Инвесторы в крупные терминалы по экспорту сжиженного природного газа (СПГ) в таких странах, как Австралия и Канада, могут потерять миллиарды долларов, поскольку перспективы отрасли ухудшились из-за снижения цен на нефть. Пока они не восстановятся, это будет негативно влиять на прибыль энергетических компаний, включая Chevron и Royal Dutch Shell, которые за последние семь лет вложили в СПГ-проекты примерно $250 млрд, чтобы удовлетворить растущий в Азии спрос на более чистые виды топлива.
Для финансирования дорогих проектов компании обычно соглашались продавать большую часть газа еще до их завершения по стоимости, связанной с уровнем цен на нефть. Но такая модель ценообразования означает, что выручка производителей СПГ во время первых поставок будет значительно меньше, чем если бы стоимость нефти находилась около пикового уровня в $116 за баррель, как это было еще шесть месяцев назад. Баррель нефти марки Brent стоит уже примерно $64.
Из-за этого на прошлой неделе группа инвесторов во главе с малазийской Petronas на неопределенный срок отложила строительство СПГ-терминала стоимостью $32 млрд на тихоокеанском побережье Канады. А в США компании, добывающие дешевый сланцевый газ и планировавшие экспортировать его в виде СПГ в Азию, поняли, что столкнутся с более жесткой конкуренцией.
Для безубыточности большинству СПГ-проектов в Австралии необходимо, чтобы газ стоил по меньшей мере $12-14 за 1 млн британских термальных единиц (BTU), согласно оценкам Credit Suisse и Wood Mackenzie. А для некоторых более дорогих проектов цена на газ должна быть еще выше.
Цены на СПГ в Азию уже опустились ниже $10 за 1 млн BTU. Таким образом, многие проекты вряд ли будут прибыльными. Аналитик Credit Suisse Марк Сэтер связывает это с решением ОПЕК, когда на заседании в конце ноября организация решила не сокращать добычу нефти, после чего нефть вновь стала дешеветь. "ОПЕК все испортила, - говорит он. - Доходность проектов при таких ценах ужасна".
Как уверены многие эксперты, спрос на СПГ вырастет в ближайшие десятилетия, поскольку такие азиатские страны, как Китай, будут стараться ускорить модернизацию и использовать вместо угля чистое топливо. Спрос на СПГ вероятно останется высоким и в более развитых странах Азии, например, Южной Корее и Японии, у которых не хватает собственных запасов ископаемого топлива. После аварии на АЭС "Фукусима" в 2011 г. использование СПГ в Японии увеличилось еще больше.
Обычно на продажу СПГ заключают контракты длительностью до 30 лет. Поэтому быстрое восстановление цен на нефть может поспособствовать прибыльности проектов в том случае, если компании смогут выдерживать давление достаточно долго. Так, австралийская компания Santos, крупный инвестор в СПГ, была вынуждена сократить расходы после неудачной попытки провести эмиссию гибридных долговых ценных бумаг.
На восточном побережье Австралии британская нефтегазовая компания BG Group должна скоро начать эксплуатацию нового СПГ-терминала Queensland Curtis (QCLNG). Стоимость его строительства несколько раз увеличивалась и составила более $20 млрд, что на треть больше изначального бюджета. Он расположен на острове неподалеку от двух других гигантских терминалов, принадлежащих конкурентам, среди которых Santos, Total и ConocoPhillips.
BG должна осуществить первую поставку СПГ оттуда в Азию в этом месяце. В компании по-прежнему оптимистично смотрят на перспективы проекта QCLNG, миноритарный инвестор и основной клиент которого - китайская CNOOC. На этой неделе BG также улучшила свой баланс, продав за $5 млрд основной трубопровод проекта австралийской APA Group. "С точки зрения экономики QCLNG привлекательный и конкурентоспособный проект при широком диапазоне цен на нефть", - сказал представитель BG в Брисбене.
На западном побережье Австралии находится СПГ-проект Gorgon, которым управляет компания Chevron при поддержке Shell и ExxonMobil. С 2009 г., когда началось строительство терминала, стоимость проекта увеличилась на 45% до примерно $54 млрд. Ожидается, что проект будет завершен и сдан в эксплуатацию в 2015 г. Представитель Chevron в Калифорнии отказался комментировать снижение цен на нефть. Но как говорила в октябре Пэт Яррингтон, финансовый директор Chevron, четыре основных проекта компании, включая Gorgon, быстро превратятся из "денежных потребителей" в "денежные генераторы".
Австралия сильнее остальных может пострадать от снижения цен на нефть, так как в стране строятся сразу семь экспортных СПГ-терминалов, общей стоимостью более $160 млрд. Эта сумма близка к ВВП Вьетнама. Еще до 2020 г. Австралия может опередить Катар в качестве крупнейшего экспортера СПГ. Ее привлекательность объясняется близостью с Азией и стабильной политической обстановкой.
"Очевидно, многие австралийские проекты рискуют приносить недостаточно прибыли, - отмечает аналитик Wood Mackenzie Иэн Эшкрофт. - Некоторые уже испытывают проблемы из-за превышения стоимости, но влияние цен на нефть на денежные потоки на раннем этапе также экономически критично для проектов".
Более того, на СПГ-проекты в Австралии негативно повлияли и другие факторы, в том числе неблагоприятные изменения валютных курсов и забастовки рабочих. Это отличает их от проектов в странах Ближнего Востока, где, например, Катар использует дешевый труд иностранных рабочих.
В других регионах - Канаде и странах Восточной Африки, как Танзания и Мозамбик - где компании еще не начали строить десятки запланированных СПГ-терминалов, они вероятно задумаются о том, насколько это удачное время для новых инвестиций на сотни миллиардов долларов.
Американские компании, добывающие сланцевый газ и собирающиеся его экспортировать, менее уязвимы перед длительным снижением цен на нефть. Обычно они подписывают контракты, привязанные к ценам на газ в США, которые и так низкие вследствие сланцевого бума. Но с другой стороны, из-за снижения цен на нефть другие производители СПГ смогут больше конкурировать с американскими компаниями на международном рынке.
Сейчас в США строятся два СПГ-терминала, а еще несколько должны получить одобрение регуляторов. В штате Луизиана уже два года строится терминал Sabine Pass компании Cheniere Energy. Проект должен быть завершен в конце 2015 г. Терминал Freeport в Техасе начали строить в ноябре, а его первые поставки ожидаются к 2018 г. В обоих этих проектах пришлось задуманные изначально как импортные СПГ-терминалы превращать в экспортные. Это делает их более дешевыми, чем австралийские проекты, поскольку уже имеется значительная часть инфраструктуры, включая трубопроводы и газовые хранилища. В Cheniere от комментариев отказались, а представитель Freeport заявила, что уже подписаны контракты, которых должно хватить на прогнозируемое производство СПГ на ближайшие десятилетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+