Бессмысленное наказание ("Foreign Affairs", США)
Администрация Обамы в ответ на усиливающуюся агрессивность России ужесточает экономические санкции против Москвы и пытается поставить ее в дипломатическую изоляцию. Соединенные Штаты и Европейский Союз 29 июля объявили о введении новых карательных мер, которые лишают ряд российских банков доступа к американским и европейским рынкам капитала, препятствуют передаче российским энергетическим компаниям современной техники и технологий для разработки нефтяных месторождений, а также расширяют ограничения на поставку техники для российской обороны. Еще хуже для Москвы то, что новые меры затрудняют российским компаниям получение среднесрочного и долгосрочного финансирования на рынках Запада, мешают им добывать нефть в Арктике, на новых глубоководных месторождениях и в местах сланцевых залежей. Санкции также наносят вред российской экономике, усиливая обеспокоенность инвесторов, которые могут ускорить вывод капиталов из России, а также заставляя зарубежные банки отказываться от предоставления этой стране займов. После объявления о новых санкциях американские дипломаты отправились в Китай, Японию, Сингапур и Южную Корею, чтобы призвать своих азиатских партнеров поддержать усилия Запада по закручиванию экономических гаек России. Если говорить об Украине, это имеет смысл. Режим санкций со стороны США-ЕС-Азии нанесет серьезный ущерб российской экономике. Евросоюз является крупнейшим торговым партнером России. А объем ее торговли с Китаем, Японией и Южной Кореей составляет примерно 45% от общего объема торговли России и ЕС. Кроме того, выход на американские, европейские и азиатские рынки и доступ к их валюте необходим России для обеспечения экономического роста. Однако российский президент Владимир Путин вряд ли пойдет на попятную. На самом деле, конфликт только усиливается, и недавно Россия развернула свои войска вдоль границы с Украиной. Если кризис углубится, у Соединенных Штатов может появиться соблазн ввести дополнительные санкции против своего кровного врага. Но со временем Америке придется столкнуться с реальностью, состоящей в том, что дальнейшая изоляция России может оказаться чрезмерно дорогостоящей. Американские союзники в Европе сталкиваются с серьезными экономическими издержками в результате своего участия в попытках устрашить и сдержать Путина. Не менее важно и то, что дальнейшие санкции, вводимые по инициативе США, также начнут подрывать американские интересы и причинять вред американским союзникам и партнерам в Азии. У большинства стран Азиатско-Тихоокеанского региона, к которым относятся американские союзницы Австралия и Южная Корея, нет особого желания ужесточать санкции против России. Судьба Украины просто не входит в список их высших приоритетов в отношениях с Москвой. Южная Корея ценит Россию не только как важного торгового партнера, но и как участницу шестисторонних переговоров, цель которых — обуздать незаконную северокорейскую программу по наращиванию арсенала ядерного оружия. Пекин, со своей стороны, не только не присоединится к санкциям — он будет активно противодействовать многостороннему режиму санкций с учетом собственной обеспокоенности по поводу того, как международное сообщество может ответить на его напористость дома и за рубежом. Но даже те санкции, в которых азиатские страны не участвуют, негативно отразятся на всей Азии в условиях, когда частные игроки из банковского и энергетического сектора стремятся избежать штрафных последствий от американских санкций и репутационных рисков, связанных с ведением бизнеса с российскими фирмами. Производители энергетического оборудования из стран Восточной Азии, поставщики производственных услуг и финансисты проектов отменят свои планы сотрудничества с российскими компаниями. А это станет тяжелым ударом по глубоко интегрированной региональной экономике Азии. Между тем, те азиатские страны, которые готовы присоединиться к американским попыткам усиления экономического давления на Москву, наверняка будут вынуждены забыть о сотрудничестве с Россией в других областях, которые важны для их национальных интересов. Такой ответ со стороны Москвы сильнее всего ударит по Японии, где последние санкции Токио против России уже подвергли опасности усилия премьер-министра Синдзо Абэ по улучшению отношений с этой страной. Например, вызывавшие оптимизм усилия по возобновлению двусторонних переговоров о спорных островах в северо-западной части Тихого океана были заморожены после принятия Японией последнего пакета санкций. Отношения резко ухудшились, и теперь стороны обмениваются колкими замечаниями по поводу проведения Россией военных учений на этих островах, которые Абэ назвал «совершенно неприемлемыми». Но еще большую тревогу вызывают издержки для экономического благосостояния Японии и для ее энергетической безопасности. Страна уже оказалась в тяжелом положении; ее экономика с огромным трудом пытается набрать темпы, а правительство Абэ решает трудные внутренние вопросы, включая новое толкование пацифистской конституции страны, возобновление работы атомных электростанций, повышение налога на потребление с целью обуздания национального долга и проведение структурных экономических реформ, которые идут вразрез с интересами влиятельных деловых кругов страны. Кроме того, энергетическое будущее Японии остается неопределенным. Страна импортирует более 90% потребляемых ею энергоресурсов, а за счет импортного сжиженного природного газа наполовину удовлетворяет свои потребности в электроэнергии. И здесь Россия может помочь. Примерно 10% потребляемого в Японии сжиженного природного газа поставляется из России. Кроме того, она продает в Японию нефть и уголь, причем в весьма солидных объемах. Токио полон желания покупать в предстоящие годы в значительном количестве сжиженный природный газ с новых сибирских и арктических месторождений России. Российский газ очень привлекателен для Японии в связи с ее географической близостью, с крупными потенциальными объемами поставок и с расширением круга поставщиков сжиженного природного газа, способствующего диверсификации. Однако серьезное ужесточение режима американских и европейских санкций против России даже без активного участия Японии (и уж наверняка в случае ее участия) сделает одного из самых важных союзников США беднее и незащищеннее. Более того, если в перспективе санкции против России будут нацелены на ее газовый сектор, покупателям российского газа в Японии, в остальной Восточной Азии и в Европе придется заплатить за это высокую цену. Но дело не только в экономике. Изоляция России от американских партнеров противоречит ключевым интересам безопасности США в азиатском регионе. Администрация Обамы пытается вбить клин между Москвой и Пекином (например, заставляя Китай не поддерживать Россию в Совете Безопасности ООН), чтобы украинский кризис не привел к углублению связей между двумя державами. Это необходимые усилия, поскольку такое партнерство наверняка осложнит решение американских задач буквально во всех областях внешней политики, включая Афганистан, Иран, Северную Корею, Сирию, Южно-Китайское море, климатические изменения и нераспространение оружия массового уничтожения. Оптимальный способ не допустить такой развязки – это отказ от попыток принуждения и обольщения Китая с целью его отдаления от России (скорее всего, это тщетные попытки). Вместо этого надо стремиться к тому, чтобы Россия улучшала и еще больше развивала отношения с другими азиатскими странами, такими как Индия, Япония и Вьетнам, которые видят в Китае потенциальную угрозу. Вашингтон должен помнить о том, что разнообразие связей России в Азии это важный фактор, препятствующий тайному сговору между Москвой и Пекином, особенно в важнейших вопросах азиатской безопасности, напрямую отражающихся на США. В интересах поддержания таких связей США не должны пытаться ограничивать российское участие в ведущих азиатских многосторонних институтах, занимающихся вопросами политики и безопасности, таких как Восточноазиатский саммит и СМОА плюс (совещание министров обороны стран АСЕАН с партнерами по диалогу из восьми государств, на котором обсуждаются вопросы обороны и безопасности). Хотя отношения между Россией и Китаем носят в основном деловой характер, и в них присутствуют соперничающие интересы и взаимное недоверие, эти страны уже доказали, что могут сотрудничать, когда им не к кому больше обратиться. Последний пример тому — решение России и Китая подписать соглашение о поставках газа на 400 миллиардов долларов. Если кризис из-за Украины будет углубляться, администрации Обамы придется решать, надо ли проводить карательную политику в отношении России, которая чревата пагубными последствиями в случае ее дальнейшей изоляции. В таком случае Вашингтону придется активизировать усилия по поддержке энергетической и экономической безопасности восточноазиатских стран, в том числе, согласовать вопросы Транс-Тихоокеанского партнерства и ускорить поставки сжиженного природного газа из США. Действия по разрыву связей между Россией и ее азиатскими партнерами ведут к изменению баланса сил в Азии в ущерб США. Ослабление Японии и укрепление российско-китайских отношений ни по каким оценкам не может пойти на пользу Соединенным Штатам. Оригинал публикации: Илай Ратнер (Ely Ratner), Элизабет Розенберг (Elizabeth Rosenberg)Источник: "ИноСМИ " Оригинал публикации: "Pointless Punishment " Источник: rodon.org.
Рейтинг публикации:
|