Евразийская интеграция: украинский сбой?
Комментирует экономист Игорь Леонидов
В Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК) РФ, Белоруссии и Казахстана официально проявились разногласия по внешнеторговой политике.
Комментирует экономист Игорь Леонидов:
- На состоявшемся на днях заседании совета ЕАЭК Россия предложила, в связи с соглашением Украины об ассоциации и свободной торговле с Евросоюзом, принять единую резолюцию о новом режиме для украинских товаров. То есть, о согласованном повышении ввозных пошлин на товары с Украины до 7% от стоимости этих товаров (пока украинская продукция ввозится беспошлинно). Но Белоруссия и Казахстан отвергли это предложение, заявив, что считают его, по крайней мере, дискуссионным. Такой ход Астаны и Минска – своего рода, новая «демонстрация» их независимости от Москвы в политике по отношению к Украины. Вспомним, в этой связи, недавние высказывания Александра Лукашенко в отношении Крыма и Новороссии, а также отсутствие каких-либо комментариев-репортажей в Казахстане – и официальных, и в СМИ – по кровавой «зачистке» русского населения в Донбассе. Отметим также, что Казахстан не проголосовал против так называемой «Крымской» антироссийской резолюции ООН весной 2014 г., а только воздержался.
Нельзя не согласиться с многими экспертами в том, что решение Минска и Астаны не поддержать РФ в вопросе по импорту с Украины – скорее, больше политическое, чем экономическое.
Так или иначе, но даже экономико-политические союзники РФ – Белоруссия и Казахстан – не поддержали предложение России по импорту товаров с Украины. А экономика этого вопроса в том, что свободная торговля Украины с ЕС наверняка приведет к контрабандному реэкспорту продукции из стран ЕС (и, скорее всего, не только из ЕС) в страны Евразийской экономической комиссии. Украина – формально в зоне свободной торговли СНГ, поэтому ввоз товаров из этой страны не облагается импортными пошлинами другими странами СНГ-участницами той же зоны (в том числе в РФ, Белоруссии и Казахстане).
Понятно, что нынешние украинские власти хотят, в экономическом плане, усидеть «на двух стульях»: беспошлинно торговать с СНГ и Евросоюзом. Но с ЕС ассоциировано (то есть, в том же режиме беспошлинной торговли) порядка 50 слаборазвитых и развивающих стран. Потому резонны опасения российской стороны, что в РФ через Украину наверняка хлынет товаропоток и из этих стран. Однако в Минске и Астане, похоже, не опасаются контрабандного реэкспорта через Украину.
Россия вправе защитить свой рынок, вводя односторонние пошлины в отношении украинских поставок. Что, по имеющимся данным, может быть сделано с сентября текущего года. Но если резко увеличится товарный поток из Белоруссии и Казахстана в Россию, это, как считают многие специалисты, наверняка будет связано с реэкспортом товаров с Украины через две союзные страны. И тогда придется вводить пошлины (или другие ограничения) на продукцию, поступающую в РФ с белорусской и казахстанской территории? А что же тогда останется от общего экономического пространства РФ, Белоруссии и Казахстана?..
Имеется и другая немаловажная деталь: товары с Украины поступают в Казахстан в основном через Россию. И, если эти поставки увеличатся, где гарантия, что они (или их часть) не «останутся» в России? Впрочем, уже сам факт роста перевозок через РФ между Казахстаном и Украиной может быть истолкован, как своего рода демонстрация иных взаимоотношений Астаны с Киевом, чем у Киева с Москвой...
Дело еще и в том, что, несмотря на обилие интеграционных ведомств - Таможенный союз, ЕАЭК, Высший госсовет союзного государства (СГ) - Москва, Минск и Астана по сей день не согласовали многие вопросы внутри- и внешнеэкономической политики. Что, естественно, снижает не только экономическую, но и политическую дееспособность и Союзного государства, и российско-белорусско-казахстанского таможенного союза. Станислав Наумов, директор Евразийского Центра интеграционных исследований, в ходе недавнего форума (3 июля 2014 г.) по этим вопросам в Торгово-промышленной палате РФ заявил, что «в рамках евразийского союза странам-участницам придется менять многие стереотипы государственной экономической политики, чтобы создать равноправное, реально действующее единое экономическое пространство трех стран». Похоже, в полном объеме эти вопросы будет решить не так-то просто… Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 191
Рейтинг поста: