Я в последнее время редко комментирую, что называется, «проходные» события. И времени нет, да и смысла тоже, поскольку существенную роль начинают играть куда более сложные и важные процессы. Но иногда случаются вещи, на которые стоит обратить внимание. Просто потому, что они показывают о развитии событий куда больше, чем многословные комментарии и официозные статьи.

В частности, в последние месяцы мы видим активные попытки объяснить народу, что кризис, в общем, заканчивается. Попытки эти делаются уже не в первый раз, но сегодня к ним привязываются разные действия, которые для некоторых участников, безусловно, станут необратимыми. Грубо говоря, им предлагают совершить некоторые весьма спорные действия, объясняя это тем, что, хотя сегодня они и не выглядят очевидно правильными, но по мере восстановления экономики ... А на вопрос, какими они станут, если экономики ухудшится, следует ответ, что алармистские сценарии «приличные» люди не рассматривают, их изучают только маргиналы.

Таких историй сегодня много. Самая известная у нас – вступление Украины в число ассоциированных членов Евросоюза. Повторять банальные истины о последствиях этого вступления не буду, это уже сто раз обсуждалось. Однако сегодня уже даже сами адепты этого вступления не скрывают, что оно имеет смысл только в том случае, если экономическая ситуация в ЕС улучшится. А если ухудшится – то лучше не надо. Но дальше они смело говорят о том, что, ясное дело, «уже улучшается».

Ещё одна история – создание зоны свободной торговли между США и ЕС, которая предполагает отмену всех нетарифных ограничений для американских товаров на территории ЕС. Тут абсолютно такая же ситуация, как с Украиной, только роль Украины играет уже сам ЕС. И, в отличие от Украины, там есть силы, которые активно пытаются предотвратить, прямо скажем, смертельный сценарий для экономики Западной Европы. Именно эти люди активно продвигают информацию Сноудена, остановили начало интервенции в Сирии, да и много ещё чего делают. Но делают они это ровно потому, что понимают: никакого улучшения экономической ситуации не будет – напротив, нас ждут довольно сильные неприятности.

И вот теперь самое время сообщить о той новости, ради которой я, собственно, и начал писать настоящий текст. Выглядит она (в исполнении РБК) достаточно просто: «Аналитическое агентство S&P Dow Jones Indices присвоило Греции статус развивающегося рынка, говорится в официальном сообщении американской компании. Ранее греческий рынок имел статус развитого… Комментируя причины такого решения, эксперты агентства выделяют несколько факторов. Во-первых, фондовый рынок Греции существенно отстаёт от рынков развитых стран. Во-вторых, в последние несколько лет греческий рынок сильно уменьшился в объёмах. Кроме того, кредитный рейтинг Греции, который находится на уровне В-, что не соответствует критериям развитых стран (минимальный уровень для них - ВВ+)… Аналитики S&P Dow Jones Indices также обращают особое внимание на низкий показатель доступности рынка для инвесторов...» Дальше – уже не интересно.

Что означает это сообщение? Что надежды на спасение экономики Греции на этом закончились. Что руководство ЕС уже не возражает, что в составе этого образования могут быть не развитые страны, более того, неявно отсюда следует, что вытаскивать страны из «развивающегося» в «развитое» состояние лидеры ЕС не будут (иначе было бы легче сохранить Греции соответствующий статус). Наконец, что деньги, скорее всего, Греции больше давать не будут. Поскольку нечего.

Казалось бы, ну что такого? В современном ЕС есть страны и победнее Греции, так что о чём говорить? Но дело в том, что Греция – это символ спасения экономики от долгового кризиса. Если это спасение не удалось (а признание того статуса, от которого и спасали Грецию, и есть неудача всего проекта в целом), то это значит, что сама модель вытягивания бедных за счёт избыточного ресурса богатых больше использоваться не будет. И для бедных уже не вопрос, в чём причина – то ли банальная жадность, то ли просто этого избыточного ресурса у пока богатых просто уже нет. Главное – результат налицо.

Но есть и ещё одно важное обстоятельство, о котором имеет смысл поговорить. Грецию выкинули из числа развитых стран, причём, с учётом её долга и состояния экономики, навсегда. Но это не просто пример конкретной Греции, это ещё и типовой вариант решения проблемы. Если кризис настолько велик, что сохранить действующую модель для всех не получается, то есть два принципиально различающихся варианта. Первый – менять модель для всех. Второй – сокращать число тех, кто живёт в рамках этой модели.

Ситуация с Грецией показала, что обобщённый «Запад» выбрал второй вариант. А это значит, что за Грецией, по мере развития кризиса, последуют Испания и Италия, Южная Корея и Япония... Не сразу. Но последуют. Последними, скорее всего, останутся США и Германия (и, возможно, Китай). Но нет никаких оснований считать, что процессы деградации в какой-то момент остановятся. Во всяком случае, теория «неокономики», которая пока достаточно чётко подтверждается на практике, говорит как раз об этом. А это значит, что те ресурсы, которые сегодня можно было бы потратить на разработку и внедрение новой экономической модели, будут бессмысленно проедены теми, кто пока остаётся в списке «развитых» стран.

Это глупо и недальновидно. Но – соответствует типовому поведению человека в рамках начинающихся серьёзных кризисов.

Опубликовано: worldcrisis.ru