Недавно была запущена добыча нефти на казахстанском месторождении Кашаган. Это — вероятно последнее из оставшихся в мире супергигантских нефтяных месторождений. Но помимо того что месторождение супергигантское, оно ещё и «суперсложное» в разработке. Достаточно сказать, что дата запуска добычи несколько раз переносилась в течение 8 лет, и всё равно, сразу после начала пуска (в октябре прошлого года) возникли проблемы, а добыча была временно остановлена. Суммарно в проект, как ожидается, будут инвестированы сотни миллиардов долларов.
Кашаган разрабатывается Консорциумом компаний в форме СРП (Соглашение о разделе продукции). Поэтому второй интересный сюжет — коллизии, связанные с взаимоотношением государства и Консорциума, состоящего в основном из зарубежных нефтегазовых «мейджорс». Как описывает автор, Казахстан оказался достаточно жёстким переговорщиком при отстаивании собственных интересов. В результате даже при такой неоднозначной форме разработки месторождения как СРП — Казахстан сумел добиться для себя как достаточных финансовых отчислений (в том числе и в виде штрафов за срыв сроков), так и получить выгодные переговорные позиции для обсуждения следующего этапа разработки месторождения.
Проект добычи нефти на месторождении Кашаган с технологических позиций (сложнейшие геолого-технические условия строительства скважин, относительно большие глубины залегания нефтеносных отложений, аномально-высокие пластовые давления, наличие в нефти большого количества растворённого газа, а в нём сероводорода, мелководье Каспия, замерзающее в зимний период) является самым сложным в мире. К этому добавляются большие экологические, политические, финансовые, юридические и социальные риски его реализации. Каковы перспективы развития проекта? Для ответа на вопрос нужно рассмотреть этапы его становления.
Советские запасы
Крупная рифовая постройка в акватории Каспия — Кашаган — выявлена в 1988–1991 годах по результатам поисковых сейсморазведочных работ. Является элементом Каратон-Тенгизской зоны поднятий.
Соглашение на основе СРП между Консорциумом Offshore Kazakhstan International Operating Company (OKIOC) и правительством Казахстан подписано в 1997 году. В соответствии с ним Консорциум (Eni, Shell, ExxonMobil, Total, BG Group, ConocoPhillips, Inpex) имеет право проводить поисковые работы на лицензионном участке в акватории Каспийского моря площадью 5600 кв. км и добывать нефть из открытых им месторождений. В пределах участка находилось четыре крупных нефтегазоперспективных объекта — Кашаган, Каламкас-море, Актоты и Кайран. В соответствии с соглашением вложения в проект должны были составить 7,0 млрд долл., а добыча нефти была намечена на 2005 год. Этот проект назван Северо-Каспийским.
Месторождение нефти Кашаган открыто в 2000 году. В 2001 году создана компания-оператор Северо-Каспийского проекта — Agip KCO, дочка итальянской Eni. Несколько позднее в его рамках обособилось два подпроекта: Фаза-1 — опытно-промышленная разработка, и Фаза-2 — собственно разработка месторождения Кашаган.
В 2002–2003 годах на лицензионном участке открыто ещё четыре месторождения: Каламкас-море, Юго-Западный Кашаган, Актоты, Кайран (см. примечание 1).
В конце 2003 года Agip KCO объявила об увеличении стоимости проекта до 10,0 млрд долл. и сдвиге начала добычи нефти на 2006 год. Позднее в этом же году было объявлено, что добыча нефти начнётся в 2007 году.
История разработки — история конфликтов
Изменение сроков добычи привело к первому конфликту (11.09.2003–25.02.2004) Консорциума с правительством Казахстана. По его результатам составлено дополнительное соглашение к СРП. Добыча нефти должна была начаться в 2007–2008 годах. Запланированные объёмы: 2010 год — 21 млн т, 2013 год — 42 млн т, 2015 год — до 56 млн т. За срыв сроков начала добычи (перенос с 2005 на 2007 год) Консорциум оштрафован на 150 млн долл. Объявлены уточнённые объёмы вложений в Северо-Каспийский проект — 29,0 млрд долл.
В 2005 году из проекта вышла BG Group. Купив половину (8,335% за 630 млн долл.) её доли, в проект вошла государственная нефтегазовая компания Казахстана «КазМунайГаз». Исходя из цены покупки, рыночная стоимость проекта на дату сделки составила 7,6 млрд долл.
В период со второй половины 2006 года до начала 2007 года оператор Agip KCO «намекал» (в СМИ) на то, что добыча в 2007–2008 годах не начнётся. Это привело ко второму конфликту (24.04.2007–14.01.2008), весьма драматичному, с участием политиков ЕС и США. На этот раз правительство Казахстана применило к Консорциуму очень серьёзные санкции. На него наложен штраф в размере 5 млрд долл. Кроме того, компании Eni, Shell, ExxonMobil и Total, владеющие по 18,5%, должны были продать часть своей доли (всего 8,475%) «КазМунайГаз» за 1780 млн долл. Причём взаимные платежи осуществятся после начала добычи нефти (Второе дополнительное соглашение к СРП). Добыча нефти на Фазе-1 была запланирована на 2011 год. Доля «КазМунайГаз» доведена до 16,81%. В начале 2007 года озвучена и новая стоимость Фазы-1 — 19,0 млрд долл. В середине года объявлено об увеличении стоимости всего Северо-Каспийского проекта с 57,0 до 136 млрд долл. (примечание 2)
В начале мая 2008 года Agip KCO снова «намекнула» на то, что добыча нефти не начнётся и в 2011 году. Это привело к третьему конфликту (12.05.2008–31.10.2008), который прошёл за «закрытыми дверями». Условия нового соглашения супержёсткие: «невозмещение затрат Консорциума, в случае если начало коммерческой добычи нефти не будет достигнуто до 1 октября 2013 года». Это СРП будет действовать до 2041 года.
В конце 2008 года создана новая операционная компания North Caspian Operating Company (NCOC). У Agip KCO остались только операторские функции по реализации промысловой (морской) части Фазы-1. В 2009–2012 годах сметная стоимость Фазы-1 увеличилась с 31,0 до 46,0 млрд долл. В мае 2012 года сообщено, что участники Консорциума профинансируют долю инвестиций «КазМунайГаз» в проект Кашаган в 2012–2013 годах в объёме 986 млн долл.
В конце 2013 года ConocoPhillips вышла из проекта, продав свою долю (8,4%) «КазМунайГаз» за 5,4 млрд долл. Рыночная стоимость проекта на дату сделки составила 64,3 млрд долл. Позднее «КазМунайГаз» переуступил эту покупку CNPC.
11 сентября 2013 года на месторождении Кашаган (примечание 3) начата добыча нефти. Но она была остановлена 25 сентября из-за выявленных неполадок на газопроводе (утечки газа). 6 октября добыча возобновлена. 8 октября добыча достигла коммерческих объёмов, оговорённых соглашением, — 75 тысяч барр. нефти в сутки. Напомним, что на этот показатель Консорциум должен был выйти до 1 октября. 9 октября добыча нефти вновь приостановлена из-за неполадок на газопроводе. По сообщению нового оператора месторождения NCOC, добыча возобновится в конце января — начале февраля этого года.
Справку по состоянию Северо-Каспийского проекта на конец 2013 года дал директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. Плановый бюджет Северо-Каспийского проекта — 136 млрд долл. В Фазу-1 вложено 43 млрд долл. Но работы ещё не закончены. Фаза-1 обеспечит добычу 370–450 тыс. барр. в сутки. Основные работы по Фазе-2 Кашагана пока не начаты.
В 2014 году на Кашагане планировалось добыть 8 млн т нефти, в 2015 году — 12 млн т, в 2022 году — 15 млн т. Но в планах добычи нефти в Казахстане на 2014 год заложено всего 2 млн т кашаганской нефти. Добыча нефти на планке Фазы-1 — 17,2–21,0 млн т.
Экономические риски: в пределах разумного
Для того чтобы оценить срок окупаемости Фазы-1, нужно рассчитать дисконтированные денежные потоки, как это ранее сделано нами для «Стадии-2» разработки газоконденсатного месторождения Шах-Дениз. Во Втором дополнительном соглашении к СРП при расчёте будущих взаимных платежей принята ставка дисконтирования 10%. Представляется, что это максимально возможный уровень. В своих расчётах мы возьмём также более «выгодную» для экономики проекта ставку в 6%. Цену нефти примем равной 110 долл. за баррель. При этом 20 долл. «спишем» на операционные и транспортные расходы. Итого, 1 т нефти даст 700 долл. прибыли (для нефти Кашагана 7,84 барр. = 1 т). Оценённая нами динамика инвестиций в Фазу-1 и планируемые уровни добычи нефти (рассчитаны по ключевым цифрам), а также рассчитанные дисконтированные денежные потоки приведены на рисунке. Чётко обозначились три сценария развития Фазы-1.
Оптимистичный сценарий: объёмы добычи нефти близки к максимальным плановым показателям, макроэкономическая ситуация соответствует ставке дисконта 6%. Вложения в Фазу-1 окупятся в 2022 году, на 9-м году добычи. После окупаемости проекта до 2041 года будет добыто 370 млн т нефти.
Пессимистичный сценарий: макроэкономическая ситуация соответствует ставке дисконта 10%. Вложения в Фазу-1 окупятся в 2028 году, на 15-м году добычи. После окупаемости проекта будет добыто 260 млн т нефти.
Провальный сценарий: объёмы добычи нефти в первые годы существенно меньше плановых показателей, а макроэкономическая ситуация соответствует ставке дисконта 10%. Эту ситуацию можно проиллюстрировать примером. Если добыча нефти будет близка к максимальным плановым показателям, но «сдвинется» на 1 год, то вложения в Фазу-1 окупятся на 3 года позднее. То есть низкие объёмы добычи нефти в следующие 5–8 лет могут привести к тому, что вложения в Стадию-1 до 2041 года вообще не окупятся.
В целом экономические риски Фазы-1 не выходят за рамки разумных. Для участников Консорциума ситуация немного сложней. До компенсации их вложений доля прибыльной нефти Казахстана составляет 10%. То есть для них окупаемость Фазы-1 наступит позднее. Тем не менее представляется, что экономические риски участников тоже не выходят за рамки разумных. Имеется большая вероятность того, что они окупят свои вложения и получат умеренную прибыль. Получение сверхприбыли практически исключается.
Развитие проекта: Казахстан переиграл Консорциум
Дальнейшее развитие Северо-Каспийского проекта предсказать легко. Напомним, что Фаза-1 является опытно-промышленной разработкой. На первом этапе её реализации (примерно 5 лет) должны быть изучены основные геолого-промысловые характеристики месторождения Кашаган. На их основе будет выполнено проектирование (примерно 1 год) Фазы-2 с уровнем добычи 17,2 млн т. Обустройство промысла займёт минимум 5 лет. Ещё минимум пять лет понадобится на достижение планируемого уровня добычи. Это произойдёт в 2030 году. А в 2041 году истекает срок действия СРП. То есть в рамках существующего СРП Консорциуму не имеет смысла начинать вложения в Фазу-2. Но, с другой стороны, он обязан это делать.
Коллизию СРП прекрасно понимают участники Консорциума. Две самые авторитетные компании — Shell и ExxonMobil — добиваются продления СРП по Кашагану на 20 лет именно для того, чтобы можно было окупить расходы и получить прибыль по Фазе-2. Заявляют о своём возможном выходе из проекта, если это условие не будет выполнено. Как говорится, вольному — воля. Во время второго конфликта Казахстан выдержал жёсткое давление Запада. Сегодня Запад на такие акции уже не способен. Тогда же озвучена позиция Казахстана: любое изменение существующего СРП — это новое СРП. Переговоры по нему начнутся с вопроса о распределении прибыльной нефти в первые годы её добычи. Во время второго конфликта желаемый объём озвучен — 40% в пользу Казахстана. Напомним также, что Казахстан имеет юридически безупречный повод «простить» участникам Консорциума их вложения. Они не смогли выйти на коммерческую добычу нефти до 1 октября 2013 года. А впереди необходимость выхода на оговорённые объёмы добычи нефти на Фазе-1. Сможет ли Консорциум сделать это?
Участникам Консорциума (примечание 4) по Северо-Каспийскому проекту нужно готовиться к драматическим изменениям, которые произойдут в обозримом будущем в рамках их четвёртого конфликта с правительством Казахстана. Сроки окупаемости вложений в проект и получение прибыли будут сдвинуты в «туманное» будущее. Это в лучшем случае. В худшем — они безвозвратно потеряют часть вложений. Для Казахстана же Северо-Каспийский проект окажется чрезвычайно выгодным. Сделав минимальные вложения, он получит полный контроль над Фазой-1 и свободу в реализации Фазы-2 добычи нефти на Кашагане, а также в реализации проектов разработки других месторождений, открытых Консорциумом. Четвёртый конфликт может случиться в 2014 году, но может и «тлеть» несколько лет. Это не принципиально. Принципиально то, что Консорциум находится в безвыходном положении, в полной зависимости от Казахстана.
Примечания
Примечание 1. Запасы нефти и конденсата лицензионного участка Консорциума утверждены Государственным комитетом: Кашаган — 1755/761 млн т (геологические/извлекаемые), Актоты (конденсат) — 30/15 млн т, Каламкас-море — 19/7 млн т, Кайран — 44/14 млн т, Юго-Западный Кашаган (конденсат) — 20/6 млн т. Всего 1868/803 млн т. Другие цифры запасов месторождений приведены представителем профильного министерства Казахстана: Кашаган — 4850/2023 млн т, Актоты (конденсат) — 269/100 млн т, Каламкас-море — 159/57 млн т, Кайран — 150/56 млн т, Юго-Западный Кашаган (конденсат) — 20/6 млн т. Всего 5448/2242 млн т.
Примечание 2. С 2012 года в СМИ со ссылкой на CNN Money «гуляет» информация: в Кашаган уже вложено 116 млрд долл. Это не соответствует действительности. CNN Money опубликовала рейтинг «10 наиболее дорогих энергетических проектов в мире» и в нём сообщила «1 — Кашаган — 116 млрд долл.». Там нет слов «уже вложено». Приведена одна из «промежуточных» цифр планируемых вложений в Северо-Каспийский проект.
Примечание 3. Центральное место в морской инфраструктуре промысла Фазы-1 занимает большой остров — D-island. С него пробурены эксплуатационные скважины. Эксплуатационные скважины имеются и на «буровых» островах. На D-island находится технологический комплекс первичной обработки добытого флюида (состоит из нефти, воды и газа). Примерно половина добытого газа будет закачиваться в разрабатываемые пласты. Продукция с D-island по трубопроводам транспортируется на берег на УКПНиГ «Болашак», где осуществляется подготовка нефти и газа до товарного качества.
Примечание 4. Состав Консорциума на начало 2014 года: Eni (16,81%), Shell (16,81%), ExxonMobil (16,81%), Total (16,81%), «КазМунайГаз» (16,81%), CNPC (8,40%), INPEX (7,56%).