Конец эпохи: правда ли, что нефтедоллару угрожает опасность
Последние торговые сделки и сотрудничество на самом высоком уровне между Россией и Китаем на Западе восприняли как тревожный сигнал, в то время как высокопоставленные политики и чиновники нефтяной и газовой отраслей отмечают, что баланс сил в мировой энергетике склонился в сторону Востока.
Корни потепления отношений между двумя сильными державами, разумеется, стоит искать в украинском кризисе и последующих западных санкциях против России, а также в том, что Китай нуждается в надёжных долгосрочных энергетических поставках. Однако экономическое сближение России и Китая может также означать начало конца доминантного положения американского доллара, что, в конечном итоге, неизбежно и серьёзно отразится на энергетических рынках.
До 20 века ценность денег была привязана к доллару. Банки, выдававшие кредиты, были ограничены объёмом своих золотых резервов. Однако Бреттон-Вудское соглашение 1944 года установило систему валютных курсов, которая позволила правительствам продавать своё золото Казначейству США. В 1971 году президент США Ричард Никсон отменил золотой стандарт. Это означало, что между основными мировыми валютами и золотом больше не существовало никакой связи.
Затем американский доллар пережил обесценивание, после чего нефть сыграла важную роль в восстановлении его позиций. Никсон заключил соглашение с Саудовской Аравией (в обмен на покровительство и поставки оружия), что эта страна будет проводить все будущие нефтяные сделки в американских долларах. Другие члены ОПЕК также согласились на заключение подобных сделок, чем гарантировали глобальный спрос на американскую валюту. Доминирование «нефтедоллара» сохраняется и по сей день.
Россия и Китай сближаются
Последние новости, приходящие из России, позволяют говорить о том, что эра доминирования американского доллара подходит к концу. Причина этому — возрастающая конкуренция со стороны второй крупнейшей экономики мира и основного потребителя, Китая.
Китай и Россия в последнее время подписали ряд важных соглашений, которые демонстрируют их взаимные интересы в области энергетики. Наиболее очевидный пример — газовый контракт на 456 миллиардов долларов, подписанный российской государственной компанией Газпром и Китаем в мае. Но это только крупнейший из целой череды контрактов, заключённых с 2009 года.
Обозреватель Telegraph Лиам Хэллиган считает, что «истинная опасность» сближения России и Китая заключается не в ухудшении отношений Китая и США, которое может угрожать стабильности жизненно важных маршрутов поставок угля и сжиженного природного газа, а в том, какое влияние это окажет на американский доллар.
«Если результатом разворота России к Азии станет отказ от посредничества доллара при расчётах при торговле нефтью между Москвой и Пекином, это может оказать на функционирование мировой экономики огромное влияние, а также приведёт к значительной потере влияния США и его союзников», писал Халлиган в мае.
В настоящее время Китай является крупнейшим импортёром нефти. Учитывая это обстоятельство и то, что США стараются наращивать внутреннее производство сырья, дни нефтедоллара, а стало быть, и доминирования американской валюты, скорее всего, сочтены».
Никто не утверждает, что это случиться завтра, учитывая, что доллар по-прежнему остаётся основной валютой для центральных банков.
В июне Китай договорился с Бразилией о валютном свопе на 29 миллиардов долларов, с целью постепенного продвижения китайского юаня в качестве резервной валюты. В этом месяце китайский и российский центральные банки подписали соглашение о свопах в рубле и юане, что позволит удвоить товарооборот между двумя странами.
«Поодиночке эти действия не могут служить свидетельством конца доллара как мировой резервной валюты», сказал в интервью CNBC управляющий инвестициями West Shore Group Джим Рикардс. «Однако учитывая контекст множества других событий, происходящих по всему миру, они ясно говорят о закате доллара».
Возвышение юаня
Не секрет, что Пекин стремится сделать юань альтернативной резервной валютой. Этот статус позволит Китаю получить доступ дешёвый доступ к мировым финансовым рынкам, сделать более дешёвыми операционные издержки, не говоря уже о повышении влияния в мировой экономике.
Однако у Китая есть одна проблема с реализацией планов относительно юаня. Правительство страны ещё не отказалось от контроля над капиталом, что позволило бы сделать юань полностью конвертируемым. Правительство Китая опасается, что такое решение может привести к увеличению спекулятивных денежных потоков, которые могут угрожать стабильности китайской экономики.
Однако ясно, что Китай строит фундамент для расширения применения юаня, считает авторитетный рыночный аналитик Карл Шамотта. Он отмечает, что в настоящее «более 10 тысяч финансовых институтов ведут расчёты в китайских юанях, по сравнению с 900 в июне 2011 года. В то же время общий фонд оффшорных юаней, не существовавший три года назад, теперь достиг 900 миллиардов (что соответствует 143 миллиардам долларов). А объёмы китайского экспорта и импорта, расчёты за которые совершаются в юанях, возросли почти в шесть раз за три года, почти до 12 процентов».
Пугающая конспиративная теория
Добавляя к этой истории ярких красок, аналитик Casey Research Мартин Катуза высказал в своей последней статье соображения о том, что гибель главного управляющего французской нефтегазовой компании Total Кристофа де Маржери (частный самолёт которого врезался в снегоуборочную машину при взлёте в московском аэропорту) могла быть не случайной. Катуза считает, что в его гибели слишком много неясностей, и что эта трагедия скорее имеет отношение к бизнес-интересам де Маржери в России, чем к стечению обстоятельств.
Катуза отмечает, что де Марждери проявлял большую заинтересованность в участии своей компании в проекте «Газпрома» «Ямальский СПГ». Кроме того, компания Total также занималась поиском финансирования для реализации газового проекта в России, несмотря на западные санкции.
«В планах французской компании было финансирование 27-миллиардного ямальского проекта с использованием евро, юаней, российских рублей и другой валюты, но не американских долларов», пишет Катуза. «Могла ли эта прямая угроза нефтедоллару способствовать тому, что у «истинного друга России» (как называл Марджери Владимир Путин) появились влиятельные и опасные враги во французском правительстве, Евросоюзе или США?»
Это всего лишь версия, однако Катуза замечает, что до сих пор ни одна крупная угроза мировому господству доллара не осталась незамеченной.
Автор: журналист, бизнес-обозреватель Эндрю Топф
Источник перевод для MixedNews — Полина Шелест Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|