Минэкономразвития ухудшило прогноз по росту российской экономики. Четвёртый раз за этот год. Прогноз на 2014–2015 годы также ухудшен. В такой ситуации выполнение майских указов Владимира Путина становится практически невыполнимой задачей, о чём прямо, не стесняясь, вновь заявляют в Правительстве. Что это — саботаж, неумение работать или давление внешних обстоятельств — разбираем ниже.

Путин им не указ

Новый прогноз по росту экономики на 2013 год от Минэконоразвития — 1,4%. Ему предшествовали прогнозы в 3,6%, 2,4% и 1,8%. Кажется, что если бы год не закончился так неожиданно быстро, то мы бы дождались и ещё парочки корректировок вниз. Прогноз на 2014 и 2015 годы также понижен — с 3 до 2,5% и с 3,1 до 2,8%.

Отметим, что для выполнения майских указов президента в части только лишь повышения зарплат бюджетникам стране необходим рост в 4%. А для выполнения вообще всех указов — не ниже 7%.

Как легко видеть, в прогнозах Минэкономразвития этими цифрами даже и не пахнет.

Но это мелочь по сравнению с главной бедой — никто в правительстве толком и не знает, как достичь высоких показателей. Либо знают, но не говорят. И тут есть о чём порассуждать.

Майские указы Владимира Путина, как напомним, были встречены положительно и даже где-то с воодушевлением. Потому что казалось, что теперь-то вновь вернувшийся на свой пост президент за их выполнение спросит с чиновников по всей строгости. И оттого рождалась в глубине души уверенность, что так или иначе они будут выполнены. Ну, пусть не на 100% — все мы люди. Но даже будучи выполненными процентов на 80% — они обещали нам много приятного и полезного для страны.

И мы принялись ждать. Но уже скоро начали появляться неприятные сигналы и первые разговоры о том, что правительство не справляется с возложенными на него задачами. Мы осторожно предположили, что если оно «не тянет», то есть смысл его сменить на более дееспособный состав. Однако сам Владимир Путин эту идею отверг, пояснив, что прошло ещё слишком мало времени для того, чтобы спрашивать за выполнение указов. И мы принялись ждать дальше.

Потом, когда прошло, как нам показалось, достаточно времени для некоторых выводов, — о том, что указы не будут выполнены, вдруг открыто заговорили в самом Правительстве. И это показалось нам неслыханной дерзостью. Однако и тут президент вступился за министров, пояснив, что всему виной нестабильная ситуация в мировой экономике. А ещё через время Владимир Путин признался, что намеренно заложил в указы завышенные показатели, чтобы стимулировать правительство к работе.

И это очень странно. Нет, такой метод известен и часто хорошо работает. Когда подчинённый получает сверхзадание, он принимается работать с утроенной энергией, надеясь выполнить его хотя бы частично, дабы не быть наказанным слишком строго. Но такой метод обычно подкрепляется двумя важными обстоятельствами: неотвратимостью наказания за невыполнение плана и отсутствием даже намёков со стороны начальства на то, что он может быть выполнен частично.

Как мы видим, ни одно из этих существенных обстоятельств не было соблюдено. Президент оберегает правительство от критики и открыто заявляет, что намеренно повысил планку заданий. В итоге правительство вообще теряет всякие стимулы к работе, при каждом случае удобно хватаясь за спасительную мантру о «неблагоприятной внешней конъюнктуре». И понижает прогноз роста по четыре раза на год.

…Весной 2012 года мы радовались президентским указам не потому, что там были какие-то отдельные положительные цифры (многих из нас они напрямую вообще не касаются). Мы радовались, потому что увидели надежду на комплексный подход к решению тяжёлых, застарелых проблем нашей экономики. Ведь даже далёкому от экономической науки человеку было понятно, что выполнение заданий президента предполагает начало нового глобального проекта, новой индустриализации (чего стоит только лишь создание и модернизация 25 млн рабочих мест к 2020 году). Однако пока что вместо этого мы получили лишь серию сомнительных реформ и фактический отказ чиновников от выполнения возложенных на них задач.

Дефицит стимулов

Есть версия, что экономикой нашей страны руководят намеренные вредители, засланные британской разведкой. Если бы дело обстояло так, то проблема имела бы неплохие перспективы решения в виде серии громких разоблачительных процессов и очищения власти от вредителей. Опыт в этом деле имеется. Но, боюсь, причина срыва президентских указов вовсе не в этом.

Причина, как кажется, лежит в более прозаичных вещах — отсутствии мотивации к переменам. Побороть её куда сложнее, чем вычислить шпионов.

Думаю, что понимание необходимости модернизационного рывка есть не только у нас, простых граждан, на уровне ощущений, но и у Правительства на уровне цифр и прогнозов. Оно должно быть у него даже более глубокое, чем у нас. Как и понимание того, что этот рывок неизбежен и надвигается на страну с неотвратимостью бульдозера на украинском «евромайдане». Вот только осуществлять его боязно.

Что скрывается за этим самым «рывком», помимо наших смутных представлений, сложенных на основе старых советских киножурналов о ходе индустриализации и освоении целины? В первую очередь — кардинальная смена привычного уклада жизни, порождающая сильнейшую социальную реакцию. Реакцию, в ходе которой неизбежно многим придётся расстаться с привычным уровнем жизни, с пусть ругаемой, но такой уютной работой и выездами на курорты Красного моря. И с многими другими «побочками», о которых мы сейчас не задумываемся.

То есть «рывок» будет сопровождаться таким вихрем преобразований, который сметёт весь прежний уклад жизни и само Правительство в нынешнем его виде. Причём если в ходе постепенной деградации, которую мы сейчас наблюдаем, у Правительства есть возможность вечно жаловаться на «плохую конъюнктуру» и в худшем случае мирно уйти на почётную пенсию, то «рывок» взвалит на них такую ответственность, которую они никогда в жизни не несли. Вопрос — оно им надо?

Можно было бы обратиться к чувству долга перед Родиной как к дополнительному мотивирующему фактору. Но мы знаем, что экономикой нашей страны распоряжаются люди, для которых догматы либерализма являются единственным ориентиром. А он очень удобно позволяет отказаться от всякой ответственности, переложив её на «невидимую руку рынка». Помрёт страна — что поделать — не вписалась в историческую конъюнктуру.

Другой мощный стимулятор мозговой деятельности — это, условно, дуло револьвера у затылка. Но и такой фактор отсутствует. Худшее, что может грозить нашим министрам и их подчинённым в нынешней ситуации, — это выговор или отставка. Или статья за халатность. А вот реальное дуло появляется как раз в случае начала глобальных перемен, которые так не хочет инициировать власть.

В общем, как это ни печально, но ни о каком «рывке» думать не приходится. А значит, и майские указы президента по большей части будут слиты. Более того, те из них, которые будут выполнены, могут оказаться обеспечены за счёт урезания иных важных статей. В итоге никакой практической пользы от этой деятельности страна не получит.

Я рискну предположить, что Владимир Путин понимает всё это не хуже нас с вами. И не давит на Правительство именно потому, что сам опасается этих глобальных перемен. В таком случае остаётся только один вопрос — есть ли у него альтернативный, менее травматичный план по выходу из кризиса, или он просто, также как и все, надеется на изменение «внешней конъюнктуры»?