вопрос проекты в нефтедобыче в Европе на общую сумму 87 млрд долларов. Если цена останется ниже 60 долларов за баррель, 32 проекта разработки месторождений в Европе с суммарными запасами 4,9 млрд баррелей нефти станут нерентабельными. «Крупные проекты и инвестиции в Северном море, в Европе и в Средиземном море находятся в зоне риска при ценах ниже 80 долларов за баррель, так как более чем для 70 процентов этих проектов цена нефти, при которой достигается безубыточность, превышает 60 долларов за баррель. В более выгодном положении лишь Норвегия, на прибрежном шельфе которой 80 процентов проектов остаются прибыльными при ценах даже ниже 60 долларов за баррель», — прокомментировал эти оценки Джеймс Уэбб, ведущий эксперт Wood Mackenzie.
Резкое сокращение инвестиций нефтяных компаний может оказаться особенно чувствительным на шельфе Северного моря, где нефтедобыча и так сталкивается со сложными условиями работы, исчерпанием месторождений и высоким уровнем налогов. Добыча на шельфе Северного моря достигла пика в 1999 году, затем постепенно снижалась до 2010-го, после чего резко упала. При этом она становилась все дороже, что сделало ее себестоимость одной из самых высоких в мире. Сегодня даже добыча на глубоководных месторождениях в открытом море в Мексиканском заливе дешевле, чем в относительно мелководном Северном море. (С 2013 года в добычу в Северном море в британском, норвежском и датском секторах было вложено 21 млрд долларов инвестиций, а на ремонт и поддержание инфраструктуры было потрачено еще 14 млрд.)
Поэтому в Абердине, нефтяной столице Шотландии, сегодня царят пессимистические настроения. «Нефтяной отрасли предстоит сложный период, если она не проведет быструю реструктуризацию, сократив издержки. Даже с учетом высокой себестоимости добычи нефтяные компании тратят слишком много, в частности на персонал», — рассказал «Эксперту» Микеле Винья, нефтяной аналитик из Goldman Sachs. Действительно, в период «тучных лет» в нефтяной отрасли резко выросли зарплаты — так, сегодня британские нефтяники зарабатывают в среднем 8,1 тыс. долларов в месяц (до вычета налогов), что существенно больше средней зарплаты по стране (3,5 тыс. долларов). Обслуживающий персонал буровых платформ в Северном море сегодня работает две недели, после чего получает три недели отдыха — еще десять лет назад для вахтовиков соотношение между работой и отдыхом было равным. Судя по начавшимся сокращениям, теперь нефтяникам придется работать больше.
Продолжится ли сланцевый бум?
В то время как во многих регионах нефтедобычи компании активно оптимизируют издержки, добыча в Соединенных Штатах, по прогнозам, продолжит расти. Согласно опубликованным в начале января оценкам МИНИСТЕРСТВА энергетики США, в 2015 году она вырастет на 600 тыс. баррелей в сутки, до 9,3 млн баррелей, а в следующем году — до 9,5 млн баррелей в сутки. Впрочем, это лишь прогнозы, и они в любом случае скромнее декабрьских оценок. «Многие нефтяные компании сократили работы по разведке на уже действующих месторождениях», — отмечается в докладе американского Минэнерго.
Так, нефтесервисная компания Baker Hughes прогнозирует консервацию значительного числа малоприбыльных скважин в США. По данным компании, во время предыдущих корректировок на нефтяном рынке в 2001–2002-м и 2008–2009 годах число скважин в США в среднем сокращалось на 35%. Компании тратили основные ресурсы на добычу на наиболее прибыльных скважинах, благодаря чему снижались издержки. Уже в первом квартале 2015 года Baker Hughes прогнозирует сокращение числа действующих скважин в США на 15% по сравнению с концом прошлого года. Если повторится ситуация предыдущих циклов, то из 1609 скважин в ноябре 2014-го к середине нынешнего года могут оказаться законсервированными около 560. Более всего могут быть затронуты месторождения сланцевой нефти Баккен в Северной Дакоте и Пермский бассейн в Техасе, прогнозирует Baker Hughes.
Если данный прогноз оправдается, то это может вызвать снижение добычи нефти в США уже к осени нынешнего года. Таким образом, будет достигнута цель ОПЕК (на входящие в эту организацию страны приходится около трети мировой добычи нефти), решившей не изменять квоту на добычу (она составляет 30 млн баррелей в сутки), что способствовало снижению цен на нефть.
Выступая в январе на энергетической конференции в Абу-Даби, министр нефти ОАЭ Сухель аль-Мазруи заявил, что картель не планирует менять свою стратегию. «Мы наблюдаем на рынке избыточное предложение, создаваемое сланцевой нефтью, и это должно быть скорректировано», — отметил министр.
Эта стратегия, похоже, начинает работать. Международное энергетическое агентство (МЭА), объединяющее развитые страны — импортеры нефти, опубликовало прогноз, согласно которому добыча нефти в странах вне ОПЕК будет расти значительно медленнее, чем в предыдущие годы. МЭА прогнозирует, что в 2015 году страны за пределами ОПЕК увеличат добычу на 950 тыс. баррелей в сутки — на 300 тыс. меньше, чем предполагалось в прошлогоднем прогнозе.
Непрогнозируемые цены
В течение второй половины 2014 года нефтяные компании с опасением наблюдали за снижением цен, но предпочитали выжидать и не предпринимать резких действий. Сейчас же им приходится действовать снижая издержки. Впрочем, в отрасли говорят, что масштаб изменений будет зависеть от того, как будут вести себя нефтяные цены дальше, особенно если речь идет о долгосрочном горизонте планирования.
«Вполне вероятно, цены уже достигли дна. Какое-то время они будут оставаться на уровне 45–50 долларов за баррель, а затем начнут расти», — заявил на саммите в Давосе генеральный секретарь ОПЕК Абдалла эль-Бадри. По его мнению, цены не будут падать до 20–25 долларов за баррель, несмотря на прогнозы некоторых аналитиков.
Сегодня большинство отраслевых экспертов озабочены предсказанием цен на ближайшие недели и месяцы. В такой атмосфере легко забыть, что в течение ближайших 25 лет рост населения и экономик потребует использования значительно больших объемов энергетических ресурсов, включая, по всей видимости, нефть. Спрос на энергетические ресурсы в ближайшие 50 лет удвоится. При этом существующие нефтяные месторождения сокращают добычу на 5% ежегодно. Это означает, что уже к 2035 году добыча с нынешних месторождений сократится на две трети. По прогнозам ОПЕК, к 2040 году мировая экономика будет потреблять 111 млн баррелей нефти в сутки (сегодня — 91 млн), что потребует введения новых месторождений и роста добычи во многих регионах.
«На инвестиции в энергетические проекты в целом, а в нефть особенно, сейчас идут неохотно. Если низкие цены будут сдерживать инвестиции, то нефтяной рынок может столкнуться с проблемами уже в следующем десятилетии», — заявила Мария ван дер Хувен, исполнительный директор МЭА. Масштаб этих проблем оценить несложно. Так, в результате падения цен со 112 долларов за баррель в июне 2014 года до нынешних 47 долларов потери мировой нефтянки (суммарная добыча — около 90 млн баррелей в день) в 2015 году примерно эквивалентны 6 млрд долларов в день, а потери нефтеэкспортеров (общемировой экспорт — около 45 млн баррелей в день) — 3 млрд долларов в день. Стало быть, суммарные потери нефтеэкспортеров могут приблизиться к 1 трлн долларов, что скажется не только на инвестициях в нефтедобычу, но и на глобальном спросе: страны-нефтеэкспортеры будут в меньшей степени способны закупать импорт, что в сочетании с падением цен на других сырьевых рынках может представлять серьезную угрозу для глобального экономического роста в ближайшие год-два.
Впрочем, когда нынешние дисбалансы на нефтяном рынке будут скорректированы, цены вновь пойдут вверх. И это вернет интерес к многим проектам, которым сегодня грозит консервация или закрытие. Давать четкие прогнозы, когда и до какого уровня вновь вырастут цены, пока мало кто берется. Но интересно, что сама ОПЕК прогнозирует среднюю цену нефти в 2040 году на уровне 177 долларов за баррель. Напомним, что рекордным уровнем пока остается 147 долларов за баррель в июле 2008 года.