В своём недавнем послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин затронул множество тем, причём, как уже обсуждалось на страницах нашего издания, многие темы перекочевали из прошлых посланий главы государства. А если перекочевали, то вывод один – исполнительная дисциплина у нас хромает и, причём, хромает явно. Одна из тематических линий, которая была упомянута снова – так называемая деоффшоризация. Другими словами, высшие государственные власти озабочены тем, что регистрация многих российских компаний в оффшорных зонах несёт серьёзные «недоимки» для российской казны. Регистрация российских фирм в оффшорах фактически означает вывод финансовых средств за рубеж, а эти средства могли бы работать не на экономику Британских Виргинских островов или Сан-Марино, а на экономику Россию.
Сама сформировавшая система «работы через оффшор» выглядит следующим образом: компания, зарегистрированная в одной из оффшорных зон, имеет российскую «дочку», через которую получает возможность государственного субсидирования, кредитов в банках с преимуществом государственного капитала. При этом сама компания-«метрополия» либо уходит от уплаты налогов полностью, либо платит эти налоги в том оффшоре, в котором зарегистрирована. При этом процент налогов (если он вообще есть) в этом случае существенно ниже, чем в самой России. Учитывая то, что Россия входит в число стран мира, в которых действует закон о запрете на двойное налогообложение, система очень удобна и прибыльна для представителей бизнеса, не желающих расставаться с долей прибыли в пользу российской казны, хотя и ведущих свою деятельность в России.
Очевидно, что слом такой системы может позволить получить существенные прибыли для российского бюджета. Вариант этого слома прост: занимаешься бизнесом (производишь продукцию, осуществляешь торговлю) в России или имеешь «дочек» в России – плати налоги в российский бюджет, а не «мимо него». Слом сформировавшейся системы одобряет отечественный Минфин. Глава финансового ведомства Антон Силуанов заявляет, что «курс, взятый президентом», принесёт десятки миллиардов долларов в бюджет России. И теперь Минфин вроде бы начинает работу, направленную на деоффшоризацию российского бизнеса. Что мешало начать такую работу раньше?.. Видимо, что-то мешало…
Но пока вот о чём:
Какие же предложения по поводу упомянутой деоффшоризации экономики сегодня обсуждаются? Какие, скажем так, орудия для слома пагубной системы подготовлены?
Один из главных шагов – получение полной информации государственными контролирующими структурами о владельцах компании. Это основа основ, причём далеко не только для вывода компаний из оффшоров, но и вообще для осуществления полноценного финансового и прочего мониторинга их работы. Ситуация с тем, как долго не могли найти владельцев аэропорта «Домодедово» (найти даже не физически, а юридически) – яркий тому пример. И это столичный аэропорт! Что уж говорить о каких-нибудь менее известных структурах…
Очевидно, что если государственные органы будут владеть информацией о структуре и руководстве компании, то у этого руководства окажется меньше шансов уходить от уплаты налогов (здесь, конечно, придётся либо выносить за скобки наличие коррупции вообще, либо считать, что борьба с коррупцией будет весть эффективнее – «когда-нибудь»).
Но здесь нужно учитывать, что владельцы бизнеса не такие наивные, чтобы вот так взять и сразу же раскрыть все свои карты – назвать самих себя владельцами компаний, а значит, и получить определённые обязательства. Далеко не каждый возьмёт и расскажет о том, что он и есть владелец бизнеса. Вероятность того, что многие хотели бы поступить именно так («не светиться»), весьма высока. Что же государственные власти предлагают в качестве кнута для тех, кто рассказать о себе всей правды не захочет?
Предложение в виде законопроекта носит следующий характер: если компания не представляет данных о своих владельцах и упорно не желает получать российскую регистрацию, ведя бизнес на территории России (в том числе и через «дочек»), то такую компанию в будущем не ожидают государственные субсидии, с ней не будут заключаться госконтракты, она не получит возможности субсидирования из государственного бюджета.
С одной стороны решение кажется вполне правильным. Ведь если компания собирается что-то скрыть от своего государства, используя для своей работы, к примеру, природные ресурсы, то никакой господдержки ей и ожидать не стоит. Но с другой стороны: так ли нужна будет такой компании государственная поддержка в виде неких субсидий? Если это реально действующая компания, причём успевшая себя зарекомендовать на рынке, «обрасти» клиентами, то проблемы с госструктурами такой компании ни к чему, и субсидирование ей не помешает (хотя далеко не каждая прозрачно работающая компания у нас получает государственное субсидирование…). Но если речь идёт о фирме в стиле «Фигаро там, Фигаро тут», то её главная задача и заключается в «срочном» получении прибыли для своих боссов, скрывающихся под маской, при сведении налогового бремени до минимума с помощью удалённого оффшора. Другими словами, если провернули сделку на миллиард через оффшорную зону (без уплаты налогов или с минимальной их уплатой в казну другого государства), то дальше можно и без госсубсидий прожить… Многие ведь компании однодневки для того и однодневки, чтобы встать на пути финансового потока в нужное время и в нужном месте, с этого потока «поиметь», а потом – концы в воду. И нужны им эти субсидии?.. Тут бы что-то посерьёзнее разработать!
Есть и третий законопроект, который направлен на деоффшоризацию российских компаний. Согласно его положениям, если компания имеет зарубежную регистрацию, но контролируется из России, то она будет платить налоги на прибыль в России.
Этот законопроект, как видно, также априори подразумевает, что все такие компании раскроют свои карты в плане их истинных владельцев и схем контроля. А о том, что их ждёт, если не раскроют, изложено выше.
Другими словами, идея с тем, чтобы заставить российский бизнес платить налоги в российскую казну, а не прятаться за оффшорными ширмами, вроде бы неплохая, но, как часто бывает, методы её реализации не вполне адекватны сложившейся ситуации.
Если верить выкладкам, представленных верхней палатой российского парламента, то за последние 20 лет оффшорные зоны сумели аккумулировать около 1 триллиона долларов. То есть эти деньги могли бы остаться в бюджете России, но не остались. Сработал классический закон: ветер дует туда, где меньше давление. В этом случае и капиталы потекли туда, где меньше налоги на прибыль. Что же предпринимать, чтобы такую ситуацию изменить? Если снизить и без того достаточно низкие ставки российских налогов, то это может вообще убить российскую экономику и опустошить бюджет. Значит, надо ставить «ветроуловители», чтобы на казну работали.
Есть вариант создания особых экономических зон на территории Российской Федерации, налоговые послабления для бизнеса в которых помогли бы и самим регионам развиться, и бизнесу остаться в стране, уплачивая налоги в казну. Сегодня часто говорится о возможности создания такой льготно-налоговой системы на Дальнем Востоке. Однако пока такие слова остаются только словами. Возможно, главным препятствием для внедрения, если можно так выразиться, «полноценного внутреннего оффшора», является неспособность государства ни само внедрение, ни дальнейшую деятельность такой системы контролировать. В своё время были в России свои оффшорные зоны, например, в Калмыкии, вот только эффективность их работы даже для регионального, а уж тем более для государственного бюджета, оказалась минимальной. Причина – невыстроенная система государственного контроля, превратившая российские оффшоры по большей части в очевидные места для отмывания средств, добытых криминальным или околокриминальным путём.
То есть вариант введения внутренней льготной (с точки зрения ведения бизнеса) территории возможен лишь в том случае, когда на этой территории будет, как это ни банально звучит, наличествовать верховенство закона, а не верховенство поместных «князьков».
Кстати, бывший министр финансов господин Кудрин категорически против принципов деоффшоризации вообще. Цитата с персонального сайта Алексея Кудрина:
Очень заманчиво попробовать в приказном порядке ограничить движение капитала вместо того, чтобы улучшать инвестклимат. Но стоит помнить, что это означает и ограничение конвертируемости национальной валюты. Очень не хотелось бы вернуться к "деревянному" рублю.
Кудрин ратует за повышение инвестиционной привлекательности России.
Что ж… Алексей Леонидович в бытность свою на министерском посту действительно никаких ограничений для зарубежного или российско-зарубежного бизнеса не терпел, каждую бюджетную копейку стерёг как Цербер – вроде бы идеальный министр финансов с точки зрения самих финансистов. Да только почему-то за годы его нахождения в министерском кресле из России (данные по годам представляет сам Кудрин на своём же сайте) за рубеж утекли более трёхсот миллиардов долларов (это более трёх нынешних объёмов Фонда национального благосостояния)! И это, стоит ещё раз напомнить, только по оценкам самого Кудрина… То есть «бюджетную копейку» вроде бы господин Кудрин экономил, инвестиционный климат «улучшал», но только в это же самое время из-под его носа выводились колоссальные средства. Такая вот экономия… Такой вот призыв улучшать бизнес-привлекательность страны…
О каком привлечении зарубежных инвестиций может идти речь, если финансовые средства, полученные на ресурсах (и не только природных) самой России оседают в иностранных оффшорах. Носить воду в сите – разве не об этом?..
Так что повышение инвестиционной привлекательности – безусловно, отличный призыв, но и сама деоффшоризация назрела (а то и перезрела). Вот только описанными методами «а то мы погрозим вам пальчиком» здесь вряд ли обойтись. И если Алексею Кудрину идея не пришлась по душе – значит, нужно не затягивать с её воплощением…