Завершается четвертый год работы нынешнего правительства. Вместо ожидаемой стабилизации ситуации и пусть небольшого, но постепенного роста экономика падает. Причем падение началось на втором году пребывания при власти действующего президента и премьера. Что уже никак невозможно объяснить происками «попередникив» или иными, более объективными обстоятельствами. Прошлый год Украина умудрилась закончить с падением ВВП, став единственной страной-членом СНГ с «минусом» в экономике. Нынешний год закрепит данную тенденцию.
Падение производства
Согласно официальным данным, рецессия в Украине началась со второго полугодия 2012 года. Падение промышленного производства в Украине продолжается уже 17 месяцев. В октябре 2013-го уровень спада составил 4,9% по сравнению с прошлым октябрем. По итогам 10 месяцев спад в промышленности превышает 5%. Последний раз рост украинской промышленности фиксировался Госстатом еще в мае 2012 года.
Частично это обусловлено внутренней экономической политикой правительства, а частично и внешнеэкономической, и внешнеполитической деятельностью власти. Стремление как можно скорее создать Зону свободной торговли с ЕС без оглядки на экономические риски данного шага привело к тому, что, еще не получив никаких выгод от данного процесса, потери уже в наличии.
Спустя три квартала текущего года в Кабмине наконец-то заметили последствия экономического противостояния с РФ. В начале ноября премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что Украина потеряла 25% товарооборота с Россией. Очевидно, это далеко не единственная потеря. Просто остальные не так заметны на ее фоне.
Возможно, ситуацию получится исправить в будущем году. Известно, что по поручению заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина должна быть сформирована рабочая группа по организации промышленной кооперации с Украиной. По заявлению Николая Азарова, планируется в декабре начать переговоры с Россией о восстановлении нормальных торгово-экономических отношений. «Основная наша цель – восстановить нормальные торгово-экономические отношения с Россией. С начала декабря мы садимся за стол переговоров о восстановлении торгово-экономических отношений, будем обсуждать дорожную карту развития двусторонних отношений», – подчеркнул глава правительства Украины.
Бюджеты на пороге банкротств
Согласно результатам опроса, проведенного Ассоциацией городов Украины среди своих членов, по состоянию на октябрь Госказначейство заблокировало почти 1,6 млрд. грн. средств местных бюджетов. Если экстраполировать этот показатель на все органы местного самоуправления в Украине, получается, что сейчас в Госказначействе заблокировано более 6 млрд. грн. И это неудивительно, так как в казне просто нет денег. По официальным данным, входящее сальдо единого казначейского счета в ноябре 2013 составило 410 млн. грн. Это рекордный минимум за последние 10 лет (меньше денег в казне было только на начало августа 2003 года). Так что в ноябре-декабре следует ожидать продолжения задержек с социальными выплатами, финансированием незащищенных статей госбюджета и особенно - региональных бюджетов.
Дефицит госбюджета за три квартала текущего года составил 35,21 млрд. грн., что на 11 млрд., или на 45%, больше, чем за этот же период в прошлом году (24,38 млрд. грн). Этот дефицит уже восполняется эмиссией. Монетарная база за период с января по сентябрь текущего года выросла на 29,3 миллиарда гривен (на 11,5%), или в три раза больше аналогичного показателя за прошлый год.
Национальный банк вышел за ранее установленные им рамки денежно-кредитной политики, которая предусматривает увеличение показателя объема денег в обращении на уровне от шести до восьми процентов по итогам 2013 года. К концу года разница будет еще заметнее, ведь никаких внутренних источников для наполнения госбюджета нет.
Предпринимаемые попытки как-то сбалансировать ситуацию за счет введения новых налогов лишь ухудшат ситуацию. Поскольку напоминают попытки ловить рыбу с помощью осушения озер или охотиться на дичь – поджигая лес. В частности, для наполнения Пенсионного фонда готовится возвращение налога на валютообменные операции. А Министерство доходов и сборов предлагает в структуре налога на роскошь ввести трехпроцентное налогообложение взносов в капитал обществ, ценных бумаг и корпоративных прав на сумму свыше 1 млн. грн. НБУ уже продлил нормы по обязательной продаже 50% валютной выручки экспортеров до мая 2014 года, что способствует дальнейшему ухудшению состояния дел у отечественных экспортеров.
Рост долгов и проедание резервов
Украина до конца этого года должна погасить 17,7 миллиарда гривен внешнего долга. «В ноябре мы должны погасить 13,5 миллиарда гривен, за декабрь – 4,2 миллиарда гривен», - заявила директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галина Пахачук.
Согласно официальным данным, по состоянию на 30 сентября 2013 г. государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 552 млрд. грн. ($69,06 млрд.), в том числе государственный и гарантированный государством внешний долг – 290,47 млрд. грн. ($36,34 млрд.) и государственный и гарантированный государством внутренний долг – 261,53 млрд. грн. ($32,72 млрд.)
То есть каждый украинец обязан выплатить по кредитам, которые не брал и которыми не пользовался, примерно 12 000 грн., или $1500.
Четыре года назад (по состоянию на 31 декабря 2009 года) государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 316,88 млрд. грн. ($39,68 млрд.), то есть на 240 млрд. грн. меньше, чем сейчас.
За последний год золотовалютные резервы (ЗВР) Украины «ужались» на четверть. По состоянию на 1 ноября 2013 г., по предварительным данным, они составили $20,632 млрд. (на 1 ноября 2012 г. – $25,376 млрд.).
За последний месяц они сократились на 4,7%, на 1 октября их объем составлял $21,639 млрд.
Но произошло не только падение объемов ЗВР, существенно изменилась и их структура. Если в ноябре 2012 года собственно валюты в резервах было $7,385 млрд., то сейчас в два раза меньше. То есть живых денег, которые можно потратить, осталось на покрытие двух-трех месячного объема критического импорта.
Вскоре ЗВР рискуют дополнительно и внепланово «похудеть». А в августе текущего года финансово-инвестиционный фонд из Калифорнии выкупил государственные облигации Украины. Если случится дефолт, то по ходатайству юриста будет наложен арест на золотовалютные резервы (ЗВР) Украины, которые будут находиться в пределах юрисдикции США.
Деньги бегут из Украины
Не удивительно, что, опасаясь новых потерь, владельцы бизнеса активно выводят деньги из Украины. По данным Госстата, за три квартала текущего года только на Кипр было выведено $5,37 млрд. Объем прямых инвестиций (акционерного капитала) из Украины на 1 октября 2013 г. составил $6,568 млрд. Это почти в 4 раза больше, чем было получено нашей страной в виде прямых иностранных инвестиций за тот же период. За январь-октябрь 2013 года иностранные инвесторы вложили в Украину $3,722 млрд. акционерного капитала, при этом изъяли - $2,4 млрд. Таким образом, чистый приток прямых иностранных инвестиций за отчетный период составил $1,27 млрд. Это почти вдвое меньше, чем в январе-октябре прошлого года ($2,6 млрд).
Любопытно, но объем инвестиций на душу населения в Украине на 20% меньше, чем уровень долгов. По состоянию на 1 октября 2013 года объем накопленных прямых иностранных инвестиций (включая акционерный капитал нерезидентов), внесенных в экономику Украины с начала инвестирования, составил $56,565 млрд., что в расчете на душу населения составляет $1,246 тыс. (долгов – $1,5 тыс.).
Физическое вымирание
По оценкам экспертов ООН, более 2% населения Украины живет в многомерной бедности. Украинские же исследователи говорят как минимум о 3% граждан, которые систематически не доедают. Между прочим, украинцы за время независимости стали одним из беднейших народов мира, об этом свидетельствует последнее исследование о мировом богатстве Global Wealth Report, подготовленное аналитиками швейцарской Сredit Suisse.
Бедность и невозможность получить доступ к качественному медицинскому обслуживанию приводит к депопуляции.
Численность населения Украины по состоянию на 1 октября 2013 года составила 45 млн. 455 тыс. человек, почти на 12 тысяч меньше показателя за сентябрь текущего года. Всего же естественное сокращение населения в январе-августе этого года составило 117,7 тыс. человек. Коэффициент естественного прироста составил «минус» 3,5 на тысячу жителей. В ноябре 2012 года численность населения Украины составляла 45 млн. 560 тыс.
Напомню, что по итогам первой и единственной Всеукраинской переписи населения, проведенной в 2001 году, общая численность наличного населения Украины составила 48 млн. 457 тыс. человек. За 12 лет уровень депопуляции составил 3 млн. человек. Если же за точку отсчета принять предыдущую перепись, 1989 года, когда в Украине проживали 51 млн. 707 тыс. человек, то прямые потери составят более 6 млн. человек.
Перепись населения в Украине откладывается уже третий год подряд, и судя по тому, что в 2014 году ее проведение не планируется, а в 2015 году будут выборы президента, что тоже помешает проведению переписи, то ранее 2016 года никто не узнает, какова же в действительности численность населения Украины. Может оказаться, что она уже давно менее 40 млн.
Надежда на будущее
Кабмин своим распоряжением от 21 ноября № 905-р приостановил процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Буквально за неделю до принятия окончательного решения правительство вдруг заметило, что ассоциация обойдется Украине в $160 млрд., а этих денег у страны нет. Хотя об этом уже много лет говорят и пишут как украинские, так и иностранные эксперты. Если такая позиция властей является результатом анализа ситуации, то это позитивный момент, и тогда появляется шанс на выведение экономики из кризиса, в первую очередь за счет восстановления внешнеэкономических связей со странами ТС. Если же это лишь тактический шаг, а взятый «евроинтеграционный тайм-аут» будет использован исключительно для торга с РФ и ЕС за получение средств для решения внутриукраинских проблем, то ситуация лишь усугубится.
Украинская власть живет надеждой на чудо. Периодически меняется только вектор, откуда это самое чудо ждут. ЕС, Россия, Китай, США – отовсюду ожидается помощь. Но если и дальше она будет проводить хаотическую многовекторную политику и не определится со своим геополитическим выбором, то помощи не будет. Ненадежный и непредсказуемый партнер никому не интересен. Пауза в евроинтеграции - это всего лишь возможность еще раз взвесить все «за» и «против». И если эта пауза затянется, то стоит ожидать только ухудшения отношений со всеми соседями. Никто не будет вкладывать денег в страну без гарантий стабильного и взаимовыгодного сотрудничества.
Проблема не только в неопределённости, но и в том, чтобы правильно оценить тот огромный масштаб рисков, которые исходят от ЗСТ Украины с ЕС, ибо выбор - ЕС/ТС далеко не симметричен. Приостановка подготовки к созданию Зоны свободной торговли с ЕС означает для Украины шанс уже в ближайшее время исправить тяжёлую экономическую ситуацию. Но чем дольше будет период неопределенности, тем больше вероятность, что Таможенный союз и Европейский союз урегулируют все свои экономические интересы без участия Украины.