Нашего полку прибыло, - заявили члены так называемой еврозоны – территориальной совокупность государств Европейского союза, в которых используется такая «национальная» валюта как евро. С 1 января 2014 года очередным (18-м) членом еврозоны стала Латвия. Сразу же после первых залпов новогоднего салюта в Риге, Даугавпилсе, Юрмале и других латвийских городах люди решили отправиться к банкоматам, чтобы проверить, действительно ли можно без проблем вывести свои сбережения или остаток по банковской карте в евро. Оказалось, что европейские «братья» и непосредственно латвийские власти не обманули рядовых жителей республики – Латвия вошла в зону евро, и банкоматы стали «плеваться» исключительно единой европейской валютой.
Чтобы жители Латвии смогли обменять имеющиеся у них латы на евро, власти дали две недели. После 14 января 2014 года Латвия окончательно останется без латов, а те люди, которые в течение ближайшей недели по каким-то причинам не успеют обменять свои накопления в латах на новую для Латвии валюту, волею судьбы станут владельцами красивых цветных бумажек и звонких монет, не подлежащих конвертации, и потерявших возможность «хождения» в стране. Если тот или иной житель Латвии успеет разместить свои латы на банковском счёте до указанной выше даты, то средства автоматически будут конвертированы в евровалюту по обозначенному центробанка Латвии: 1 лат равен 1,426 евро. Да-да, тысячные доли присутствуют…
Такое положение вещей послужило причиной настоящего ажиотажа. Причём начало ажиотажу было положено ещё до того, как Латвия официально перешла на евро. Латвийские граждане буквально атаковали местные банки, демонстрируя желание либо открыть вклад в латах, либо пополнить имеющийся банковский счёт. Благодаря этому в Латвии только по итогам ноября-декабря объём вкладов физических лиц вырос почти на 8%. Это послужило существенному улучшению ситуации в латвийской экономике, и по итогам года дало латвийским властям возможность отчитаться перед европейскими партнёрами в существенных темпах экономического роста: около 4,3% - рекорд ЕС. На чём основан такой рекорд – уже отдельный вопрос, и как можно видеть, основание роста – далеко не развитие местной промышленности или модернизация непосредственно банковского сектора…
После вхождения в еврозону темпы роста объёмов вкладов физических лиц в Латвии существенно замедлились. Говорит это о том, что те люди, которые до наступления 2014 года успели разместить «залежавшиеся» в их «чулках» латы на депозитах, стали понемногу выводить размещённые средства – выводить, естественно, в евро. А те латвийцы, которые латы на банковские счета положить не успели, сегодня стараются произвести обмен более доступным образом – посредством банкоматов. Но дело в том, что такие старания приводят к ряду сложностей. Уже сейчас далеко не все банки обеспечивают полноценную работу банкоматов. Другими словами, объёмы «загруженных» в них евро недостаточны для того, чтобы каждый житель страны смог без особого ажиотажа провести обмен, а потому в начале недели латвийские банки ожидает очередной наплыв людей, которые не смогли совершить обмен вне стен банков.
Это вроде бы должно привести к новому скачку латвийской экономики, однако ни европейские, ни латвийские экономисты ничего подобного уже не ждут. В чём же причины такого пессимизма? Оказалось, что одновременно с введением в Латвии евро, произошёл искусственный рост цен. Искусственность заключается в том, что обозначенный курс 1,426 евро за лат, просто невозможно реализовать в розничной продаже. Большинство продавцов, не желая нести убытки, связанные с потерями при обмене одной валюты на другую (сдачу в Латвии уже сейчас продавцы товаров и услуг обязаны выдавать исключительно в евро), пошли простым путём – округлили цены в сторону удорожания продукции. Другими словами, товар, который стоит, к примеру, 3 лата, в евро должен стоить 4,278 – появляются тысячные доли, к которым продавцы добавляют значения, чтобы сумма стала более приемлемой для взаиморасчётов. Вместо 4,278 евро появляется уже 4,28 евро. Однако и это не предел для округления, ведь искать сдачу в 2 евроцента сегодня в Латвии вряд ли кто-то будет, а потому там, где были 4,28 евро, появляются 4,3, а то и 4,5 евро. Таким образом, получается, что даже дешёвые товары на основе конвертации искусственно прибавляют в цене по 4-5%. То есть, если на разговорах о грядущем обмене латов на евро выиграла латвийская экономика, то на реальном (состоявшемся) обмене в конечном итоге выигрывают европейские эмиссионные центры, а это в свою очередь ударяет по рядовому латвийскому налогоплательщику.
Как только латыши стали понимать, что переход на евро привёл к росту цен, многие тут же решили компенсировать свои потери. Компенсация проводится своеобразно: люди поспешили в соседнюю Литву, которая ещё не перешла на евро, и в которой цены на большинство товаров оказались ниже латвийских. Издание
Delfi рассказывает о том, что в городах на севере Литвы (часть страны, примыкающая к Латвии) в первые дни нового года наблюдается настоящее нашествие латышей, которые готовы скупать буквально всё: продукты питания, одежду, топливо. Этакий вариант прибалтийского шопинга для поиска экономии.
При переходе на евро соседней Эстонии (было это в 2011 году) властям этого государства удалось не накалять ситуацию, связанную с конвертацией. Цены, конечно же, тоже подросли, однако их удалось компенсировать повышением заработных плат. Правда, в конечном итоге оказалось, что такая благость для эстонского народонаселения обернулась увеличением объёмов кредитных обязательств Таллина перед большой европейской экономикой, но об этом сегодня в Эстонии предпочитают не распространяться.
Будет ли компенсация потерь в реальной платёжеспособности населения Латвии посредством европейских кредитов – вполне возможно. Но возможно и то, что как только третья прибалтийская «сестра» - Литва – войдёт в зону евро, всех трёх «сестёр» Европа заставит платить по счетам. Как Грецию, как Португалию… Останутся ли к тому времени силы для погашения долгов у той же латвийской экономики? Если не произойдёт «большого латвийского чуда», связанного с возрождением производства, в том числе и сельскохозяйственного (во что, честно говоря, с трудом верится), то Латвию «попросят» повторить уже отработанные Брюсселем, Берлином и Парижем варианты. Возможно повторение кипрского варианта, когда вклады в популярных сегодня латвийских банках просто отберут (в том или ином процентном соотношении) в пользу тех же Брюсселя, Парижа и Берлина. Все предпосылки для этого есть, ведь Латвия подписала документы о фактическом отказе от ведения собственной финансовой политики. То есть финансами в Латвии с 1 января текущего года управляет уже совсем не латвийский центробанк… Сегодня интерес к латвийским банкам искусственно подогревается, чтобы потом (когда денежная масса вкладов достигнет приемлемой для Брюсселя отметки), «первые среди равных» в ЕС сняли финансовые сливки с Латвии, использовав Латвию как новую приманку для вкладчиков.