Инвесторы должны по-новому взглянуть на Россию
В этом году я столкнулась с западным журналистом, который бродил по московским улицам в поисках бездомных, чтобы снять их. Похоже, он был разочарован, когда не смог найти ни одного, чтобы сделать кадры «настоящей России».
Не знаю, чего именно он ждал – может быть, людей, которые хлещут водку из бутылок, сидя верхом на медведях посреди Красной площади – но его отношение является типичным для значительной части западных СМИ, пишущих о моей второй родине.
Россия – это не только водка, мороз, Pussy Riot, законы против геев, грызущиеся между собой олигархи и периодические аресты известных противников ее президента. Такую огромную, сложную и динамичную страну просто невозможно описать несколькими тезисами.
Нельзя сказать, что вышеперечисленные темы не следует обсуждать в свободной прессе. Невозможно отрицать, что есть масса вопросов по поводу того, как в этой стране относятся к личным свободам и к антикремлевской оппозиции. Но ситуация в России не столь плоха, как это пытаются изобразить западные средства массовой информации, и хорошее там перевешивает плохое для тех иностранцев, которые хотят вкладывать в эту страну свои инвестиции.
Будучи генеральным директором крупнейшей в России компании электронной торговли Ozon, я часто разговариваю с профессиональными инвесторами. Общее настроение, царящее на поверхности, таково: когда вкладываешь деньги в России, надо просто учитывать более высокий коэффициент риска, который действительно выше, чем в большинстве стран мира. А когда я прошу их разъяснить свою позицию, они обычно дают такой ответ: Россия невероятно огромна, и это не демократия – а поэтому она изначально является рискованной страной.
Конечно, с тем, что Россия огромна, не поспоришь. На самом деле, это стремительно развивающийся колоссальный рынок из 142 миллионов потребителей, число которых увеличивается. Россия, которая в 2012 году вступила во Всемирную торговую организацию, стала девятым по величине потребительским рынком в мире. Там самый крупный в Европе рынок сотовых телефонов. Согласно оценке ACM Co, там в пользовании находится 260 миллионов телефонов. А согласно данным доклада Internet World Stats за 2012 год, в России 68 миллионов интернет-пользователей. В этом году компания Ernst & Young поставила Россию на шестое место в мире по привлекательности для прямых иностранных инвестиций.
Мы можем и дальше искать и находить соответствующие цифры, такие как самый низкий за всю историю уровень безработицы в России (5,4%). Но главная идея заключается в том, что основания для оптимизма относительно российской экономики и перспектив ее роста есть, и особенно в цифровой сфере.
А что касается заявлений некоторых инвесторов о недемократичности России, то я бы сказала, что демократия и стабильная деловая атмосфера – это две совершенно разные вещи. Вы посмотрите, что произошло в демократической республике Кипр, где банковская система рухнула буквально мгновенно. Или как инвесторы на протяжении многих лет закачивают деньги в Китай, хотя там свободы выражения – да и демократии, раз уж на то пошло – гораздо меньше, чем в России.
А что можно сказать о коррупции, которую часто приводят в качестве еще одной причины, убеждая инвесторов не искать в России новые возможности? Будучи человеком, который руководит в России большой международной компанией с двумя тысячами сотрудников, занимающейся пятью видами бизнеса, я могу прокомментировать такие заявления, исходя из личного опыта. У Ozon политика нулевой терпимости к любой форме коррупции, и компания за 15 лет работы не дала ни единой взятки. Нам удается развиваться, оставаясь в стороне от призрачной культуры взяток, «благодарностей» и откатов. А это значит, что так могут жить и работать и другие.
Конечно, коррупция имеет место – и я бы добавила к этому, что она имеет место во многих странах, в том числе, во многих странах Запада. Но вопрос в том, насколько широко она распространена, и действительно ли ее последствия для стабильности деловой среды так велики, как об этом говорят некоторые средства массовой информации и инвесторы.
На мой взгляд, бюрократия в России – это более серьезная проблема. Здесь это настоящее прожорливое животное, которое надо постоянно кормить, поскольку аппетит у него не ослабевает. Законодательство здесь исключительно сложное, основано оно на бумаге и требует целые батальоны юристов и бухгалтеров. А от директоров, таких как я, оно требует подписей в трех экземплярах. Такие сложности вплетаются почти во все аспекты повседневной жизни бизнеса, и дело доходит до того, что тебя могут «поймать» на неисполнении каких-то непонятных законов, о существовании которых ты даже не подозревал.
Еще одна область, требующая капитальной перестройки, это базовая инфраструктура, такая как транспорт и связь.
Несмотря на растущее богатство России, на ее богатую историю, на первоклассную школьную систему, в стране по-прежнему отсутствуют дороги и широкополосная связь (не говоря уже о скоростях), которые необходимы для обеспечения быстрого развития. Несомненно, России предстоит еще долгий путь по меркам Запада. Но в истории не было лучшего времени для того, чтобы родиться в этой стране. Люди просто никогда не жили лучше, чем сейчас.
Россия, являющаяся ведущим в мире экспортером энергоресурсов, никогда не была более индустриализированной, а ее трудовые ресурсы никогда не были более образованными. При этом у них появляется все больше доходов, чтобы тратить их как в интернете, так и за его пределами.
Если мировой финансовый кризис произвел во всем мире мощное и длительное опустошение, то экономические показатели в России сохранились на довольно неплохом уровне. Ни один банк в стране не обанкротился, а правительство, несмотря на все его недостатки, обеспечило стабильную политическую обстановку, показав, что оно в состоянии контролировать инфляцию.
По данным Morgan Stanley, у России низкий объем внешнего долга, составляющий всего 31% от ее ВВП. В прошлом году в стране было обеспечено активное сальдо текущего платёжного баланса в размере 3,6% от ВВП, а также бюджетный профицит в 0,4%. Сколько западных стран может сказать то же самое?
Далее, в России высоки образовательные стандарты, и там техническое образование лучше, чем в большинстве, если не во всех европейских странах. Поэтому неудивительно, что россияне часто неоспоримо господствуют на состязаниях по компьютерному программированию, проходящих в разных странах мира.
В США у частных инвесторов обычно полно денег, но там конкуренция настолько сильна, что им приходится тратить время на поиск достойных возможностей. В России же все наоборот. Там система бизнеса намного моложе, а это значит, что стартапов в стране немного, а возникшим начинающим компаниям трудно собрать необходимый капитал.
Вывод из всего этого можно сделать такой: Россию часто и ошибочно считают рискованной страной для вложения инвестиций, и делается это по неверным причинам. Но действительность такова, что хотя в России происходит немало плохих вещей, они случаются и в других странах. Другой факт заключается в том, что в России сильная экономика, имеется настоящий потенциал роста для многих предприятий, и велики возможности для получения неплохих дивидендов от инвестиций. Игнорировать эти реалии – себе в убыток.
Маэль Гаве – генеральный директор самой крупной интернет-компании розничной торговли в России OZON. В 2012 году она вошла в список Fortune «40 моложе 40». Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|