Целью состоявшейся в 1944 г. Бреттон-Вудской конференции было изменить международную финансовую систему и положить конец протекционизму, который, по мнению США и Великобритании, способствовал процессам, в итоге приведшим ко Второй мировой войне. Прошло 70 лет, и недавно был создан банк развития стран БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Возникает вопрос: не угрожает ли он наследию Бреттон-Вудской системы?
Банк БРИКС на самом деле состоит из двух организаций. Новый банк развития (НБР) будет финансировать проекты по строительству инфраструктуры и проекты "устойчивого развития". Его начальный капитал составит $50 млрд (впоследствии будет доведен до $100 млрд). Также будет создан пул валютных резервов на $100 млрд, который будет оказывать поддержку членам организации при возникновении у них финансовых проблем.
Банк БРИКС имеет не просто мимолетное сходство с Всемирным банком и Международным валютным фондом (МВФ) — двумя организациями, которые было решено создать на Бреттон-Вудской конференции. МВФ был предназначен для борьбы с кризисами, а Всемирный банк — для выдачи займов бедным странам. Обе организации по-прежнему в основном выполняют свои изначальные функции.
Если посмотреть непредвзято на современную мировую финансовую систему, можно заметить, что протекционизм, который должна была устранить Бреттон-Вудская система, до сих пор сильно распространен, а цель создать полностью интегрированную мировую экономику по-прежнему далека.
Торговые барьеры, явные и неявные, по-прежнему присутствуют, несмотря на Бреттон-Вудское соглашение и последующие попытки развивать свободу торговли. Как недавно сообщил Всемирный банк, после финансового кризиса развивающиеся страны ощутили на себе основные последствия протекционизма. Так, по данным на конец 2013 г., антидемпинговые меры и другие торговые барьеры стран G20 действовали в отношении 6,4% китайского экспорта. Для сравнения: экспорт США пострадал в пять раз меньше (1,2%).
Создание банка БРИКС указывает на недовольство крупнейших развивающихся экономик наследием Бреттон-Вудской системы. Они долго возражали против условий, на которых МФВ предоставляет странам кредиты. В то же время Всемирный банк критиковали за финансирование таких проектов, как дамбы для гидроэлектростанций, что вело к затоплению территорий, из-за чего коренное население вынуждено было переселяться. Когда в Азии во время кризиса 1997-1998 гг. девальвировались валюты, страны не могли дождаться быстрой помощи МВФ. Между тем валютные резервы Китая столь огромны, что он, скорее всего, может справиться с любой проблемой без обращения к МВФ.
Репутация у МВФ и Всемирного банка, возможно, не образцовая, но точно еще не все потеряно. Достаточно посмотреть на недавний кризис в еврозоне, чтобы убедиться в сохраняющейся актуальности Бреттон-Вудской системы. МВФ неоднократно играл ведущую роль при оказании финансовой помощи европейским странам. Во время долгового кризиса в развивающихся странах в 1980-е гг. и азиатского кризиса в конце 1990-х гг. МВФ тоже (наряду с наиболее экономически мощными государствами) был на ведущих ролях. Всемирный банк изначально частично финансировал восстановление послевоенной Европы, а сейчас стал одним из ключевых источников финансирования для развивающихся стран.
Возможно, самой главной проблемой для банка БРИКС станут сами страны БРИКС. Новые институты могут лучше определить наиболее актуальные для них вопросы, но они совершенно не обязательно добьются успеха в их решении. Интересы, связывающие страны БРИКС (географические, политические и экономические), могут быть столь же разрозненными, как и у основных членов МВФ и Всемирного банка.
Еще одна проблема банка БРИКС — то, что он в конечном счете представляет блок стран, а не играет роль в мировом масштабе. Страны — основательницы МВФ и Всемирного банка в гораздо большей степени были объединены общими мотивами, и это по-прежнему обеспечивает их легитимность и долговечность. Тогда существовало общее убеждение в необходимости извлечь уроки из Великой депрессии и двух мировых войн. У стран БРИКС есть общие взгляды, но это другое и не столь убедительно.
Сегодня большая проблема для организаций Бреттон-Вудской системы — оставаться актуальными, поскольку сила и влияние развивающихся экономик растут. Приоритеты таких стран, как Китай, нельзя считать схожими с приоритетами стран, создававшими институты Бреттон-Вудской системы. И это демонстрирует создание банка БРИКС. МВФ и Всемирный банк остаются актуальными, но должны адаптироваться по мере того, как меняется мир вокруг них.
Автор — главный экономист подразделения инвестиционных решений Aberdeen Asset Management