Великий китайский пузырь
Крупнейшая экономика Азии, вторая экономика мира. Страна, подминающая под себя азиатских соседей. Второй в мире потребитель нефти. Крупнейший держатель американских ГКО. Половина из топ 10 мировых банков по активам родом отсюда.
Перед гигантом есть, конечно, и проблемы, например, плохая экология, слишком сильная ориентация на экспорт, дорожающая рабочая сила. Однако правительство предпринимает ряд мер, чтобы решить эти вопрос: вынос грязных производств в соседние страны, модернизация существующих заводов, переориентация на внутренний спрос.
Нет, я не про Китай.
Я про страну, которая сейчас имеет самое большое в мире отношение долг/ВВП, огромный платёжный дефицит, разваливающиеся на глазах промышленные гиганты и 20 лет кризиса за спиной. Про Японию.
Конечно, напрямую сравнивать эти страны нельзя, слишком они разные географически, по населению, в военном плане и другим параметрам. Но как уже стало видно (и станет сейчас ещё яснее) есть немало общего.
Как уже было сказано, к началу девяностых Япония, действительно, была сильнейшим игроком на мировой арене и даже была сопоставима с США. К началу 90-х экономика Японии была сильно перегрета. Кредиты были дёшевы, а под залог безумно дорогой недвиги (подорожавшей из-за этого же пузыря) давали их легко и в больших количествах, кроме того западные банки очень охотно кредитовали японские компании. Потом правительство решило немного остудить рынок, повысив ставки, но вывод денег западными компаниями превратил легкое сдутие рынка в коллапс, от которого японцы не могут оправиться и сейчас.
Запомнив это, перейдём, наконец, к Китаю.
Новости из Поднебесной всегда поражают масштабами и смелостью планов. Чего стоит только стремительный рост, который каждый месяц мы наблюдаем в Олимпиаде Леммингов. Как оказывается, рост этот имеет обратную сторону.
Вот как выглядят долги китайских корпораций:
На картинке — отношение долга к общим активам для нефинансовых компаний среди стран БРИКС по данным МВФ. Как видно, для китайских компаний это значение превысило 100%.
Чтобы не отставать от других компаний, китайским промышленникам приходилось всё больше и больше наращивать производство, возводя новые заводы, разумеется, за счёт долгов. Дешёвые кредиты и двузначные темпы роста экономики это позволяли. Замедление темпов роста и ограничение правительством кредитования (чтобы сдуть пузырь), с одной стороны вызвало рост теневого банковского сектора (о нём мы уже писали ранее), с другой — остановку множества строек, простой мощностей и как следствие банкротства. Часть компаний было спасено государством, однако правительство Китая уже заявило, что всех спасать не будет (и как мы увидим дальше, и не сможет).
Теневой сектор банковской системы Китая:
При этом ставки по этим кредитам совершенно грабительские.
(сплошным — проценты по корпоративным кредитам с учётом теневого банковского бизнеса)
К сожалению для Китая, это ещё не всё. Откуда же ещё спрос на эти огромные мощности, если во всём мире спрос падает? Во многом спрос со стороны государства. Стройки новых городов, тысяч километров дорог, железнодорожного полотна и т.д. Правда, это в свою очередь привело к появлению городов призраков, про которые мы неоднократно писали, которые заполнены в лучшем случае на половину и приходящие в упадок.
Но на это тоже нужны деньги. И их тоже приходится брать в долг. Хитроумная схема позволила обойти муниципалитетам закон, запрещающий наращивать долговое бремя. Брать в долг могут государственные финансовые корпорации, созданные муниципалитетами (разумеется, под гарантии местного правительства). По мнению китайских аудиторов, «долговая проблема регионов вышла из-под контроля и может стать серьёзнее, чем ипотечный кризис в США» (заявление было весной этого года). Летом было объявлено о новом аудите муниципальных долгов. Сделать это пришлось, так как даже министр финансов Китая не поверил результатам исследования Национального Аудитора.
Вот как выглядит рост локального долга по мнению Аудитора
а вот так по мнению министра финансов выглядит общий госдолг:
Чистый внутренний долг Китая — самый большой среди развивающихся стран
(по оси абсцисс — чистый внутренний долг, по ординатам — ВВП на душу населения в тыс. долларов)
В целом, по данным Сосьете Женераль, рост долга составляет 20% г/г, при том что ВВП теперь растёт гораздо медленнее, чем раньше. С 2012 года разрыв в скоростях роста увеличивается. Летом, когда пошли активные разговоры о сокращении ФРС программы QE3, Китай накрыл кризис ликвидности. Ставки краткосрочного кредитования выглядели в то время так:
Пока Народный Банк Китая не вмешался, дело выглядело крайне скверно. При этом недавно мы видели, что проблемы сохраняются. Возможности привлечения денег на долговом рынке для китайских банков и нефинансовых компаний радикально сокращаются, а ставки по государственным облигациям на максимумах за 6 лет. Таким образом, видно, что США способно активно влиять на ситуацию с ликвидностью в Китае и при желании может нанести сильный удар по ней.
«Японская» проблема с пузырём на недвиге для Китая также имеется. Не в той степени, но 20% в год в Гуаньджоу — это серьёзно.
Это рост стоимости недвиги за год в 70 крупнейших городах Китая (жёлтый — март 2013, оранжевый — сентябрь 2013). Кризис в Японии в 90-х, Испания сейчас хорошо показали, что жильё, которое быстро дорожало, дешевеет ещё быстрее. А ипотечный кризис в США показал, что это правило касается даже самых крупных спекулянтов.
Повторит ли Китай печальный путь Японии или нет, покажет время, может быть и выберутся. Но в любом случае ситуация там не такая радостная, как может показаться, когда читаешь новости о новой тысяче заводов, открытых в прошлом месяце. К большому сожалению, если не выберутся, то Россию это коснётся самым непосредственным образом. Спрос со стороны Китая составляет немалую часть дохода наших компаний и как следствие доходов бюджета.
Информационный центр Aftershock. Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|