В 2014 году исполняет 110 лет с такого момента, который без сомнения можно назвать знаковым в истории нашей страны. В 1904 году был открыт прямой рельсовый путь между тогдашней столицей (Санкт-Петербургом) и Владивостоком благодаря появлению Кругобайкальской железной дороги. Это событие стало одним из этапов ввода в полноценную эксплуатацию Транссибирской магистрали, которая фактически приблизила Дальний Восток к Центральной России, выполнив роль своеобразного консолидатора русских земель от Балтики до Тихого океана. Роль соединения столь удалённых друг от друга частей России как Дальневосточный регион и Центр, Запад трудно переоценить, как трудно переоценить и пользу от вклада Транссиба как в экономическое развитие государства, так и в его безопасность.
Однако по истечению стольких лет Россия приходит к тому, что для полноценного использования потенциалов Дальнего Востока одного только железнодорожного пути, пусть и самого протяжённого в мире, мало. Кроме того, и ресурсы Транссибирской магистрали, как известно, уже перестали отвечать требованиям современной экономики. Откровенная слабое развитие дальневосточной инфраструктуры, необустроенность транспортных маршрутов, гигантские цены на авиабилеты приводят сегодня к снижению численности населения Дальневосточного федерального округа. Статистические агентства как в самом ДВФО, так и, скажем так, центрального подчинения продолжают публиковать неутешительные цифры по дальневосточной демографии. За один только 2013 год численность населения на Дальнем Востоке сократилась в 9-ти (из 10-ти) субъектах региона (лишь в Чукотском АО цифра оказалась практически неизменной – около 50,8 тысяч человек). Наибольшее сокращение численности населения отмечено в Амурской области – примерно 13 тысяч человек (при населении в 812 тысяч жителей).
Средняя плотность населения в Дальневосточном федеральном округе достигла минимального значения за последние три десятка лет. Сегодня показатели демографической плотности составляют 1,01 человек на кв.км. (на более чем трети российской территории проживает менее 6,25 млн. человек). Рост численности населения зафиксирован в крупных городах региона (Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Якутске), однако причину такого роста региональные специалисты по демографии связывают в основном с местной миграцией – когда люди нередко отказываются от проживания в малых городах и сельских населённых пунктах по той простой причине, что в них крайне трудно найти работу не только с достойной оплатой труда, но и работу вообще.
Если такая ситуация будет наблюдаться и дальше, то, по оценкам всё тех же дальневосточных демографов, численность населения в округе уже через 5-7 лет может оказаться ниже «психологической» отметки в 6 миллионов человек. По понятным причинам, такая численность явно не сопрягается с планами существенного развития региона, а значит, меры нужно принимать, как говорится, «вчера».
Правительство России в качестве одной из мер по привлечению экономически активного населения на Дальний Восток и, соответственно, развитию региона предлагает перенести в ДВФО ряд государственных корпораций. Несколько дней назад с такой инициативой выступил Дмитрий Медведев. При этом Медведев отметил, что с точки зрения конкурентоспособности со странами Восточной Азии, наш Дальний Восток отстаёт колоссально. Это, как говорится, все прекрасно понимали и до выступления Медведева…
Предложение главы правительства выглядит следующим образом: для развития конкурентной базы в регионе, для привлечения инвестиций, увеличения числа рабочих мест на Дальний Восток нужно перенести некоторые госкорпорации вместе с офисами и налогооблагаемой базой.
При этом Дмитрий Медведев не поведал о том, какие именно госкорпорации могут отправиться «покорять» Дальний Восток, зато отметил, что нужно рассмотреть вопрос о льготном налогообложении. По всей видимости, правительство пока не собирается, что называется, давать ЦУ на переезд конкретным компаниям, а собирается привлечь их пряником в виде налоговых льгот. По словам Медведева, налоговые льготы могут быть такими: 7% - налог на заработную плату, 10% - налог на прибыль.
Идея, безусловно, здравая, но, как известно, от идеи до её полноценного воплощения у нас порой непреодолимая пропасть – тем более, если речь идёт о правительственной инициативе… Правительственные инициативы вполне себе могут оставаться не более чем инициативами, о которых через пару-тройку месяцев многие просто забывают. Забудут ли на сей раз?
В принципе, если предложение Дмитрия Медведева будет реализовываться, то оно может стать своеобразной проверкой «на вшивость» для представителей тех самых государственных корпораций. Если для них возможность экономии в плане налоговых преференций имеет вес, значит, компании ведут достаточно прозрачный бизнес. Если же гипотетическая возможность сэкономить на налогах «не согреет» такие компании, то это может означать, в том числе, и то, что такое понятие как «налоговые льготы» они не воспринимают изначально, так как государственный бюджет всё равно обеспечит их необходимыми финансовыми вливаниями, а с уплатой налогов можно и вовсе провести «гибкую политику» при наличии знающих дыры в нашем законодательстве юристов. Однако даже при возможном переезде крупных компаний могут проявиться свои нюансы.
Чтобы понять, насколько эффективно инициатива премьера Медведева может заработать на Дальнем Востоке, стоит рассмотреть актуальный пример с «переброской» в ДВФО уволенных с «АвтоВАЗа» сотрудников. Буквально в конце января министерство по развитию ДВ обратилось к властям Самарской области с целью «изучить» возможности трудоустройства «высвобождаемых» (это цитата из обращения министерства) на дальневосточных предприятиях. Если говорить о том числе сотрудников, которых «АвтоВАЗ» решил «высвободить» (слово-то какое!) до конца 2014 года, то это более 7 тысяч человек в связи с сокращением продаж выпускаемой продукции на 12%. Одним из тех предприятий, куда планировалось «перебросить высвобождаемых», по некоторым данным, должно было стать весьма успешное предприятие «Соллерс - Дальний Восток». Предприятие занимается сборкой автомобилей UAZ, ISUZU, SsangYong.
Однако выяснилось, что дальневосточное предприятие, мягко говоря, не горит желанием принимать «высвободившихся» с «АвтоВАЗа» рабочих. Пресс-служба «Соллерс» отметила, что пока вакансий на предприятии нет, и что они «могут появиться», но не в ближайшее время и явно не в масштабном варианте.
То есть министерская инициатива буквально упёрлась в интересы частника, и, что называется, попробуй продвинь… Естественно, ситуация могла бы быть куда более благостной, если речь бы шла о крупных госкорпорациях, перемещаемых на Дальний Восток. По понятным причинам, их руководство могло бы быть более сговорчивым. Но ведь дело здесь не только в сговорчивости, но и в элементарных законах рынка. Если продукция в регионе (в сопредельных с регионом странах) не пользуется активным спросом, то будет ли выгода от «переезда» компании? Вряд ли.
Значит, перед тем как кого-то куда-то «перебрасывать», нужно внимательнее подойти к изучению рынка, изучению спроса на определённую продукцию, к изучению факторов безработицы по тем или иным населённым пунктам к инвестиционным проектам. В противном случае переезд госкорпораций превратиться в очередной удар по бюджету, на чём выиграет узкий круг лиц, никакого отношения к чаяниям дальневосточников не имеющих…