Внешэкономбанком до 13 декабря будет создан проектный офис на базе дочернего «ВЭБ Капитала», который, как заявлено, займётся реализацией инвестиционных проектов в моногородах.
«ВЭБ Капитал» будет отбирать и сопровождать инвестпроекты на всех стадиях, в том числе участвовать в капитале и органах управления проектных компаний, а также привлекать финансирование ВЭБа и сторонних инвесторов. При этом «ВЭБ Капитал» в следующем году может быть докапитализирован на сумму до 5 млрд рублей. Всего в рамках соответствующей госпрограммы на решение проблем моногородов в 2014 году может быть выделено до 343,9 млрд рублей из бюджета. С помощью этой структуры правительство рассчитывает оперативно разрешать проблемы моногородов, в которых прогнозируется ухудшение социально-экономической ситуации, что в первую очередь касается регионов с развитой металлургией.
ООО «ВЭБ Капитал» был создан в 2009 году для управления проблемными и непрофильными активами группы Внешэкономбанка. Соответствующее решение по «ВЭБ Капиталу» уже принято на уровне самой госкорпорации и будет реализовано в установленные правительством сроки, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в Минэкономразвития. По его словам, председатель ВЭБа Владимир Дмитриев уже проинформировал об этом министра Алексея Улюкаева.
Проблема
Моногородом считается населённый пункт, где работает, как правило, одно градообразующее предприятие, на котором трудятся не меньше четверти трудоспособного населения, при этом доля производимой этим предприятием продукции должна составлять не менее 50 процентов от общего объёма промышленного производства в этом городе.
В российских моногородах на данный момент наблюдается высокий риск ухудшения социально-экономической ситуации. В октябре рабочая группа по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию, которую возглавляет зампред ВЭБа Ирина Макиева, рассмотрела предложения регионов по развитию 57 наиболее взрывоопасных моногородов. Как пишет издание со ссылкой на источник в правительстве, общий объём запрашиваемых средств составил около 15 млрд рублей, причём по девяти моногородам уже есть проектно-сметная документация на объекты инфраструктуры.
Согласно оценкам Минрегиона, в 55 российских субъектах расположено 335 моногородов, которые до 2008 года производили 24% ВВП страны. Эксперты выделяют 467 монопрофильных городов и 332 монопрофильных посёлка городского типа, расположенных практически во всех регионах. На данный момент в монопрофильных городах проживает около 35 млн человек.
Проблема моногородов максимально обострилась в период кризиса 2008–2009 годов, когда собственники просто сбегали, оставляя сотрудников собственных предприятий без зарплат. К примеру, тогда Владимиру Путину, на тот момент премьер-министру, пришлось ехать в город Пикалёво, чтобы заставить собственника градообразующего предприятия Олега Дерипаску совершить соответствующие выплаты. Соответственно, в 2009 году было принято решение разработать программу содействия развитию моногородов, оказавшихся в наиболее сложной ситуации. На эти цели в 2010 году было потрачено около 22,7 млрд рублей, однако в 2011–2012 годах расходы сократились до 1,5 млрд рублей, что было вызвано не уменьшением числа моногородов, а снижением накала проблем на рынке труда. С 2013 года реализация программы господдержки моногородов была де-факто приостановлена до её переформатирования.
А новый формат стал прорисовываться после 15 октября, когда Владимир Путин подписал целый перечень поручений по поддержке моногородов, одно из которых предусматривало при формировании проекта бюджета на 2014 год и период 2015–2016 годов выделение средств для «оперативных мер государственной поддержки моногородов, в которых прогнозируется ухудшение социально-экономического положения». При этом, как следует из подписанного президентом 2 декабря федерального закона о бюджете на 2014 год, в случае необходимости правительство сможет потратить на данную программу и на реализацию «дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, рынка труда, моногородов и социальной поддержке граждан» до 343,9 млрд рублей.
Варианты решения
О том, как можно решить проблему моногородов, в интервью «АиФ» рассказал вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, кандидат экономических наук, специализирующийся на проблемах муниципального управления, Роальд Бабун. По его словам, одним из возможных выходов из ситуации могла бы стать маятниковая миграция. К примеру, если поблизости от определённого моногорода имеется промышленно развитый центр, где есть потребность в рабочей силе, то нужно просто наладить с ним связь, прежде всего транспортную, тогда жители смогут ездить на работу в другой город, а жить в своём. Однако, по мнению специалиста, это редкий случай. Второй вариант — более предпочтительный — создание условий для инвесторов:
— На самом деле в стране есть много желающих вложить свои деньги в промышленность и получить прибыль — не всё же на яхты и дворцы тратить. Они готовы инвестировать. Они ищут, в каком месте есть условия для вложения их денег, то есть есть доступ к земельным участкам, к инженерным ресурсам и в особенности — как относится к бизнесу местная бюрократия. Никто не хочет бегать по коридорам, обивать пороги, давая каждому на лапу, годами оформлять разрешения. То есть прежде всего мэрам и их командам нужно дать понять предпринимателям, что их здесь любят, ждут, им готовы помочь. Потому что они придут с денежками, с рабочими местами и не позволят окончательно умереть городам.
Ранее ситуацию вокруг таких поселений порталу «Столетие» прокомментировал президент холдинга «Золотой мост» Владимир Полеванов, который прежде всего выразил удовлетворение по поводу того, что правительство наконец-то вновь озаботилось проблемой моногородов. Как он пояснил, эти объекты, конечно, достались нам в наследство от «социалистического прошлого». «Моногорода решали когда-то конкретные задачи обороны, развития сырьевого комплекса, науки и т.д. на специально созданных предприятиях. Работающие здесь люди честно и добросовестно выполняли свои обязанности, и не их вина, что с развалом СССР и проведением «шоковой терапии» они оказались у разбитого корыта», — сказал Полеванов. Он убеждён, что, поскольку государство создало проблему, оно и должно её решать.
По его мнению, разработка и реализация под началом президента комплексной программы стала бы разумным решением, поскольку субъекты Федерации просто не располагают достаточными средствами, чтобы самостоятельно реорганизовать, модернизировать или перепрофилировать предприятия, трудоустроить людей. Между тем, как сказал в выступлении на совещании в Тутаеве министр труда и социальной защиты Максим Топилин, в 142 монообразованиях уровень безработицы выше среднероссийского чуть ли не вдвое.
Полеванов подробнее остановился на ситуации на Дальнем Востоке. По его словам, состояние региона близко к драматичному. За последние 15 лет Дальний Восток покинули 20 процентов наиболее трудоспособного населения. В качестве выхода он видит создание нескольких государственных инвестиционных банков, ориентированных на выдачу переселенцам беспроцентных или льготных кредитов: необходимо профинансировать новое освоение восточного форпоста страны.
«Разработка президентской программы, помощь профильных министерств, предоставление льготных кредитов тем, кто готов заняться производительным бизнесом в моногородах или переселившись на Дальний Восток, — главные, на мой взгляд, условия решения проблемы моногородов», — резюмировал Полеванов.