Мировой финансовый рынок: затишье перед бурей?
Экономическое развитие стран замедляется, военное напряжение в разных точках земного шара растет. Несмотря на это, рынки капиталов остаются в стабильном состоянии.
За последний месяц рынок акций (согласно мировым показателям) несколько сократился, а рынок облигаций (согласно все тем же мировым показателям) незначительно вырос. Для того, чтобы понять, от чего зависят такие изменения, нужно определить внутренние и внешние факторы воздействия на рынки капиталов, пишет Джорджио Арфарас ("Il Foglio", Италия).
Начнем с внешних. Военное напряжение имеет значение, если становится причиной негативных экономических явлений, таких как, например, более высокие цены на нефть во время конфликтов на Среднем Востоке или резкое падение российского спроса на иностранные продукты и сильное сокращение предложения сырьевых товаров опять же со стороны России. В первом случае негативное событие — это сокращение предложения нефти, не уравновешенное использованием стратегических запасов и значительным производством Саудовской Аравии (Саудовская Аравия в самом деле является так называемым «компенсирующим производителем», который сможет стабилизировать цену на нефть, увеличивая или уменьшая ее предложение). До сих пор негативных последствий этого положения пока не наблюдалось, ведь,
несмотря на напряжение на Среднем Востоке, цена на нефть все равно остается относительно стабильной.
Во втором случае очень показательно сокращение спроса на зарубежные товары со стороны России. В целом российский спрос на продукты из Европы довольно скромен. Поэтому лучше сказать, что его сокращение значимо лишь в отношении отдельных отраслей производства, в целом же спрос остается низким. Если смотреть на ситуацию с точки зрения российского предложения, вряд ли объемы экспортируемого Москвой газа сократятся, потому что именно благодаря доходам от продажи сырья россияне в состоянии оплачивать свой собственный импорт. Вот и ответ на вопрос, почему, несмотря на кризис на Среднем Востоке и в Восточной Европе, на рынках капитала до сих пор не случилось ничего из ряда вон выходящего.
Теперь рассмотрим внутренние факторы. Рынки капитала с некоторых пор стали несколько отклоняться от нормы. Обычно когда растут цены на акции, цены на облигации снижаются, и наоборот. Акции растут, когда в обществе наблюдается экономический подъем (увеличиваются объемы продаж, показатели EBITDA (аналитический показатель, равный объёму прибыли до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам. — Прим. пер.) и, наконец, доходы). Цены на облигации во время экономического подъема, наоборот, снижаются (Центробанк повышает процентные ставки, чтобы остудить экономику. Из-за более высоких ставок стоимость облигаций падает). В обратном порядке это тоже работает: если экономика пребывает в состоянии кризиса, акции сдают позиции, в то время как цены на облигации растут, потому что Центробанк урезает процентную ставку.
В США сейчас наблюдается экономический подъем, однако вместо того, чтобы падать, цены на облигации растут. В Европе же в настоящий момент застой, однако рынок акций лишь вырос с середины 2012 года,
когда президент Европейского центрального банка Марио Драги (Mario Draghi) пообещал «спасти евро любой ценой». Учитывая исторически сложившуюся зависимость, в США цена на облигации должна была бы падать, тогда как в Европе рынок акций должен был бы находиться в неустойчивом положении, однако этого не происходит.
Ко всему этому добавляется тот факт, что доходность несколько отклоняется от нормы. Возможен такой вариант, что Европа пребывает в экономическом упадке, но уровень доходов там еще ниже, чем ожидалось. Как можно объяснить, что доход от немецких ценных бумаг достигает лишь 1%? Если уровень инфляции достигает 2% — в чем и заключается цель Центробанка — владельцы этих ценных бумаг будут терять по 1% в год, то есть 10% каждые 10 лет. Конечно, их можно продать. Но и в этом случае придется понести некоторые потери.
Оправдание для рассеянных инвесторов В общем говоря, облигации с их низкой, а иногда и вовсе нулевой доходностью, и в США, и особенно в Европе дисконтируют рынок, который некогда называли «японским»: для него характерны медленные темпы развития, низкие уровни инфляции, если не дефляции. Акции, напротив, дисконтируют рынки, находящиеся на стадии экономического развития. Коэффициент цена/прибыль выражает стоимость единицы прибыли компании. Если он высок, то проценты значительно вырастут, и наоборот. Американские и, в меньшей степени, европейские акции обладают высоким коэффициентом. Раз они противоречат друг другу — один из рынков реагирует на экономический рост, а другой нет — какой из них прав, а какой движется в неправильном направлении?
Вкратце смысл таков:
кризисы на Среднем Востоке и на Украине до настоящего времени слабо повлияли на финансовые рынки, которые кажутся сплоченными, но в то же время противоречат друг другу.
В связи с этим некоторые могут сделать неправильные выводы. Нынешние политические и военные кризисы могут стать оправданием для тех инвесторов, которые оказались на «неподходящем» рынке: владельцы акций продают их под предлогом того, что кризис может внезапно «выйти из-под контроля», а владельцы облигаций, чтобы оправдать нездоровую цену на финансовые активы, утверждают, что на самом деле кризис не настолько опасен. Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|