Совсем недавно было объявлено о том, что нефтяные вопросы между Россией и Белоруссией полностью разрешены с учетом интересов обеих сторон. Однако, как оказалось при более детальном рассмотрении, проблемы никуда не ушли, а были лишь на время забыты. Минск и Москва не перестали готовиться к очередному нефтегазовому спору, который рано или поздно снова выйдет на повестку дня, если странами не будут приняты кардинальные решения. К сожалению, признаки грядущего кризиса видны уже сегодня.
Начать с того, что недавнее решение правительства Российской Федерации, позволяющее Белоруссии со следующего года не перечислять в российский бюджет экспортные пошлины за продукты нефтепереработки, на сегодняшний день уже не устраивает белорусское руководство. И дело в данном случае не только в том, что грядущий большой налоговый маневр, начало которого планируется на следующий год, практически на «нет» сведет так ожидаемые белорусами финансовые вливания. Как показывает прошедшее десятилетие, Минск вряд ли когда-нибудь будет полностью удовлетворен дотациями Москвы, пока сможет фактически бесплатно получать прибыль от российских углеводородов. При этом, как бы парадоксально это ни звучало, в происходящем есть и определенная доля вины России, которая на протяжении долгого времени развивала у своего партнера иждивенческие настроения.
Первой весточкой того, что Минск не собирается успокаиваться на достигнутых договоренностях ни в рамках двухсторонних отношений, ни в рамках ЕАЭС, стало фактическое продолжение нашумевшей в 2012 г. схемы контрабанды продуктов нефтепереработки за рубеж. Не лишне напомнить, что в тот период Россия заподозрила Белоруссию в экспорте топлива под видом растворителей с целью избежать уплаты вывозных пошлин на нефтепродукты. Тогда оказалось, что по правилам Таможенного союза бензин, если в него добавить соответствующие химические элементы, можно с легкостью превратить в «разбавитель». Именно это и позволило белоруской стороне получить довольно неплохую прибыль, что в 2013 г. подтвердил и сам А. Лукашенко, правда, отметив, что это был полностью «прозрачный» процесс.
Чтобы докопаться до истины российская сторона провела тогда специальное расследование, по итогам которого, «учитывая тревогу российских партнеров», правительство Белоруссии все же приняло решение прекратить экспорт «растворителей». После чего Кремль перестал высказывать претензии по этому делу, однако оцененные российской стороной потери, которые достигают 3-3,5 млрд. долларов, так и остались висеть дамокловым мечом – формально Москва может в любой момент потребовать их вернуть.
В нынешнем году, похоже, все повторяется вновь, правда, не в таких объемах. В конце октября Федеральная таможенная служба России выразила намерение просить предоставить ей доступ к информации, которая относится к экспорту Белоруссией битумных смесей, а также посетить их производство. ФТС РФ подозревает существование очередной схемы экспорта белорусскими поставщиками нефтепродуктов под видом «битумных смесей». И, по всей видимости, опасения их не напрасны.
Дело в том, что официальные объемы экспорта белорусского битума в Европу за последние несколько месяцев выросли в некоторых случаях в сотни (!) раз и в настоящий момент приблизительно соразмерны объемам вывезенных из республики нефтепродуктов, за которые необходимо уплачивать пошлины в российский бюджет.
В целом ситуация выглядит следующим образом. За первые восемь месяцев 2014 г. экспорт белорусских битумных смесей, которые используют, прежде всего, в строительстве дорог, в физическом выражении вырос на 658,3 тыс. тонн и составил в денежном выражении 309,9 млн. долларов, что в 95 раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: за весь 2013 г. Белоруссия продала битума всего лишь на 47,5 млн. долларов. Например, в январе прошлого года не было ни одной отгрузки данной товарной позиции в Великобританию, а в нынешнем году только за первый месяц туда было отправлено 69 тыс. тонн смесей на сумму 33 млн. долларов. Создается впечатление, что Лондон с помощью Минска планирует полностью перекроить всю транспортную систему страны, построив тысячи километров новых дорог.
Согласно официальной статистике, белорусские предприятия не только произвели практически в два раза меньше битума, чем продали, но и смогли отправить на экспорт в 7 раз больше, чем богатая нефтью Россия. Может такое быть? И это при том, что экспорт белорусских нефтепродуктов в указанный период снизился на 612,3 тыс. тонн, что также не может не вызывать подозрения. Дополнительным фактором, который указывает на нечестность экспортеров, является цена, по которой битум отправляется в страны Европы. В большинстве случаев он продается по 475 долларов за тонну, тогда как его обычная стоимость должна быть около 750-800 долларов. Если к этому прибавить, что в данную схему включились и некоторые российские поставщики, резко увеличившие в нынешнем году поставки битума в Белоруссию по цене практически в два раза ниже обычной, то становится очевидно, что под «битумными смесями», экспортируемыми за пределы Таможенного союза, скрываются либо сырая нефть, либо темные нефтепродукты.
Дополнительно к этому необходимо указать на то, что на сегодняшний день «битумные смеси» являются чуть ли не главным двигателем внешней торговли Белоруссии, так как никакой другой товар не показывает таких высоких показателей роста экспорта. Даже объем вывезенных за рубеж калийных удобрений, которые давно являются одним из главных экспортных товаров республики, вырос в январе-августе текущего года только на 249 млн. долларов, а по другим товарным позициям показатели и того меньше.
Конечно, пока объемы экспорта «битума» невелики по сравнению с «растворительной» эпопеей и потери российского бюджета оцениваются в рамках 100-150 млн. долларов. Однако при отсутствии серьезного контроля со стороны России эта цифра к концу года, по расчетам экспертов, может вырасти до 400 млн., а это уже – весьма ощутимый ущерб для российского бюджета.
Интересен в данном случае тот факт, что нынешняя схема наглядно демонстрирует не только призрачную «эффективность» европейских санкций по отношении к Белоруссии, но и непосредственное участие в ней некоторых российских компаний. Представить вероятность абсолютной самостоятельности Минска в экспорте нефтепродуктов под прикрытием битума после скандала с «растворителями» 2012 г. крайне тяжело. Поэтому сегодня, как и два года назад, нельзя возлагать вину за происходящее только на белорусскую сторону, которая в ряде случае просто вынуждена искать обходные маневры.
На сегодняшний день можно выделить несколько основных факторов, так или иначе определяющих, почему Белоруссия вынуждена изобретать все новые схемы сокрытия собственных доходов от продажи на экспорт продукции нефтехимического комплекса.
Во-первых, низкая рентабельность местных нефтеперерабатывающих заводов и падение экспорта их продукции.
По последним данным, сегодня резко уменьшился спрос и цены на наиболее чувствительные позиции белорусского экспорта – шины, лакокрасочные материалы, удобрения, полиэтилентерефталат, а их складские запасы уже составляют 20,2% к среднемесячному объему производства. Темпы же роста за январь-сентябрь нынешнего года, по информации председателя концерна «Белнефтехим» И. Ляшенко, составили 99,8% при заданных 104% к уровню девяти месяцев 2013 г. И это при том, что было освоено 14 новых рынков: четыре – в Африке, семь – в Азии, три – в Центральной и Южной Америке, которые, правда, не смогли кардинально повлиять на ситуацию (здесь белорусы смогли заработать только 22,3 млн. долларов). Сами же белорусские нефтяники заявляют, что главной причиной падения производства и снижения прибыли являются увеличение поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, резкое снижение нефтяных котировок, падение курса российского рубля и неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках основных товаров отрасли.
По официальной версии, для того чтобы компенсировать падение экспортных цен на основные товары отрасли, «организациями концерна были приняты меры по увеличению физических объемов экспорта товаров, диверсификации экспортных поставок и наращиванию объемов продаж на премиальных рынках». Проще говоря, эти слова означают, что в условиях кризисных явлений в нефтеперерабатывающей сфере белорусская сторона будет вынуждена продолжить поиск новых схем для получения прибыли и в том числе путем фактической контрабанды товаров. Подобное будет продолжаться, по крайне мере, до тех пор, пока весь нефтехимический комплекс страны не пройдет полной модернизации.
Во-вторых, планируемый российским правительством налоговый маневр в нефтяной отрасли, в результате которого будут резко снижены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Об этом в Белоруссии уже довольно продолжительное время говорят на самом высоком уровне. Например, 29 октября на совете концерна «Белнефтехим» премьер-министр М. Мясникович снова пожаловался на российскую сторону, заявив, что последствия маневра крайне негативно отразятся на всей нефтеперерабатывающей отрасли страны, так как производители нефти будут и дальше «поджимать нефтепереработчиков».
Действительно, по мнению многих аналитиков, налоговый маневр, как и существующие на настоящий момент условия поставок нефти в Белоруссию, являются одними из основных причин возникновения нефтяных споров между двумя странами. И именно эти причины заставляют белорусское руководство искать все новые пути получения так недостающих местному бюджету финансов. Поэтому даже серьезное снижение вывозных пошлин на нефтепродукты не только не исключает вероятность возникновения новых схем в будущем, но и стимулирует белорусскую сторону в настоящем. Пока налоговый маневр не вступил в действие, Минску необходимо как можно больше заработать и, увы, неважно, каким способом. Исходя из этого, можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что даже само решение изменить структуру нефтяной отрасли в России, которое еще не вступило в силу, уже поспособствовало тому, что белорусы начали разработку собственных маневров.
В-третьих, нерешенность вопросов по различным торговым изъятиям в рамках ЕАЭС. В данном случае необходимо отметить, что существующие ограничения и изъятия во взаимной торговле стран-участников ТС и ЕАЭС заставляют белорусскую сторону искать различные варианты их обхода. Дело в том, что большинство из ограничений касаются весьма критичных для белорусской экономики позиций, в первую очередь именно в сфере нефтехимии.
Сегодня трудно сказать, почему в ТС и ЕАЭС одни товары продаются беспошлинно, а на другие введены практически заградительные пошлины, когда все участники единогласно признали необходимость создания единого экономического пространства. По мнению ряда аналитиков, подобная ситуация может быть связана с позицией отдельных российских, белорусских и казахстанских чиновников, лоббирующих интересы определенных бизнес-структур, или с желанием стимулировать производство определенного вида продукции только внутри своих стран. При этом каждый из партнеров формально остается чист – в серых схемах торговли нефтепродуктами, алкоголем или табачной продукцией участвуют, как правило, не государственные, а коммерческие структуры.
Однако данный путь развития отношений является абсолютно тупиковым, так как не способствует развитию межгосударственного сотрудничества и в конечном счете ведет к спорам и взаимным обвинениям, что интеграционные процессы отнюдь не укрепляет.
В-четвертых, переход Белоруссии и России в расчетах за энергоносители на российский рубль. В настоящий момент доллар в расчетах между предприятиями двух стран занимает всего лишь около 20%, а 70% внешнеторговых операций субъектов хозяйствования обслуживаются российскими рублями. Официально считается, что «рост доли национальных валют во взаимных расчетах повысит интеграцию финансовых рынков двух государств, минимизирует операционные издержки и снизит подверженность стран геополитическим рискам», а сам по себе переход в расчетах на российский рубль не принесет белорусским предприятиям и физическим лицам дополнительных издержек, поскольку основная организационная нагрузка ляжет на банковский сектор. В конце октября даже был осуществлен первый авансовый платеж в российской национальной валюте от реализации нефти на экспорт. До этого момента экспортные поставки нефти ограничивались получением выручки в долларах США.
С одной стороны, данный факт свидетельствует о попытке двух стран сделать свои платежные системы независимыми от американской валюты. Более того, это особенно выгодно российской стороне, так как получение экспортной выручки в рублях будет способствовать увеличению объема оборота российского рубля на внешних торговых энергетических рынках, что станет дополнительным фактором укрепления рубля, а также позволит отработать механизм получения экспортной выручки в российских рублях для возможного использования той же схемы при расчетах за экспортные поставки со странами дальнего зарубежья.
Однако, с другой стороны, нестабильность российской валюты в условиях санкционной политики стран Запада является крайне негативным моментом для Белоруссии, бюджет которой формируется на основе валютной выручки и ежегодно недосчитывается нескольких миллиардов долларов. В условиях перехода на взаиморасчеты между двумя странами на российский рубль, в случае продолжения его падения, Минску будет выгоднее продавать свою продукцию за рубеж в долларах и евро, покупая сырье за рубли. При этом именно серые схемы станут основой для экспорта продукции с целью сокрытия истинных объемов валютной выручки. К тому же сопутствующим фактором станет и постоянная задержка платежей российской стороне, так как каждый день просрочки, в условиях падения рубля, будет нести дополнительную выгоду белорусам.
Таким образом, можно констатировать, что нынешняя ситуация в российско-белорусском нефтяном вопросе все так же далека от разрешения, при этом вина лежит на обоих государствах. По всей видимости, единственным выходом из ситуации является полный отказ от различного рода ограничений, а также создание единого нормативно-правового пространства и унификация требований ко всем участникам ЕАЭС. Только в этом случае необходимость в создании серых схем, наподобие «растворительной» или «битумной», будет фактически исключена. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
а этот шаг превратит политическую независимость участников ЕАЭС в формальность. какой смысл иметь политическое влияние отдельно от экономического? а если будет утрачена самостоятельность принятия экономических решений, какой смысл иметь разные национальные валюты, да и границы вообще? но я не думаю, руководство Беларуси и Казахстана готово к столь радикальным переменам.
стремление к объединению, государств евразийского региона и запада Европы, вокруг того или иного центра, в последние два с половиной века, продиктовано изменяющимися условиями сосуществования, а не чьей-то злой волей. источник инициативы, периферийный - сознательное объединение наподобие ЕС или центральный - "собирание" земель Россией и СССР, это лишь различные варианты реализации неизбежности. в общем-то, сборную солянку представляют собой США, Китай, Индия. более распределенным союзом является Соединенное Королевство Великобритании, Шотландии и Северной Ирландии если считать и её протектораты Канаду и Австралию и ряд островов. так или иначе, союзы облегчают существование и выживание в современном мире. принудительный развал СССР на этом фоне, выделяется своей неестественностью. единственной достойной причиной для него может считаться только желание других союзов присоединить к себе его части. таким образом, распад СССР положил начало новому переделу мира.
товарищи Назарбаев, Лукашенко или г-н Парашенко могут ставить себе в заслугу текущую независимость своих государств, но это ни в коем разе не соответствует действительному положению вещей. удел небольших республик - стать частью того или иного союза. вопрос только один: какого именно? предпочтения руководства и жителей самих государств имееют значение лишь отчасти - в части касающейся приемлимости для союзов сопутствующих присоединению издержек. как только издержки окажутся подъемными для союза, эти предпочтения будут проигнорированы полностью.
война на Украине подтверждает данный тезис. изначально, издержки по включению ее в состав ЕАЭС были на порядки ниже, чем включение в ЕС. 25 лет "демократии" медленно снижали разницу в цене, а события весны-осени 2014 года, практически приведшие к уничтожению промышленного потенциала Донбасса, уравнивали "стоимость владения" в ускоренном темпе. налицо демонстрация авторами развала СССР, что его раставрация обойдется не дешевле, чем создание заново. самым дорогостоящим приобретением стал бы для ЕС Юго-Восток Украины. и чем восточнее, тем дороже. верно и обратное по отношению к России. если экспансия Новороссии на запад будет продолжена, в качестве трофеев она получит развалины.
медленное угасание промышленности и инфраструктуры всех без исключения бывших республик СССР, тоже связано с подготовкой к включению их в другой союз. противостояние этому разрушению - вопрос выживания государственности. не правда ли, что вам доводилось слышать мнение, что многое в России проще построить заново, чем модернизировать-реконструировать? вопрос - по каким стандартам? вот по каким стандартам будет строиться замена, под тот союз построенное и будет заточено. евростандарт? значит под евросоюз. но пытаться слопать Россию до союзных республик, значит неэффективно расходовать ресурсы.
последовательность всегда выглядит одинаково: откол, развал, смена стандартов. и все - обратная процедура может быть только такой же. соответственно и затраты будут не меньшими. Грузия, вся бывшая Прибалтика, ди все младоевропейцы вплоть до бывшей ГДР, все они прошли через эту последовательность. "европеизация" Украины - предпосылка для нерентабельности реставрации Русского Мира в границах, хотя бы, Российской Империи.
явный идиотизм "конкуренции", на базе "рыночных отношений", затеяный в отношении Казахстана и Беларуси, поднимает стоимость удержания этих партнеров в орбите союза с Россией, практически, до стоимости полной перестройки их экономик на стандарты ЕАЭС с нуля. а "серым" или "белым" способом это выходит боком российскому бюджету, уже не столь важно. важно, что такой подход ставит под сомнение возможность удержать Украину - Европу-то, "выжженная земля" вполне устроит (и не только украинская, если что). тем более выжженная без её прямого участия.
прискорбным стоит считать не желание Беларуси поправить бюджет "срезая углы", а те обстоятельства, которые вынуждают части целого верстать свои бюджеты за счет друг друга. должно устранить эти "обстоятельства", а не пенять коллегам за то, что падая в пропасть, они хватаются за любую соломинку.