Гарвардский экономист Морис Эдельман, получивший известность за высказывание о неиссякаемости запасов нефти, в мае ушел из жизни. Сразу же после его смерти защитники нефтяной индустрии начали восхвалять безграничную мудрость Эдельмана.
Его сторонники находятся в странной эйфории, они считают, что достаточно специфическое и бессмысленное высказывание Эдельмана должно стать основой для энергетической политики планеты. При этом с их точки зрения, эта энергетическая политика не должна учитывать изменение климата, пишет издание Resource Insights.
Однако, довольно простой пример показывает бессмысленность идеи о нескончаемых запасах нефти. Представьте на минуту, что начиная с завтрашнего дня, половина нефти, используемой человечеством ежедневно, вдруг исчезла и подобная нехватка топлива продолжалась бы в течение нескольких месяцев. Это бы не означало, что в мире иссякла нефть, однако пришлось бы сократить ее потребление. В результате подобного эксперимента, стала бы неминуемая экономическая депрессия во всем мире. Все это говорит о зависимости мировой экономики от текущих темпов добычи нефти, и важности для нашего благосостояния непрекращающегося потока высококачественной энергии, полученной из нефти.
Моррис Альберт Адельман
Моррис Альберт Адельман - американский экономист, профессор Массачусетского технологического института (MIT). Специализировался на рынке энергоресурсов. Его работы, в первую очередь, касались развития экономики поставок нефти и мирового рынка энергоресурсов. Основная идея его работ - нефть является таким же товаром, как и любой другой, именно поэтому он не придавал особого значения сокращающимся объемам нефти. На его взгляд, нефть никогда не иссякнет, так как растущая цена подстегнет инвестиции в разведку и добычу новых месторождений. Адельман разработал специальную модель определения цены запасов нефти и выбора оптимального темпа добычи нефти.
Кроме того, это объясняет тревогу тех, кто считает, что снижение темпов производства нефти может произойти уже в ближайшее десятилетие. Причем никто не говорит о том, что у нас иссякнет нефть, эту "утку" используют для введения в заблуждение людей и отхода от решения истинной проблемы, которая кроется в динамике изменения объемов добычи.
Более того, фразу о том, что "нефть не иссякнет" нет среди часто цитируемых высказываний Эдельмана. Кстати, если быть точным, то он сказал, что нефть никогда не иссякнет, если технологии будут развиваться, а цена на нефть останется достаточно высокой. В принципе, Эдельман прав, при чем, самое важно слово в его высказывание - это "достаточно". А что если технологии будут развиваться, но недостаточно быстро, а цена на нефть будет высокой, но недостаточно высокой, чтобы оправдать её добычу? Что произойдет в этом случае?
Ирония заключается в том, что в то время как защитники нефтяной индустрии хвалят ушедшего из жизни экономиста, нефтяная индустрия сокращает инвестиции в разведку и разработку новых месторождений даже на фоне рекордных среднесуточных цен на сырую нефть. основная причина такой динамики - пятикратное увеличение инвестиций на разведку и разработку со стороны крупнейших нефтяных компаний с 2000 г. привело лишь к незначительному увеличению производства нефти. Даже при цене на нефть выше $100, огромные расходы и мизерная прибыль от разработки углеводородных месторождений заставляют крупных игроков сокращать еще недавно значительные инвестиции.
Все это означает, что в будущем будет добываться меньше и меньше нефти, а это противоречит позиции Эдельмана. Современные технологии (такие как гидроразрыв пласта, горизонтальное бурение) помогают добраться до тех залежей нефти, которые ранее были недоступны. И хотя подобные технологии значительно увеличили производство нефти в США, рост мирового производства в течение семи лет (с 2005 по 2012 гг.) замедлился примерно на четверть по сравнению с предыдущими семью годами.
В то же время в 2000 г. Управление по энергетической информации США (EIA), Международное энергетическое агентство (IEA) и Национальный совет по разведке США уверенно прогнозировали резкое увеличение производства нефти и относительно низкие цены на нефть в ближайшее десятилетие. Околдованные простой, но не имеющей логики, идеей Эдельмана и его последователей, все эти организации ошиблись как в вопросе производства (их цифры оказались слишком оптимистические), так и в вопросе цены, предсказав среднюю цену $28 за баррель в 2010 г. Как известно, в тот год среднесуточная цена была близка $80.
Психологи уже доказали, что люди, несмотря на свой прошлый негативный опыт, продолжают верить в различные прогнозы, особенно в те, которые готовят авторитетные национальные или международные организации. При этом, люди, как правило, не верят ученым, даже если эти ученые давали более верные прогнозы в прошлом.
Эдельман и его последователи предложили идею, в которую люди хотят верить. Подобные оторванные от жизни теоретики обычно не отказываются от своих идей, даже когда факты говорят об их несостоятельности. Они просто игнорируют факты и очень надеются, что вы также проигнорируете эти факты.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: Sheba (24 июня 2014 22:45) Статус: |
Ни слова не сказано о том, почему "пятикратное увеличение инвестиций на разведку и разработку со стороны крупнейших нефтяных компаний с 2000 г. привело лишь к незначительному увеличению производства нефти".
Ответ: потому что уже несколько лет назад пройден пик добычи разведанной легкодобываемой нефти. В настоящее время уже начата разработка месторождений, сложных по технологиям добычи - нефть слишком густая (и не хочет легко течь по трубам как раньше, и требуется "пинать" её насосами всё сильнее, тратя энергию), или лежит в земле мелкими линзами (это сколько же буровых установок потребуется?), или вообще находится в порах земли, как сланцевая. На такую нефть приходится тратить гораздо больше не только денег (на поиск, разведку, добычу) - но и собственно энергии, полученной от добытых ранее нефти и газа.
То есть денег и энергии на работу требуется в разы больше, а "чистый" выход энергии от добытого - в разы меньше. Если, чтобы добыть 10 единиц "тяжелой" нефти, требуется потратить 8 единиц уже добытых - какова будет, по вашему, стоимость этой новой нефти и получаемой от неё энергии? То-то и оно.
Поэтому и объём добываемой нефти будет уменьшаться, и цена добытого будет расти.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 169
Рейтинг поста:
Ни слова не сказано о том, почему "пятикратное увеличение инвестиций на разведку и разработку со стороны крупнейших нефтяных компаний с 2000 г. привело лишь к незначительному увеличению производства нефти".
Ответ: потому что уже несколько лет назад пройден пик добычи разведанной легкодобываемой нефти.
В настоящее время уже начата разработка месторождений, сложных по технологиям добычи - нефть слишком густая (и не хочет легко течь по трубам как раньше, и требуется "пинать" её насосами всё сильнее, тратя энергию), или лежит в земле мелкими линзами (это сколько же буровых установок потребуется?), или вообще находится в порах земли, как сланцевая. На такую нефть приходится тратить гораздо больше не только денег (на поиск, разведку, добычу) - но и собственно энергии, полученной от добытых ранее нефти и газа.
То есть денег и энергии на работу требуется в разы больше, а "чистый" выход энергии от добытого - в разы меньше.
Если, чтобы добыть 10 единиц "тяжелой" нефти, требуется потратить 8 единиц уже добытых - какова будет, по вашему, стоимость этой новой нефти и получаемой от неё энергии?
То-то и оно.
Поэтому и объём добываемой нефти будет уменьшаться, и цена добытого будет расти.