Украину снова «майданит». Пока оппозиция находится в революционном угаре и призывает к забастовке, рейтинговые агентства и финансовые аналитики продолжают наблюдать за состоянием экономики Украины и просчитывать вероятность объявления дефолта.
Работа не волк
С начала текущего года Украина находится в сложном экономическом положении. ВВП страны стабильно падает, а золотовалютные резервы снижаются. Особенно часто о тяжелой ситуации эксперты стали говорить последние полгода. На фоне форсированной подготовки Киева к подписанию Соглашения об ассоциированном членстве в ЕС и стремительном ухудшении ситуации в экономике звучало даже предложение, по примеру Исландии, всенародно отказаться от уплаты внешних долгов на референдуме. (1) К концу сентября чуткий финансовый рынок констатировал безрадостную экономическую ситуацию в стране. Ведущее рейтинговое агентство Moody’s понизило суверенный кредитный рейтинг Украины до Caa1, (2) что означает «низкое качество» и «очень высокую подверженность кредитному риску» государственных долговых обязательств. Синхронно выросли в цене кредитные дефолтные свопы (страховка от дефолта), превысив отметку в 1000 базовых пунктов, дав, таким образом, негативный сигнал инвесторам, планировавшим связать свои дела с Украиной. (3)
Примечательно, что западные политические и бизнес-круги оценили смену политического курса Украины диаметрально противоположно. Пока еврокомиссары в ответ на решение Киева «недоумевали» и «разочаровывались», ведущее агентство бизнес-новостей Bloomberg провело опрос аналитиков различных компаний и пришло к выводу, что теперь финансовые риски Украины заметно снижены. (4) Отметили эксперты и укрепление гривны по отношению к доллару и евро. Представители французского банка Societe Generale резюмировали: «Шаг Януковича снижает риск дефолта Украины».
Но у оппозиции свои планы, и стабилизация экономической ситуации в стране, очевидно, в них не входит. Еще 30 ноября лидер парламентской фракции «Батькивщина» заявил: «Мы [три оппозиционные партии] начали подготовку к всеукраинской национальной забастовке». Масштаб поддавшихся курортному настроению частных работодателей по всей Украине оценить сложно, но официально призывам оппозиционеров последовали три западных области – Тернопольская, Ивано-Франковская и Львовская. Такие действия, безусловно, больно бьют по находящейся не в лучшей форме украинской экономике. День ее работы по оценкам экспертов стоит $0,5 млрд., что соответствует суточным потерям 0,04% ВВП. (5) Учитывая вхождение экономики в стадию рецессии (ВВП снижается пятый квартал подряд), планы правительства выйти по итогам года на небольшой рост или хотя бы в ноль становятся все призрачнее.
Биржи отреагировали на «майдан» скептически. 1-3 декабря пятилетние кредитные свопы для Украины резко подорожали до уровня 1074 базовых пунктов. Данный уровень означает, что риск банкротства страны инвесторы оценивают в 53,3%. Для сравнения – стоимость дефолтных свопов России находится на уровне 173,8 базового пункта. (6)
В то же время с началом «евромайдана» обязательства правительства перед кредиторами значительно потеряли в цене. Теперь еврооблигации, по которым их обладатель может получить деньги от украинского государства в 2020 и 2023 годах, продают в пределах 80% от номинальной стоимости. (7) Одновременно растут проценты, под которые правительство может привлечь новые кредиты. Так, доходность облигаций с погашением в июне повысилась до 19% против 7,95%, по которым они были выпущены, что делает обслуживание госдолга дороже, а продолжение заимствований посредством еврооблигаций бессмысленным.
Отдельного упоминания достоин и курс украинской валюты. Национальному банку пока удается удерживать гривну от резкой девальвации за счет вбрасывания на межбанковский рынок доллары из тающего золотовалютного резерва. Долго ли так будет продолжаться – вопрос открытый.
Дважды в одну реку
4 декабря рейтинговое агентство Moody’s озвучило свой прогноз, касающийся резкой девальвации гривны, по причине ухудшения ситуации с ликвидностью в Украине. (8) Нехватка валюты может спровоцировать власть на введения ограничения по обмену долларов и евро, а также досрочного возврата депозитов. Подобные действия Нацбанк осуществил во времена оранжевой революции.
Хотя на первый взгляд сегодняшняя ситуация на валютном рынке и напоминает 2004 год, она имеет и ряд отличий. «Майдану» предшествовал удачный финансовый год: экономика росла, экспортная выручка обеспечивала стабильно увеличивающийся поток валюты в страну, а ресурсы Нацбанка находились на солидном уровне. В 2013 г. ничего этого нет. Начало активной евроинтеграции обошлось Украине утратой примерно 25% товарооборота со странами СНГ. Дефицит счета текущих операций вырос до 8% ВВП, а дефицит бюджета – до 6%.
Особенно удручают размеры внешних валютных резервов ($18,8 млрд.), которые покрывают всего 2,2 месяца импорта в 2012 года. «Продолжение политики удержания курса гривны при столь небольших валютных ресурсах является фактором уязвимости для украинской экономики. Стране нужна дополнительная финансовая поддержка, а ситуация на мировых финансовых рынках все менее благоприятная», – описывает перспективы украинской валюты главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. (9)
Сокрушаясь по поводу сложившейся ситуации, Николай Азаров отметил: «Если бы участников евромайдана волновал курс гривны, они бы продолжали учебу, работу, а не выходили на майдан. Любая дестабилизация политической ситуации влияет, прежде всего, на наши экономические показатели, в том числе и на валютный курс». (10)
Между тем внешний долг Украины, половина которого номинирована в иностранной валюте, уже достиг суммы в $36 млрд. Почти 13% расходов госбюджета 2013 года пошли на выплату процентов по кредитам, внешним и внутренним облигациям, и, если ситуация кардинальным образом не измениться, в следующем году обслуживание госдолга станет еще дороже. Сейчас Киев остро нуждается в реструктуризации существующей задолженности либо в новых международных займах. По предварительным подсчетам, в следующем году на обслуживание внешних кредитов правительству потребуется около $10 млрд. Евросоюз уже объявил, что денег не даст, российские кредиторы и так достаточно одалживали и сейчас ожидают от Киева платы за газ, потому Украина решила искать счастье на «третьем стуле».
Хотя цели визита украинского президента в Китай официально не были обозначены, СМИ поспешили охарактеризовать его как поход В. Януковича за $12 млрд. кредитов. (11) Вместо денег Виктор Федорович получил лишь обещания китайского бизнеса инвестировать в украинскую экономику когда-нибудь потом. (12) Поведение Поднебесной можно понять: в прошлом году Пекин уже предоставил Киеву $3 млрд. на развитие аграрного сектора и $3,7 млрд. на энергетические проекты. Деньги растворились в неизвестном направлении, и больше вливать средства в бездонную бочку Китай не намерен.
Практически все финансовые проблемы могло бы снять форсированное вступление Украины в Таможенный союз, но сделать такой шаг В. Янукович не решается. Более того, на состоявшемся в минувший вторник круглом столе с тремя своими предшественниками нынешний глава государства заявил, что Украина ускорит работу по выработке условий, на которых она готова подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, и рассчитывает завершить ее до мартовского саммита Евросоюза. (13)
Стоит отметить еще одну интересную особенность реакции бизнес-кругов на киевский майдан: биржевые аналитики стали закладывать риски распада Украины. (14) Невыплата зарплат госслужащим и пенсий на сегодняшний момент выглядит даже более вероятным вариантом, чем внешний дефолт. В условиях внутреннего дефолта и шатающейся республиканской власти регионы могут прекратить налоговые отчисления в Киев и решить свои социальные вопросы сами. В зависимости от результата текущего политического кризиса из подчинения центральной власти могут выйти либо западные, либо юго-восточные области страны. Если сепаратизм западных областей не так пугает финансистов, то в случае отделения условной «Новороссии» вопрос, кто будет платить по «украинским» счетам, встанет в полный рост.
Пока оппозиция активно раскачивает лодку, власти Украины продолжают ходить по миру с протянутой рукой. Внутренние ресурсы брать неоткуда, а на международной арене желающих подать на пропитание митингующей стране пока не видно. Если в самое ближайшее время ничего кардинально не поменяется, дефолт Украины – дело нескольких недель, максимум – месяцев.
_________
Фото – http://ria.ru/society/20131122/978679463.html
- http://regnum.ru/news/fd-abroad/1694881.html
- http://www.kommersant.ua/news/2302439
- http://lenta.ru/news/2013/09/24/default/
- http://economics.lb.ua/state/2013/11/26/242788_otkaz_ukraini_assotsiatsii_es.html
- http://www.vz.ru/economy/2013/12/2/662341.html
- http://lenta.ru/news/2013/12/03/default/
- http://rian.com.ua/economy/20131203/339395028.html
- http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=344994
- http://www.km.ru/economics/2013/12/04/726842-ukraina-nikogda-ne-rasschitaetsya-za-gaz
- http://mignews.com.ua/ru/articles/150135.html
- http://www.gazeta.ru/business/2013/12/05/5785109.shtml
- http://korrespondent.net/business/economics/3274620-v-kytae-yanukovych-nashel-ynvestytsyy-na-8-myllyardov
- http://www.interfax.ru/world/txt.asp?id=346050
- http://radiovesti.ru/article/show/article_id/116339
Источник: rusedin.ru.
Рейтинг публикации:
|