Посреди воодушевления определенной части публики в отношении роста якобы ценных бумаг и практически полного игнорирования драгоценных металлов как реальных ценностей довольно интересно узнать мнение о происходящем главы Банка международных расчетов (БМР) Дж.Каруана (Jaime Caruana). Отношение к этому заведению может быть различным, но узнать мнение руководителя центрального банка центральных банков мира всегда чрезвычайно интересно.
И это мнение лишь подтверждает то, что достаточно хорошо известно здравомыслящим людям. Ситуация столь же опасна, как и в 2007 году. Разница лишь в том, что долгов стало еще больше, соответственно выше и риски. Участники рынка в подавляющем большинстве своем рассматривают лишь узкий диапазон возможных вариантов развития событий, полагаясь на центральные банки. Международная финансовая система стала еще более хрупкой, чем до краха банка Lehman Brothers. До 40% синдицированных кредитов предоставлены заемщикам ниже инвестиционного уровня. Фондовые рынки находятся в стадии «эйфории», что в корне расходится с состоянием реальной экономики по всему миру. Длительное финансовое стимулирование экономики не столько помогло, сколько оказало негативное влияние на ее состояние. И хотя в 2009 году БМР поддержал программу «количественного смягчения», его глава сейчас признал, что «со временем политика теряет свою эффективность и может закончить тем, что создаст те же самые условия, которые она стремилась предотвратить».
Интересно и то, что позиция БМР расходится с взглядами Международного валютного фонда, намекавшего, что наилучшим выходом из создавшегося положения могли бы стать несколько лет инфляции в совокупности с финансовыми репрессиями. Когда Каруану спросили, поддержит ли он этот вариант потерь для кредиторов, он ответил: «Этому должно оказать сопротивление.»
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, когда позиция БМР с его одинокими призывами к порядку вступает в противоречие с интересами центральных банков США, Японии, Англии и Европы. Чье мнение окажется весомее, может показать довольно близкое будущее.