Чтобы выяснить, правильно ли рынки понимают значение тех или иных политических событий, американские экономисты обратились к истории. Они изучили индекс цен на рабов в южных штатах США накануне гражданской войны 1861 - 1865 годов
Кембридж. 15 ноября. FINMARKET.RU - В современном мире одна плохая новость - сбитый на Ближнем Востоке самолет, пожар, даже самоубийственная атака очередного маньяка с винтовкой - может обвалить акции самых надежных компаний. Но насколько адекватно рынки оценивают реальную значимость тех или иных событий?
Исследование Чарльза Каломириса из Колумбийского университета и Джонатана Притчетта из университета Тулейна проливает на этот вопрос свет.
Война Севера и Юга как угроза для рынка работорговли
Понять, правы рыночные игроки или нет, можно, когда исход тех или иных событий уже известен. Поэтому для своего анализа экономисты выбрали пятилетку, предшествовавшую гражданской войне южных и северных штатов США, которая в 1865 году положила конец рабству.
Война Севера и Юга стала поворотной точкой в американской экономике. До 1861 года страна фактически была разделена на два отдельных государства с разными экономиками: в северных штатах процветал капитализм, в южных царило рабство. При этом друг без друга они существовать не могли. На аграрном Юге производилось сырье (хлопок, рис, табак и сахарный тростник), на промышленном Севере оно обрабатывалось.
Противоречия между штатами нарастали постепенно и достигли апогея в 1860 году, когда президентом американцы избрали кандидата от только что созданной Республиканской партии адвоката Авраама Линкольна. Линкольн объявил, что все новые штаты, входящие в состав США после 1860 года, будут свободны от рабства. Для южан это означало потерю большинства в Конгрессе и проигрыш по всем спорным политическим вопросам.
В начале 1861 года шесть южных штатов вышли из состава Союза и создали Конфедерацию Штатов Америки. Чуть позже к ним присоединились еще 5 штатов. В апреле начались боевые действия, они длились больше четырех лет. После победы северян рабский труд в США был навсегда отмен, а некогда всемогущие южные плантаторы разорились.
Войне предшествовало множество политических событий, которые должны были оказывать влияние на цены на рынке рабов. Каломирис и Притчетт проанализировали, как рабовладельцы их интерпретировали. Помог им в этом индекс цен на рабов.
Рабы как ценный финансовый актив
Для исследования ученые использовали данные продаж рабов в 1856-1861 гг в Новом Орлеане. В штате Луизиана рабов в правовом отношении приравнивали к недвижимости, поэтому их покупка и продажа должны были быть нотариально заверены. В документах указывались все необходимые подробности - имена и возраст рабов, информация об их профессии и стоимость сделки.
В это время Новый Орлеан был самым большим городом на Юге и крупнейшим рынком рабов. За "покупками" туда приезжали рабовладельцы со всех уголков Союза, поэтому местные цены должны отражать динамику по всей стране.
В XIX веке в США рабы были ценным финансовым активом. Ежегодно в стране продавалось около 3 600 человек. Экономисты оценивают объем рынка накануне войны в $2,7 - 3 млрд (в долларах 1860 года). Стоимость рабов отражала ожидания будущих доходов их владельцев.
Очевидно, что угроза войны против рабства должна была снизить цены на рынке. Однако, оказалось, что рынки не всегда правильно понимали политический процесс.
- В период с октября 1856 по февраль 1857 года цены на рабов выросла примерно на 11%. В марте 1857 года суд вынес решение по знаменитому делу Дреда Скотта. Чернокожий раб потребовал освободить себя и свою жену, поскольку они вместе с хозяином проживали в штате, где рабство было запрещено законом.
- Судья решил, что раз у Скотта нет гражданства, то у него нет и права обращаться в суд. Несмотря на это позитивное для южан событие, цены на рабов к ноябрю снизились на 13%.
- В течение следующих двух лет на рынке наблюдалось ралли - стоимость рабов выросла примерно на 39%. Рабовладельцев не смутило неудачное восстание сторонников отмены рабства в небольшом городке в штате Харперс Ферри (штат Вирджиния), ни принятие Конституции, запрещающей рабство в штате Канзас.
- К лету 1860 года цены на рабов достигли пика.
- После номинации Линкольна на пост президента цены стали снижаться. Начиная с сентября 1860 года аукционисты из Ричмонда - "Беттс и Грегори" - советовали своим клиентам продавать рабов. "Хотя цены в настоящее время высоки, они скорее всего пойдут вниз", - писали бизнесмены.
- Их прогноз сбылся очень быстро - уже через месяц они упали на 17%.
- С избранием Линкольна в ноябре президентом США дела у работорговцев пошли еще хуже. Торговце Дикинсон и Хилл писали, что "финансовый кризис все еще продолжается и, вероятно, не закончится в следующие несколько месяцев, надежд на политические изменения нет".
- К началу войны в апреле 1861 годы цены упали еще на 24%. Восстановлению цен не помогла даже победа войск Конфедерации в первом крупном сражении при Манассасе.
Почему рынок реагировал на одни новости и не реагировал не другие
Возможно рынок не всегда реагировал на политические новости, потому что на индекс цен на рабов влияли другие факторы? Чтобы отделить остальные события, Каломирис и Притчетт решили построить модель, которая учитывала бы все рыночные реалии.
Поскольку большая часть подневольных работников трудилась на хлопковых полях, наибольшее влияние на рынок рабов оказывал рынок хлопка. Экономисты XIX века считали, чтоувеличение цены хлопка на 1 цент вело к росту стоимости раба на $100.
В течение первое половины XIX столетия цены на хлопок были очень волатильны. Однако в предшествующее войне десятилетие они начали стабилизироваться. Политические события не оказывали на них большого влияния.
После решения по делу Дреда Скотта стоимость хлопка поднялась на 5%, которые нельзя считать статистически значимыми. Тоже самое со стоимостью сырья произошло и после отказа принять конституцию Лекона, разрешающую рабство, в Канзасе. Номинация Линкольна привела к тому, что цены на хлопок выросли на 5%.
В результате очищенный индекс цен на рабов не сильно отличается от первоначального. Реакция рынка рабов даже накануне войны была очень слабой. С середины 1860 года до лета 1861 года стоимость подневольных рабочих упала примерно на треть. Это падение сопоставимо с рынками, которым война не угрожала непосредственно. Так, с мая 1860 по апрель 1861 года акции южных железных дорог упали на 23%.
Таким образом получается, что участники рынка рабов не смогли оценить значимость происходящих стране событий, которые в конечном итоге и уничтожили этот рынок.