Прошел месяц с момента введения запрета на ввоз продуктов питания из ряда европейских стран, Австралии, США и Канады. За это время россияне пережили панику из-за возможного дефицита, запаслись впрок импортными деликатесами и вспомнили, как выглядят пустые полки в магазинах. Затем прилавки снова заполнились, но цены, как и предсказывалось, все-таки пошли вверх. Портал «Рамблер-Финансы» разбирался, что было и что будет с ценами и ждать ли введения талонов на продукты.
Интересно, что в список стран, откуда запретили ввоз продуктов в рамках официальных санкций, не попала Украина, из-за которой, собственно, и разгорелся весь сыр-бор. В отношении украинских товаров действуют лишь ограничения, введенные Роспотребнадзором в связи с их несоответствием санитарным нормам, - на ввоз мясных и молочных продуктов, соков и консервов, подсолнечника, шпрот, сои, кукурузной крупы и кондитерских изделий.
На что жалуемся
Как показали итоги работы горячих линий Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Минпромторга и Общественной палаты РФ, продукты в стране дорожают везде - от Москвы до самых до окраин. При этом цены меняются без какой-либо видимой системы: по одним и тем же товарам фиксируется одновременно рост и снижение в разных регионах и торговых точках и, что особенно интересно, независимо от того, распространяются на них санкции или нет.
Результаты работы горячих линий ФАС и Общественной палаты оказались одинаковыми: больше всего жалоб вызывает повышение цен на курятину, которой, кстати, Россия почти полностью обеспечивает себя сама.
Второе место по числу жалоб занимают фрукты: виноград, лимоны, киви, персики, яблоки. Как ни странно, в конце списка подорожавших продуктов оказались мясо, рыба и сыр, которым предрекали самое значительное повышение стоимости.
В географии роста цен тоже не наблюдается каких-либо закономерностей. В частности, по данным Общественной палаты РФ, курятина одинаково дорожает в Москве, Краснодарском крае и Приморье, а мясо - в Ставрополье, Хабаровске и Норильске.
Стоит отметить, что число жалоб, поступивших на горячие линии ФАС и Общественной палаты, оказалось неожиданно скромным на фоне той паники, которая захлестнула общество в первые дни после введения санкций. За две недели, с 14 августа по 2 сентября, ФАС поступило 1159 жалоб на розничные цены и 95 - на оптовые. Общественная палата за тот же период получила около 400 жалоб. Ее представители отмечают, что вала обращений о подорожании продуктов, к счастью, нет. Однако в сентябре количество жалоб резко подскочило: если до этого в палату обращались в среднем по 25-30 в день, то 2 сентября поступило 80 сообщений о повышении цен на продукты.
Радует, что на нехватку продуктов жалоб не поступает. Призрак дефицита быстро отступил перед непрерывно приходящими со всех концов света сообщениями от желающих поставлять свои продукты в Россию. По крайней мере, в отношении продуктов первой необходимости опасений уже нет.
Ценовая неразбериха
Понять по данным официальной статистики, что происходит с ценами на продукты, практически невозможно, ведь цифры Росстата - это «средняя температура по больнице», которая в лучшем случае отражает тенденцию.
К примеру, в конце августа сыр в Москве, Волгограде и Калининграде немного подешевел – на 7-10%, а в Подмосковье, Архангельске и Северной Осетии резко подорожал – на 14-34%. И что получается? В среднем по стране за последнюю неделю августа, по данным Росстата, сыр подрожали на 0,5%. Это много или мало? Александр Суринов, глава Росстата, поясняет, что рост цен более чем на 0,5% в неделю является очень серьезным.
При этом в целом за август цены на продукты в России даже снизились - на 0,5% по сравнению с июлем. Но за год, с августа 2013 г., продукты подрожали почти на 10%.
Росстат подсчитал, что говядина и птица за август этого года выросли в цене на 2,5%. Справедливости ради стоит отметить, что до введения санкций птица и мясо в стране этим летом дорожали сравнимыми темпами: в июне повышение составило 2,6%. Так что нельзя сказать, что рост цен ускорился после введения санкций.
Рыба с морепродуктами в августе подорожала на 1,4%, а цены на молоко и молочные продукты поднялись незначительно - на 0,2%. Зато подешевели подсолнечное масло и фрукты-овощи - в целом более чем на 10%, а по отдельным позициям падение стоимости было еще более заметным. К примеру, попавшие под санкции картофель с помидорами за август резко упали в цене - на 32% и 27% соответственно. Однако почему-то очень сильно подорожали лимоны - на 22,5%, и это при том, что их привозят в Россию преимущественно из тех стран, которых санкции не коснулись.
Изменение цен на продукты питания в августе 2014 г.
Источник: Росстат
Виноваты не только санкции
На территории каждого региона наблюдается большой разброс цен у разных продавцов. В одном месте вздергивают цены, в другом их держат на прежнем уровне. В такой неразберихе чрезвычайно сложно понять, в каких случаях цены растут по объективным причинам, а в каких торговцы просто спекулируют на теме санкций, наживаясь на панике из-за возможного дефицита.
«Повсеместного роста цен в торговых сетях, по данным нашей, не происходит, хотя по некоторым продуктам виден рост и на 50%, и в два раза, – отмечает Константин Кононов, директор компании Myconomy, онлайн-сервиса для выбора покупок по оптимальной цене. – Но совершенно точно можно говорить, что санкции не являются определяющим фактором. Мы видим стандартную сентябрьскую историю: сказывается сезонное повышение цен на волне растущей покупательской активности, потому что магазины, как правило, летом цены сдерживают. Продукты дорожают в рамках общего повышения цен на все. Растет доллар, и это тоже закладывается в цены».
Скачки цен на продукты питания, которые наблюдаются по всей стране, и чиновники, и бизнесмены связывают с переходом оптовиков и торговых сетей на новые поставки. Некоторым магазинам в процессе поиска новых поставщиков приходится закупать продукты по более высоким ценам, чтобы не оставлять полки пустыми. Считается, что это временное явление, в ближайшее время нужные каналы поставок будут налажены и свистопляска с ценами прекратится.
А пока новые поставщики не прочь воспользоваться ситуацией, диктуя российским предприятиям свои условия. Да и постоянные торговые партнеры не хотят упускать возможность подзаработать на российских санкциях: например, белорусы в августе повысили цены на молоко и молочные продукты, бразильцы – на свинину, вьетнамцы и китайцы – на свежую рыбу.
Досконально разобраться в происходящем на продовольственном рынке намерена ФАС. До сих пор она только наблюдала за ситуацией: ее территориальные отделения вели мониторинг цен на продукты, работала горячая линия для сбора информации о фактах повышения цен. Теперь же начнутся проверки полученных данных, результаты которых должны хоть как-то прояснить ситуацию и помочь понять, где повышение цен на продукты не обосновано, а где - печальная неизбежность.
Ольга Сенаторова