Финансовое противостояние России и Америки для обеих сторон опасней, чем кажется
Вашингтон создал финансовую нейтронную бомбу. В течение последних 12 лет Министерство финансов США разрабатывало методы ведения экономической войны, позволяющие без единого выстрела поставить на колени любую страну.
Вашингтон затягивает петлю вокруг России, постепенно закрывая доступ к рынкам российским банкам, компаниям и государственным органам, долг которых составляет 714 миллиардов долларов.
Стратегия основывается на контроле над мировой банковской системой, подкреплённом сетью союзников и вынужденным согласием нейтральных государств. Назовём это «проектом Манхетен» (кодовое название американской правительственной программы создания атомной бомбы; прим. mixednews.ru) начала XXI века.
Как рассказал высокопоставленный сотрудник администрации США, один из руководителей проводимой после 9 сентября 2011 года политики Хуан Зарате, это новый вид войны, нацеленной на финансовое обескровливание противника. Ей нет равных по степени охвата и эффективности.
«Новая геоэкономическая игра, возможно, более действенная и тонкая, чем геополитическое соперничество, имевшее место в прошлом», – отметил он в своей книге «Война казначейства: начало новой эры финансовой борьбы».
Вашингтон затягивает петлю вокруг России, постепенно закрывая доступ к рынкам российским банкам, компаниям и государственным органам, долг которых составляет 714 миллиардов долларов (по данным «Сбербанка»).
Это скрытое оружие прописано в Законе о борьбе с терроризмом в США. Если банк признаётся виновным в отмывании денег или финансировании терроризма, он вносится в черный список, «попадает в смертельные объятия удава», по выражению Зарате. Это может стать «высшей мерой», даже если кредитная организация не работает в США. Европейские банки не рискуют противоречить США, и с жертвой прекращаются все отношения.
Это относится и к Китаю, что стало ясно, когда в 2005 году США взялись за один из банков Макао Banco Delta Asia (BDA), обвинив его в поддержке противозаконной деятельности КНДР. Китай также прекратил сотрудничество с BDA.
Как полагает Зарате, если потребуется, США введут санкции в одиночку. Не имеет значения, насколько быстро присоединится Европа. Вашингтон может задать нужный темп.
Новый финансовый арсенал был первый раз применён на Украине в 2002 году. Её банки были обвинены в отмывании денег российских криминальных кругов. В скором времени Киев капитулировал. На очереди были Мьянма, Северный Кипр, Беларусь, Латвия. Их всех вынудили подчиниться требованиям США. Следующей выбили из игры Северную Корею. До недавнего времени самой желанной добычей был Иран, в конце концов, принуждённый к переговорам.
«Невидимая война идёт полным ходом в мировом масштабе. Это та война, в которой враг рассчитывает победить иранский народ», – сказал тогдашний президент Махмуд Ахмадинежад, выступая в парламенте. Он произнёс эти слова с вызовом, но они оказались пророческими.
И вот теперь Министерство финансов США столкнулось с крепким орешком в лице России, самым крупным мировым производителем энергии с ВВП размером 2 триллиона долларов, блестящими учёными и ядерным арсеналом, позволяющим нанести превентивный удар.
Зарате полагает, что администрация Обамы слишком долго тянула с серьёзным ударом, теша себя надеждой, что Путин не решится пренебречь неписанными мировыми правилами: «Им пора прекращать церемониться. Чем больше будут ждать, тем более жёсткие меры потом придётся принимать». По его мнению, контроль над Восточной Украиной, возможно, уже и не удастся вернуть, но ещё не поздно заставить Россию поплатиться, введя санкции против оборонных компаний, экспорта ресурсов и энергии.
Это правда, что Россия уже не представляет из себя той силы, которой когда-то был СССР. Но не стоит забывать старую поговорку: «Россия никогда не так сильна и не так слаба, как кажется». Президент Путин прекрасно осведомлён о финансовом оружии США.
Россия экономически тесно связана с Германией и Восточной Европой. США создадут угрозу своей сети союзников, если начнут грубо давить на них.
По мнению пристонского профессора Гарольда Джеймса, санкции не могут носить локальный характер в условиях тесных международных связей. Штрафные меры против России могут запустить цепную реакцию, которая приведёт к потрясению, напоминающему 2008 год: «Lehman» – маленькое заведение по сравнению с австрийскими, французскими, германскими банками, на которые сильно влияет российская финансовая система. Заморозка российских активов может вызвать катастрофу на европейских – более того, и на мировых – рынках».
Канцлер казначейства Британии Джордж Осборн, который, по-видимому, уже знает о планах Вашингтона, предупредил банкиров Сити, что нужно готовиться к негативным последствиям санкций.
Огромный риск представляет «ассиметричный» ответ Кремля. Российские специалисты по ведению кибервойны – одни из сильнейших в мире. Пробным шаром была хакерская атака 2007 года в Эстонии. Следы дистанционного отключения системы водоснабжения в штате Иллинойс также ведут в Россию. Кто знает, смогут ли американские службы безопасности сопротивляться полномасштабной атаке, направленной на отключение электросетей, систем водоснабжения, авиадиспетчерских служб или Нью-Йоркской фондовой биржи. Глава американской разведки Майк Макконел признал в 2010 году, что начнись кибервойна, США бы проиграли.
Министр обороны США Леон Панетта предупредил об угрозе «кибер-Перл-Харбора». Хотя и не исключено, что он умышленно раздул угрозу, чтобы добиться от Конгресса увеличения финансирования.
Идея санкций стара как мир, так что из истории можно извлечь немало полезных уроков. Например, в 432 году до н.э. Перикл, пытаясь запугать город-государство Мегары, запретил его жителям торговать на рынках Афин и их союзников. Своими действиями он спровоцировал Пелопонесскую войну, окончившуюся поражением Афин. Разрушенная греческая экономика попала под влияние Персии. Таким может быть асимметричный ответ.
Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|