Несмотря на пышно обставленное подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в практическом смысле дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Сама ситуация вокруг этого вопроса позволяет говорить о том, что на Украине формируется новая ось противостояния между проевропейскими майданными активистами и политиками второго эшелона, с одной стороны, а с другой – реальным экспертным сообществом и нынешними руководителями государства.
Суть противостояния состоит в том, что, несмотря на активно декларируемые проевропейские месседжы, киевская власть совершенно не торопится начать процедуры имплементации соглашения. Во многом это накладывается на достаточно пассивное отношение и в самой ЕС к этой теме. Показательно, что в Брюсселе процесс ратификации соглашения идет весьма вяло – пока лишь три страны ЕС его ратифицировали.
Очевидно, что одно дело использовать лозунги о «европейском выборе» для захвата власти в стране и совсем другое дело – пытаться управлять страной по этим лозунгам, особенно когда она движется полным ходом в экономическую бездну.
При этом киевская власть оказывается заложником собственной риторики о «неизменности европейского курса», что не дает ей пространства для политического маневра, а значит, и возможности начать широкую дискуссию в обществе о рисках и проблемах соглашения. Начать же такую дискуссию в нынешних условиях будет равноценно политическому самоубийству.
А между тем давление со стороны проевропейских майданных активистов нарастает. Лишь отдаленно представляя себе всю сложность подобных процессов и апеллируя к доисторическому магическому мышлению (когда складывается ощущение, что если сказать несколько слов, то все волшебным образом изменится), они требуют от власти действовать без проволочек.
Например, еще 2 июля Б. Тарасюк от имени сразу двух фракций («Свобода» и «Батькивщина») огласил требование к П. Порошенко немедленно внести проект соглашения об ассоциации на ратификацию парламентом. 9 июля с аналогичным требованием выступили представители «гражданского общества». 13 июля очередное «майданное вече» потребовало от Порошенко ровно того же - немедленного внесения в Верховную раду пакета документов, необходимых для ратификации соглашения об ассоциации с ЕС.
Однако совершенно очевидно, что ни президентская команда, ни ЕС не собираются торопить события на этом фронте. Уже после подписания соглашения П. Порошенко осторожно отметил, что вряд ли удастся ратифицировать этот документ до конца текущей парламентской сессии и придется ждать до осени.
Причем это «движение назад» осуществляется не только и не столько по инициативе украинской стороны, сколько европейской. Европейцы продолжают пытаться примирить идею подписания соглашения об ассоциации и начало работы ЗСТ между Украиной и ЕС с ЗСТ в рамках СНГ и экономическими интересами России.
Ради этого и начала работать трехсторонняя группа в формате «Украина–ЕС–Россия», посвященная вопросу имплементации соглашения об ассоциации. На встрече этой группы 11 июля было принято решение включить механизм двусторонних экспертных консультаций «Украина – Россия» по конкретным рискам, которые может нести для двусторонних экономических отношений углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли «Украина – Евросоюз».
13 июля замглавы АП В. Чалый (сам истовый евроинтегратор) заявил, что соглашение об ассоциации с Евросоюзом является важным для Украины, поэтому спешка в процессе ратификации неуместна. При этом, по его словам, консультации не касаются процесса ратификации. Ни одна буква соглашения изменена не будет. Примерно о том же говорят и европейские дипломаты – они так же готовы подождать сентября.
И это естественно, поскольку чем дальше, тем больше Европа понимает, во сколько ей будет обходиться Украина, если она немедленно не остановит войну и не восстановит нормальные торгово-экономические отношения с Россией. Уже сейчас ЕС отчаянно отбивается от попыток украинского руководства выпросить у Брюсселя дополнительные суммы. А попытки осуществляются, причем одновременно по нескольким направлениям. Например, Киев до последнего рассчитывал, что ЕС заплатит его долги по газу перед Россией. Однако 15 июля ЕС однозначно сказал, что денег не будет.
Еще один фронт попрошайничества – «на восстановление Донбасса»: 16 июля А. Яценюк отметил, что уже в сентябре он планирует провести конференцию стран-доноров по оказанию финансовой помощи на восстановление Донбасса. Скорее всего, появится еще несколько таких же тем (вроде помощи участникам АТО, на предотвращение гуманитарной катастрофы и т.д.).
Кроме того, те самые евромайданные активисты продолжают давить как на киевское руководство, так и европейское с целью выбить из них четкое политическое обещание на тему «когда же Украина вступит в ЕС». Однако на днях новый глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер специально отметил, что как минимум в ближайшие 5 лет ЕС никаких расширений не планирует, а продолжение дискуссий на эту тему готов вести лишь с балканскими странами, но никак не с Украиной или Молдовой.
Между тем в противостояние с апологетами быстрой ратификации соглашения вступают и эксперты (в т.ч. - западные), которые утверждают, что попытка Украины приблизиться к европейским стандартам будет по меньшей мере титанической по сложности. Кроме того, эксперты правильно акцентируют внимание на том, что даже те теоретические выгоды от соглашения, на которые упирают украинские еврооптимисты, зависят от готовности и желания украинских производителей им следовать. Прежде всего - в аграрном секторе.
Например, эксперт Института мировой экономики в Киле Р. Швайкерт считает, что Украина сможет пользоваться преимуществами соглашения о свободной торговле с ЕС в полной мере только тогда, когда освоит рынки сбыта и обеспечит своей продукции конкурентоспособность, а на это потребуется не один год. Проблема в том, что если бы Украина была в состоянии создавать конкурентоспособный продукт и захватывать им новые рынки, то никакое соглашение и ЗСТ с ЕС ей бы были не нужны. А глава Института Кеннана М. Рожански акцентирует внимание на том, что, как бы еврооптимистам ни хотелось проигнорировать Россию как крупнейшего торгового партнера Украины, «два государства слишком взаимосвязаны экономически, для того чтобы спровоцировать полноценную торговую войну, и они останутся взаимосвязаны в обозримом будущем».
Все это понимают и ЕС, и киевское руководство, хотя громко это не признают. Это понимают и в США, однако для них главной является геополитическая задача, а то, что Украина за нее заплатит кровью (как в прямом, так и переносном смысле), их волнует мало. Поэтому именно апологеты США выступают основным элементом давления на власть по этому фронту.
Неготовность ЕС в текущих условиях экономически и политически сближаться с Украиной, осознание этого факта киевским руководством при одновременной неготовности значительной части украинского общества расстаться с мечтой о европейском роге изобилия порождают очевидные дополнительные риски для внутриполитической стабильности Украины.
Уже сейчас все громче звучат разговоры о необходимости очередного майдана, который отстранит от власти нынешнее руководство, как недостаточно «проевропейское» и «антироссийское». Безусловно, пока США удерживают контроль над нынешним руководством страны, «майданы» если и будут происходить, то исключительно с разрешения Вашингтона и по американской режиссуре.
В случае малейших попыток киевских властей проводить собственную политику, ориентированную на национальные интересы, деструктивные силы в очередной раз могут быть спущены с цепи. В этом ключе интересно выглядят попытки нынешних властей как можно быстрее разогнать остатки майдана как потенциального ресурса давления на них.
В целом же власть явно столкнулась с дилеммой, простого решения которой найти крайне сложно (если, конечно, не быть готовым при этом к политическому самоубийству). В любом случае, пока Киеву не удастся решить юго-восточную проблему (причем решить как можно быстрее и с минимальными дальнейшими разрушениями инфраструктуры), ЕС будет проявлять все меньше желания занимать проамериканскую позицию в украинском вопросе, в том числе относительно соглашения об ассоциации. Вплоть до замораживания этого процесса на неопределенный срок.