Очередь на получение средств из Фонда национального благосостояния растет. Компании под разными предлогами просят у государства миллиарды, а некоторые даже и триллионы рублей на реализацию затратных инфраструктурных проектов. Поскольку доступ к западному рынку капитала для крупнейших отечественных компаний перекрыт, ФНБ становится чуть ли не единственным источником, на который могут рассчитывать российские корпорации. Причем, в сегодняшних условиях принцип очередности уже не действует: деньги достаются совсем не тем, чьи проекты первыми легли на стол руководителей Минэкономразвития. "Роснефть", едва заявив о притязаниях на 1,5 трлн руб., лежащих в фонде, тут же получила удовлетворительный ответ правительства. Своего добился и НОВАТЭК со стратегическим проектом завода по сжижению газа на Ямале. При этом, смежный проект "Корпорации развития" – строительство Северного широтного хода – дороги, упрощающей доступ товаров на рынки АТР через Сабетту – до сих пор не получил финансовой поддержки государства.
Размер Фонда национального благосостояния на 1 сентября 2014 г. составляет 3,150 трлн руб. Это та "кубышка", которая, наряду с Резервным фондом, лежит "без дела", и по заветам либералов-монетаристов, не должна пускаться в ход, несмотря на отсталую инфраструктуру и проблемы в социальной сфере - якобы, вливание денег в экономику ускорит инфляцию. Но постепенно тоненьким ручейком деньги ФНБ начинают просачиваться на инфраструктурные проекты.
В 2014 г. деньги Фонда уже получили "Автодор" на строительство Центральной кольцевой автодороги в Москве (150 млрд руб.) и РЖД (150 млрд руб.), проводящие модернизацию БАМа и Транссиба. 86,9 млрд руб. получил бизнесмен Руслан Байсаров, его Тувинская энергетическая промышленная корпорация осваивает Элегестское месторождение и строит дорогу Элегест – Кызыл — Курагино; еще 28,1 млрд руб. выделено "Российскому фонду прямых инвестиций" на проекты строительства интеллектуальных сетей и магистральных линий связи в малонаселенных пунктах.
150 млн руб. было "зарезервировано" под строительство ВСМ "Москва-Казань", но по-видимому проект откладывается на неопределенный срок. На инвестиционном форуме в Сочи глава Минтранса Максим Соколов заявил, что проект как никакой другой заслуживает поддержки из ФНБ.
Председатель российского правительства Дмитрий Медведев строительство ВСМ прокомментировал коротко: "Реализуем, когда будет много денег", обрушив все надежды Минтранса уложиться в планы строительства: участок "Москва-Казань" должны были возвести к 2018 г.
Претендентов на высвободившиеся деньги достаточно. Еще в середине 2014 г. Минэкономразвития рассматривал возможность выделения средств ФНБ на развитие московского авиаузла и энергоснабжение БАМа и Транссиба. После того, как на отечественные компании посыпались санкции, интерес к ФНБ увеличился. Одно из самых обсуждаемых решений правительства – приобретение государством за счет средств Фонда дополнительной эмиссии облигаций "Роснефти" на сумму 1,5 трлн руб. – это почти половина всех денег ФНБ. По мнению Дмитрия Медведева, цифра "только выглядит внушительно", выкуп бумаг будет производиться в течение нескольких лет.
"Я недавно проводил совещание по инвестиционной программе "Роснефти": компании необходимо сохранить уровень добычи, потому что "Роснефть" — основной плательщик в бюджет. Мы должны в этом смысле им помочь, поддержать уровень инвестиций. Конкретные параметры и способы поддержки мы сейчас рассматриваем", - сказал Медведев.
В "Роснефти" отмечают, что миллиарды необходимы для разработки новых месторождений и реализации шельфовых проектов, срок окупаемости которых составляет 20-30 лет. Один из таких проектов – "Восточный нефтехимический кластер".
"Это проект огромного стратегически важного предприятия на Дальнем Востоке. Не просто НПЗ, а предприятие современной нефтехимии, которое тоже будет давать ликвидный продукт, ориентированный на Дальний Восток и рынки юго-восточной Азии", - рассказал Накануне.RU вице-президент "Роснефти" Михаил Леонтьев.
Приоритетными становятся все проекты, направленные на рынки АТР. Оттого удивительно, что "Газпрому" под предлогом отсутствия средств на строительство газопровода "Сила Сибири" для поставок нефти в Китай не удалось добиться докапитализации за счет золотовалютных резервов страны (ФНБ и Резервный фонд). Впрочем, компания получит свое от преференций и льгот, которые вот-вот будут одобрены правительством.
Зато успехов удалось добиться НОВАТЭКу: его заявка на 100 млрд руб. будет рассмотрена вместе с заявкой "Роснефти", и компании одни из первых получат деньги из ФНБ, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Совладельцы компании Геннадий Тимченко и Леонид Михельсон попросили дополнительно профинансировать проект "Ямал-СПГ". Он предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью16,5 млн тонн СПГ в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Основной рынок поставки газа с завода – страны АТР. В составе акционеров проекта НОВАТЭК (60%), Total (20%) и CNPC (20%). Общим координатором проекта выступает Банковская корпорация развития Китая, поскольку "Ямал СПГ" изначально заточен на привлечение финансирования со стороны китайских банков, риски для проекта связаны не столько с получением кредитов, сколько с инвестициями акционеров. Пока же французская корпорация не заявила о выходе из проекта, более того, на фоне продажи активов, Total заявил о сохранении доли в "Ямал СПГ".
По мнению главного научного сотрудника Института экономики РАН, профессора Олега Сухарева, источник для финансирования инфраструктурных проектов - Фонд национального благосостояния - является обоснованным.
"Инфраструктура находится в плохом состоянии и необходимо вкладывать в нее деньги и развивать ее. Я сторонник того, чтобы проекты были стратегического характера и чтобы заказы на их реализацию получала отечественная промышленность. Это приведет к повышению уровня локализации производств, завязанных на инфраструктурные проекты. Конечно, необходимо обосновывать затраты, обеспечивать транспарентность получения заказов, чтобы исключить монополизм и спекуляции на распределении средств", - рассказал он Накануне.RU.
Общий объем финансирования из средств ФНБ для "Роснефти" и "НОВАТЭКа" составит не больше 60% от средств ФНБ, говорят в правительстве - это порядка 2 трлн руб. Суммарно двум компаниям необходимо 1,6 трлн руб., и если правительство готово расстаться с 60% фонда, есть возможность поддержать и другие проекты.
Среди них – заявка "Корпорации развития" на финансирование строительства Северного широтного хода. Общая стоимость проекта – 189 млрд руб., в ФНБ подана заявка на 40% этой суммы. Предполагается, что еще порядка 74 млрд руб. будет привлечено у РЖД и "Газпрома". При этом, широтный ход можно рассматривать как вспомогательный для НОВАТЭКа проект, о важности строительства железной дороги говорил и совладелец компании Леонид Михельсон.
"На сегодня на железной дороге сложилась тяжелая обстановка. Мы довели мощности Пуровского ЗПК до 11 млн т с 5 млн т, которые были буквально полгода назад. Эти мощности в течение ближайших 12-14 месяцев будут полностью загружены. Грузопоток возрастает. Мы были вынуждены построить ШФЛУ-провод от Пуровского ЗПК до Тобольск-Нефтехима, и сейчас идет заполнение этой трубы. Но, несмотря на это, мы также были вынуждены подписать соглашение с Российскими железными дорогами об участии НОВАТЭКа в инвестициях в объеме порядка 31 млрд руб. в строительство путей на участке Тобольск – Коротчаево. И все равно, даже несмотря на это, с учетом мощностей, которые будут вводиться в будущем, одна эта дорога не "потянет". И очень правильно построить Северный широтный ход и соединить его с Северной железной дорогой за Полярным Уралом", - сказал он в ходе визита на Ямал.
Как сообщили Накануне.RU в "Корпорации развития", предварительные расчеты говорят о том, что на перевалку в многопрофильный морской порт Сабетта, который строится на Ямале, по Северному широтному ходу ежегодно будет поступать более 50 млн т жидких углеводородов Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана и Башкортостана.
"На инвестфоруме в Сочи помощник президента РФ Игорь Левитин отметил серьезный экономический эффект, который последует после окончания строительства магистрали и подтвердил готовность в дальнейшем оказывать всестороннюю поддержку его реализации", - говорят в КР.
Перспектива Северного широтного хода - выход единой транспортной системы России на Северный морской путь и далее в Мировой океан через порт Сабетта, а цепной реакцией на развитие дороги станет активное освоение шельфа Баренцева и Карского морей, реализация стратегической программы развития Арктической зоны России. По магистрали российские товары "доедут" через Сабетту на рынки Азии. По словам губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, СШХ необходим для окупаемости Сабетты:
"Хочется, чтобы порт Сабетта был окупаемый. Чтобы это сделать, нужно подвести к порту железную дорогу. Это Арктика, это тяжело. Но "Газпром" построил железную дорогу от Лабытнанги Обская – Бованенкво и с помощью этой железной дороги он освоил Бованенковское месторождение. Я считаю, что эта дорога пустовать не должна, чтобы ее довести до порта Сабетта, нужно сделать участок Надым – Салехард. Сегодня автомобильную дорогу мы строим, строим автомобильный и железнодорожный мост через Надым (в рамках проекта "Северный широтный ход"). У нас остается узкое место –мост через Обь. Он стоит в адресной ФЦП на 2017 г., но хочется, чтобы это было сейчас, потому что быстрее можно окупить эти проекты".
В "КР" подтвердили, что ответа на заявку о финансировании Северного широтного хода нет, хотя проект поддержан Минтрансом. Вместе с тем, широтный ход ориентирован на важное для страны азиатское направление, и сегодня уже стоит вопрос о его продолжении: строительстве железной дороги "Бованенково – Сабетта", ветка даст грузоперевозчикам строящегося Северного широтного хода выход к Северному морскому пути. Окружное правительство рассчитывает начать строительство в 2015 г., однако, без СШХ линия работать не сможет.
Нужно удержать людей в Сибири, за Уралом, на Дальнем Востоке, и для этого развивать территории, говорит Олег Сухарев. Поэтому необходимо улучшение инфраструктуры.
"Учитывая темпы развития экономик Китая, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-восточной Азии, Индии, я думаю, что проекты, направленные на восточный рынок, должны себя оправдать. Если тенденции развития сохранятся, то эти страны будут очень перспективными. Поэтому развертывание коммуникаций, железных дорог и газопроводов, конечно, оправдано", - рассказал эксперт.
Одно из основных условий выделения средств из ФНБ – окупаемость проектов, отметил старший аналитик агентства "Road research" Кирилл Антонов. По расчетам "КР", Северный широтный ход будет окупаться 15-17 лет.
"Насколько я могу судить, окупаемость проекта Северного широтного хода доказана, в отличие от проекта строительства ВСМ, что и стало причиной для отказа в выделении денег (на ВСМ, - прим. Накануне.RU). Риски в случае со строительством железной дороги - обеспечение грузооборота, так как реальных контрактов с грузоотправителями до строительства самой инфраструктуры заключить невозможно. Но в случае с железной дорогой на Ямале риски уменьшаются. В регионе находится большое количество нефтегазовых предприятий, способных обеспечить объемы перевозок и СШХ – подъездной путь к порту Сабетта, на развитие которого будет нацелен не только регион, но и государство", – поделился прогнозом с Накануне.RU Антонов. Источник: nakanune.ru.
Рейтинг публикации:
|