Министерство экономического развития во главе с Алексеем Улюкаевым поведало журналистам о том, какой будет экономическая система развития в последующие годы – вплоть до 2030-го. Как оказалось, манны небесной и суперрывка экономической системы ожидать не стоит, среднегодовой рост в Минэкономразвития (МЭР) определили на уровне 2,5% в год. По итогам текущего года планка экономического роста может застыть на уровне 1,9-2%, что ниже первоначальных прогнозов (в начале текущего года) того же МЭР на 1,7-1,8% (почти вдвое).
Для экономики России на период 2013-2030 года Алексей Улюкаев определил и название: консервативная. Это говорит о том, что по прогнозам МЭР, никаких кардинальных перемен в ближайшие 17 лет в экономическом развитии ожидать не приходится, продолжится более чем серьёзное доминирование сырьевого сектора со сворачиванием так называемых инвестиционных проектов. Другими словами, чиновники министерства экономического развития объявили, что по сути никакого развития ждать не стоит – главное: удержать те позиции, на которые российская экономика вышла ко дню нынешнему.
Что ж, замечаем, что прогноз реалистичный – уже без каких-либо далеко идущих планов, без бурного оптимизма, без наполеоновских идей в экономическом секторе. С одной стороны это хорошо, что в МЭР РФ называют вещи своими именами и не дают размечтаться о «небесных кренделях», но с другой стороны получить информацию о том, что такая страна как Россия, выражаясь спортивным языком, переходит на «удержание счёта» вплоть до 2030 года, как-то, мягко говоря, нездОрово…
Каковы же причины признания нашей экономики даже представителями власти «консервативной»? Причин много. В самом Минэконоразвития среди таких причин называют исчерпание существующей модели экономического роста, которая основывается на конъюнктуре внешней торговли. Другими словами, даже если мы решим продавать за рубеж в два раза больше энергоносителей, чем сегодня, это не даст экономике ощутимого прироста. Дело в том, что для двукратного роста экспорта тех же углеводородов нужно, как минимум, наращивать внутренние производственные мощности (а, как максимум, ещё и рынки сбыта расширять), а такое наращивание упирается в износ фондов и сложности с разработкой новых масштабных месторождений. То есть, чтобы экспорт нарастить, нужно произвести существенные вложения в сектор, к чему далеко не все игроки на сырьевом рынке сейчас готовы. Для этого нужна воля, а когда деньги идут сегодня, то о завтрашнем дне представители крупного бизнеса вряд ли задумываются. Получать прибыль сейчас – это одно, а вот вкладываться сейчас, чтобы получить прибыль завтра, а то и послезавтра – совсем другое.
Есть и ещё одна причина, которая проливает свет на переход российской экономики в плоскость самосохранения. Причину эту озвучили представители Верхней палаты парламента. Одним из них стал сенатор Сергей Рябухин, который раньше работал в палате Счётной. По его словам, за последние 20 лет из российской экономики через оффшоры было выведено от 800 миллиардов до 1 триллиона долларов. Сенатор не пояснил, откуда ему известно о выводе из России именно этой суммы. Если об этом он узнал только сейчас, то вопрос: когда успел сосчитать и по каким, скажем так, вводным данным? Если о выводе триллиона знал ещё во время Счётной палаты, то какие меры были приняты, чтобы остановить грандиозный по своим объёмам отток капитала, в том числе, и в теневой сектор?
Вместо ответов на эти вопросы Сергей Рябухин заявил, что в Совете Федерации на 21 ноября намечены парламентские слушанья, которые будут посвящены деоффшоризации российской экономики. Сенаторы собираются обсудить то, как на законодательном уровне вернуть в Россию и заставить работать на российскую финансовую систему те средства, которые в разное время были выведены в оффшорные зоны, и как не допустить нового оттока капиталов.
Сергей Рябухин:
Мы привлекли к работе сразу несколько ведомств экономического и силового блока правительства РФ. Мы хотим не только подвести итоги, понять, что сделали ведомства для выполнения поручений президента, но и выработать предложения для внесения поправок в Налоговый, Бюджетный и Уголовный кодексы.
В этом случае можно сказать только одно: лучше поздно, чем никогда. Сотни миллиардов рублей в разное время уплывали неизвестно куда, а сенаторы, слава богу, только сейчас решили собраться и обсудить проблему, выдвинув идеи о том, как же всё-таки оффшорную калитку прикрыть…
Можно сделать над собой усилие и допустить, что совместно ветви нашей власти примут законодательное решение, которое будет направлено на перекрытие кислорода тем, кто собирается выводить средства, а также на возврат выведенных ранее из экономики средств с привлечением к уголовной ответственности виновных лиц. Но вот будут ли эффективно работать новые законы? Надеяться на то, что выведенный триллион вдруг окажется снова в российской финансовой системе, да ещё и начнёт работать на рост ВВП страны, конечно, можно, но только вряд ли такая надежда воплотиться в реальность. Не для того эти средства выводились, чтобы возвращаться обратно по взмаху законодательной волшебной палочки. Нет, новые законы в этом секторе, безусловно, нужны, но в реальности они смогут действовать (если вообще смогут в сегодняшних условиях) в виде барьера для осуществления новых операций по выводу средств в оффшорные зоны. Чтобы вернуть уже выведенное, сил у нынешних законодателей точно не хватит. Кстати, если бы правоохранительные органы имели возможность копнуть поглубже, то и среди (политкорректно выразимся) бывших представителей законодательного, исполнительного и судебного корпуса можно было бы без особого труда найти дам и господ, наладившись пути вывода огромных средств за кордон. Но пока всё это в режиме «если бы да кабы»…
Итак, экономика России может задышать полной грудью, если с оттоком капитала будет покончено. Будем надеяться, что так оно и будет: и на то, что «покончено», и на то, что «полной грудью».
А пока с оттоком не покончено, нужно обратиться к другим вариантам маневров для увеличения темпов экономического роста. Не так давно о них говорил президент Путин. Речь зашла о том, как эффективно распорядиться средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ), в котором сегодня сосредоточена сумма почти в 2,85 трлн. рублей. Путин отметил, что все деньги из Фонда тратить не станут, чтобы сохранить «подушку» экономической безопасности, а вот процентов 40 пустить на инфраструктурные проекты власти готовы. Главные проекты для инвестирования из средств ФНБ: модернизация железных дорог (в первую очередь БАМа и Транссиба), строительство ЦКАД (Центральной кольцевой автомобильной дороги), модернизация Московского авиаузла и масштабные вложения в инфраструктуру Дальнего Востока.
Реализация столь масштабных проектов действительно может позволить выйти на существенный экономический рост с одновременным снижением безработицы и повышением инвестиционной привлекательности. Но всё так и будет лишь в том случае, если деньги, скажем прямо, не разворуют, не пустят «за околицу» с последующими многосерийными коррупционными скандалами, муссирующимися в СК РФ и СМИ. То есть если государственная система контроля расходования этой огромной суммы (40% ФНБ) будет налажена, если появится ещё и возможность широкого общественного контроля реализации проектов, то дело пойдёт. Если же проект зашагает по старым «граблям», то остаётся только возвращаться к прогнозам МЭР о «консервативной» экономике…
P.S. Пока представители власти ищут пути решения проблемы низкого экономического роста, «Роснано» предлагает строить нанодома для переселения жителей из ветхого жилья… «Нанодом» - термин от представителей упомянутой компании. Первый такой дом, как анонсируют в компании Анатолия Чубайса, появится в Москве после того, как проект утвердит главный архитектор столицы. Нанодом представляется буквально чудом инженерной мысли: 15-этажное здание с наличием систем «рекуперации и утилизации тепла», энергоэффективным остеклением, системами обеззараживания воздуха ультрафиолетом и даже (о, Мадонна!) аппаратами по минерализации воды и стальными конструкциями с газотермическим напылением. Но самое главное, что «нанодом» обойдётся бюджету примерно на 15% (это по самым скромным подсчётам) дороже дома обычного (соответственно, и «наноквартиры» будут дороже обычных московских на 15%)…
"Нанодом" от "Роснано"
А мы рассуждаем про какое-то возвращение утекших капиталов…
Использована графика с сайтов profi-forex.org и rusnanonet.ru