Анализ текущего сотрудничества с иностранными партнерами дает основания говорить о возрастании рисков реализации наших международных проектов», — докладывал президент «Роснефти» Игорь Сечин на президентской комиссии по ТЭКу 4 июня (цитата по kremlin.ru). По мнению Сечина, приоритетами должны стать развитие внутреннего рынка, прежде всего Восточной Сибири и Дальнего Востока, и диверсификация экспорта в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Министр энергетики Александр Новак считает, что диверсификация экспорта энергоресурсов происходит и поставки в страны АТР растут фактически по всем сферам энергетики (цитата по «Интерфаксу»): «Это и газовая, и нефтяная, и угольная отрасль, и электроэнергетика <...> заключаются крупные контракты, строится инфраструктура».
Крупнейшим российским поставщиком нефти в АТР стала «Роснефть»: только в Китай в 2013 г. она поставила 15,8 млн т, все — по ВСТО. План на этот год — 15,6 млн по ВСТО и еще 7 млн т — своп-поставки через Казахстан.
В мае «Роснефть» договорилась продавать по 6 млн т с 2014 по 2039 г. вьетнамской PetroVietnam Oil, идут переговоры о поставках 10 млн т в год Sinopec.
Но Европа для российских нефтяников останется основным рынком сбыта. Минэнерго прогнозирует (в материалах к комиссии по ТЭКу — два человека, знакомых с их содержанием, сообщили данные «Ведомостям»), что к 2035 г. экспорт вырастет на 3,6% и составит 245 млн т, из них поставки на Запад составят около 170 млн т, или 70% (сейчас — 80%), а на Восток — 75 млн т.
У Сечина другие данные: «К 2030 г. Россия может увеличить поставки в АТР более чем в 2 раза» — т. е. довести их до 90 млн т. Представители «Роснефти» и «Газпром нефти» (эта компания также поставляет нефть в АТР) от комментариев отказались. Представитель Минэнерго на вопросы не ответил.
«Роснефть» рассчитывает на рост поставок в восточном направлении прежде всего за счет Китая, есть перспектива сотрудничества и с Японией — ВНХК и Дальневосточный СПГ, говорит сотрудник компании, но западный рынок для «Роснефти» остается важным. «Мы изучаем возможности экспорта нефти по разным направлениям, в том числе и на Восток», — говорит представитель «Башнефти» (у нее небольшие поставки на Восток). Получить комментарии «Лукойла» (поставляет нефть в АТР) не удалось.
Переориентация поставок нефти на Восток не может быть быстрой, говорит директор Small Letters Виталий Крюков: ограничена мощность транспортной инфраструктуры, пока отсутствуют ресурсная база и договоры с потребителями.
Рост поставок в АТР может ускориться в случае новых санкций, продолжает Крюков, но отказаться от поставок в Европу Россия не сможет: многие европейские НПЗ работают на Urals, у российских компаний («Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Зарубежнефть») там есть заводы.
По прогнозу Минэнерго, западное направление к 2035 г. останется основным и для экспорта российского газа: в 2013 г. на Запад было экспортировано около 220 млрд куб. м, в 2035 г. будет незначительно больше — 240 млрд куб. м (главным образом в виде СПГ), но это все равно вдвое больше, чем планируется поставлять на Восток. В АТР к 2035 г. станет экспортироваться, по прогнозу Минэнерго, около 120 млрд куб. м газа в год — как по трубопроводам, так и в виде СПГ; сейчас поставки составляют 10-14 млрд куб. м, все — в виде СПГ.
Предправления «Газпрома» Алексей Миллер неоднократно говорил, что в среднесрочной перспективе поставки газа в Европу и Азию будут сопоставимы. «Газпром» ожидает, что к 2035 г. Европе из-за падения собственной добычи дополнительно потребуется 225 млрд куб. м импортного газа.
Россия не только экспортер, но и импортер — велика ее зависимость от западного оборудования для добычи нефти и газа: компании из США и ЕС занимают 24% в структуре поставок, а доля западного оборудования для разработки шельфа и производства СПГ составляет 100%. До 70% доходит и доля западных нефтесервисных компаний по отдельным услугам, например по гидроразрыву пласта, используемому для добычи трудноизвлекаемой нефти. «Мы не намерены и не будем отказываться от импортных поставок», — заявил президент Владимир Путин на комиссии по ТЭКу, но тут же предложил активнее создавать условия для производства лучших образцов техники и оборудования мирового уровня на нашей территории.
Экономические связи во многом определяют политику, поэтому радикальный отказ от связи с Западом возможен только в случае тотальной изоляции России, говорит эксперт Московского центра Карнеги Мария Липман. Отношения с Европой можно описать словом «конфронтация», но виден обоюдный интерес к сотрудничеству: европейские компании не отказываются работать в России, а Путин призывает иностранцев не обращать внимания на политику, продолжает она. У России и Китая нет такой истории отношений и таких прочных связей, как у России с Европой, очевидно также, что российские власти опасаются попасть в чрезмерную зависимость от мощного развивающегося Китая, стремящегося к мировому главенству, говорит Липман. Предыдущий период закадычной российско-китайской дружбы закончился военным столкновением, напоминает эксперт.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+