Центробанк 16 июня обнародовал свои оценки перспектив роста российской экономики в 2014 году и на ближайшую трехлетку. Они оказались пессимистичнее, чем у правительства и международных финансовых организаций. Банки.ру выяснял причины «упаднических» настроений регулятора.
На очередном заседании совета директоров ЦБ РФ был представлен новый прогноз регулятора по росту ВВП России. Центробанк в своих оценках на этот год и ближайшую трехлетку оказался еще менее оптимистичен, чем Министерство экономического развития, тоже не замеченное в особом оптимизме. Отвечающее за макроэкономические прогнозы в правительстве ведомство ожидает, что российский ВВП в 2014 году подрастет на 0,5% (причем, по консервативному сценарию, базовый и вовсе предусматривает однопроцентный рост), на 2% в 2015-м и на 2,5% в 2016 году. Банк России дает куда более сдержанные оценки роста отечественного ВВП: 0,4% по итогам текущего года, 0,9% — в 2015-м и на 1,9% — в 2016 году. Особенно обращают на себя внимание расхождения в прогнозах ЦБ и правительства на два следующих года.
«На фоне такого серьезного экономического замедления, как мы сейчас наблюдаем, безработица остается низкой, — сказала, выступая перед журналистами по итогам собрания совдира, глава ЦБ Эльвира Набиуллина. — Это говорит о том, что ускорению роста мешают структурные факторы. Основная проблема — это стагнация производительности труда на фоне неблагоприятного демографического тренда. В связи с этим, на взгляд ЦБ, восстановление темпов экономического роста в последующие годы будет идти медленно».
По оценкам регулятора, только в 2016 году российская экономика сумеет превзойти крайне низкий показатель роста ВВП 2013 года, когда он поднялся на 1,3% (и это было худшим результатом с кризисного 2009 года — тогда российская экономика и вовсе потеряла 7,9%.
Свежий июньский прогноз Международного валютного фонда дает России полпроцента прибавки ВВП в 2014 году. Справедливости ради следует отметить, что в марте 2014 года после резкого обострения украинского кризиса, присоединения Крыма и первой волны санкций Всемирный банк в одном из вариантов прогноза предрекал России даже спад ВВП на 1,8%. Но тогда речь шла об откровенно шоковом сценарии, предусматривающем полномасштабную войну России с Украиной и секторальные международные санкции против российской экономики. К слову, шоковый сценарий для российской экономики готовит и МЭР, но параметры этого моделируемого «апокалипсиса» пока не разглашались.
По данным Минэкономики, ВВП в I квартале 2014 года и вовсе сократился на 0,5% по отношению к предыдущему кварталу. ЦБ прогнозирует, что во втором полугодии 2014 года все же можно ожидать «некоторого повышения темпов экономического роста на квартальной основе». Регулятор считает, что положительный вклад в рост экономики на протяжении ближайшего года будут вносить чистый экспорт наряду с потребительским спросом граждан. Потребительский спрос Центробанк называет основным драйвером роста экономики РФ.
Не слишком радужны прогнозы ЦБ и относительно инфляции. Эльвира Набиуллина признала: планировавшегося ранее роста цен на 5% в 2014 году ожидать не приходится. К концу года, согласно прогнозу регулятора, инфляция в лучшем случае опустится с нынешних 7,6% в годовом исчислении (на 9 июня) до 6%. «При этом риски превышения инфляцией 6% остаются высокими», — отметила Набиуллина.
В связи с этим регулятор дал рынку четкий сигнал: ЦБ верен своему слову, данному еще осенью 2013 года, опустить инфляцию до 4% до конца 2016 года. Поэтому в случае реализации указанных рисков Центробанк готов продолжить повышение ключевой ставки. На сей раз совет директоров ЦБ оставил ключевую ставку неизменной — 7,5%. И если не произойдет очередных геополитических потрясений, то ставка продержится на этом уровне по крайней мере до следующего заседания совета директоров, намеченного на 25 июля.
По мнению директора Центра структурных исследований ИЭП им. Гайдара Алексея Ведева, ЦБ занижает прогноз роста экономики в 2014 году. «По нашим прогнозам, рост ВВП составит по итогам 2014 года 1% или даже несколько выше. Во многом мы полагаемся на инвестиционные программы госкомпаний, которые и внесут в итоге значительную лепту в экономический рост. Скорее всего, Центробанк учитывал при составлении прогноза отсутствие инвестирования госкомпаний и ужесточение денежно-кредитной политики, которые и дают в результате такой низкий показатель», — говорит Ведев.
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова также полагает, что российская экономика в 2014 году вырастет примерно на 1%. Но находит в пессимистических прогнозах ЦБ свою логику. «В принципе, 1% или 0,4% — не такая большая разница, потому что это все находится в пределах статистической погрешности, которая в России составляет около 1 процентного пункта. У Центробанка прогноз по росту экономики не носит функцию основы для расчета бюджета, это больше экспертный взгляд. Но в контексте их комментария этот прогноз является сигналом, демонстрирующим некоторую умеренность инфляционного давления. Пока темпы роста ВВП остаются очень низкими, ЦБ видит возможность не повышать процентную ставку. Потому что низкий ВВП снижает инфляционные риски. То есть ЦБ смотрит на ВВП через призму инфляционного давления», — поясняет Орлова.
По мнению главного экономиста Альфа-Банка, гораздо большей неожиданностью стало заявление ЦБ о том, что может быть повышена ключевая ставка. «Но мне это кажется не очень вероятным по нескольким причинам. Во-первых, инфляция в июне будет на пике, а во-вторых, ЦБ сейчас делает все возможное для расширения доступа к рефинансированию, чтобы снизить давление процентной ставки на рынке», — говорит Наталия Орлова.
«Прогноз роста ВВП Центробанка не сильно отличается от нашего, который на 2014 год составляет 0,5%, — отмечает главный экономист компании «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. — Этот прогноз учитывает негативное влияние масштабного оттока капитала на фоне украинского кризиса. Прогноз Центробанка не выглядит неожиданным; я думаю, что рынки уже давно заложили примерно такой же прогноз по росту ВВП в цены активов».
По мнению Девятова, для рынков куда важнее изменения условий предоставления ликвидности и размер ключевой ставки, который в целом зависит от динамики инфляции. «Начиная с июля мы ожидаем понижения инфляции, а значит, вероятность того, что ставка будет повышена, относительно невелика», — отмечает экономист.
В свою очередь научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин призывает не драматизировать ситуацию с высокой ключевой ставкой, а использовать ее с пользой для экономики. «Центробанк говорит о возможности повышения ключевой ставки. Это свидетельствует о том, что у нас довольно высокая инфляция. Но раз уж сложилась такая ситуация в экономике, то лучше ее использовать для того, чтобы добиться снижения инфляции и в то же время повышать эффективность кредитования, — отмечает эксперт. — Если вы хотите добиться действительно важного для экономики результата, вы должны добиваться повышения эффективности. А эффективность повышается оттого, что деньги, которые вы берете в кредит, направлены на реализацию проектов с отдачей».
Михаил ТЕГИН, Юлия ТИТОВА, Banki.ru