18 ноября 2011 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции, а 29 мая 2012 года в Астане на встрече глав государств-членов Таможенного союза был одобрен план работы по подготовке проекта Договора о Евразийском экономическом союзе.
В апреле 2014 года проект Договора будет вынесен для одобрения на заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Последним этапом создания нового экономического объединения станет подписание Договора в мае 2014 года президентами государств-членов нового Союза. Во второй половине 2014 года Договор о создании Евразийского экономического союза должен пройти ратификацию в парламентах присоединившихся к Договору государств и с 1 января 2015 года вступить в силу.
В настоящее время экспертами трёх стран ведётся огромная работа по устранению всех барьеров на пути свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами-членами нового Союза и окончательному превращению единого таможенного пространства в единое экономическое.
Уже одобрена Концепция согласованной агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Определены мероприятия по созданию и развитию Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Заключено Соглашение об информационном взаимодействии в сфере статистики.
Высшим органом управления в Евразийском экономическом союзе должен стать Высший совет, состоящий из глав государств - членов Союза. Заседания Высшего совета будут проводиться не реже двух раз в год. Ещё одним органом управления новым экономическим объединением станет Совет Союза, в его состав войдут премьер-министры Белоруссии, Казахстана и России. Заседания Совета, который будет заниматься широким кругом социально-экономических вопросов, планируется проводить не реже четырех раз в год. На заседаниях могут рассматриваться и вопросы, касающиеся отмены или изменения актов ЕЭК, а сама Комиссия будет единым постоянно действующим регулирующим органом, в функции которой входит принятие актов в форме постановлений, распоряжений и рекомендаций, относящихся к деятельности Союза.
Парламентским органом Евразийского экономического союза станет Евразийская межпарламентская ассамблея. Она будет однопалатным органом, ведающим правовым обеспечением функционирования Союза. По составу Ассамблея будет формироваться из числа депутатов нижних палат парламентов Беларуси, Казахстана и России. Каждый парламентарий в Ассамблее будет иметь один голос. Заседания Ассамблеи будут проводиться один раз в год в Санкт-Петербурге.
Идеология будущего Евразийского экономического союза предусматривает равенство голосов при принятии решений, что выгодно отличает новый Союз от Европейского союза, где решения принимаются в соответствии с квотами, а блокирующий пакет находится в руках нескольких ведущих стран «старой Европы», которые не подпускают к принятию решений «младоевропейцев» и другие «ненадёжные» в архитектонике ЕС элементы вроде Греции или Португалии…
24-25 октября в Минске проводится очередной саммит глав государств СНГ. В ходе саммита пройдёт заседание Высшего Евразийского экономического совета. Один из ключевых вопросов заседания - обсуждение хода работы над Договором о Евразийском экономическом союзе.
Преобразование Таможенного союза в Евразийский экономический союз, как и наметившееся присоединение к таможенной «тройке» Киргизии и Армении, придаёт будущему интеграционному объединению особое международное значение. Новый Союз, занимающий территорию в сердцевине Старого Света, становится в перспективе главным связующим звеном между промышленным Юго-Востоком Евразийского континента и западным полуостровом Евразии - Европой.
Стальные скрепы Евразии в виде двух железнодорожных веток, которые пройдут из Китая через территорию России и Турции в Европу, будут дополнены целым рядом газо- и нефтепроводов между Россией, Китаем и Южной Кореей, между странами Средней Азии и Китаем, Пакистаном, Индией, между Ираном, Афганистаном и Пакистаном. Все эти проекты потребуют многомиллиардных капиталовложений и, естественно, стабильной политической обстановки. Отсюда принципиальное несогласие ведущих государств Евразии с попытками внеконтинентальных сил рассматривать их континент как некую «большую шахматную доску».
О том, что проект Евразийского экономического союза становится привлекательным для многих стран Евразии, свидетельствует, в частности, прозвучавшее на прошлой неделе заявление президента Южной Кореи Пак Кын Хе, когда она предложила по-новому реализовать идею Великого шёлкового пути - соединить в единую транспортную сеть автомобильные и железные дороги Южной Кореи, КНДР, Китая, провести их через Россию и государства Центральной Азии, а затем выйти на Европу. «Создание новой Евразии не является просто мечтой. Это цель, которой можно достигнуть. Новая Евразия обеспечит новый приток инвестиций, рабочие места. Необходимо заново превратить Евразию в действительно единый континент, открыв тем самым новую эру», - заявила Пак Кын Хе.
В глазах президента Республики Корея на континенте должна быть создана единая транспортная сеть «Экспресс - шёлковый путь», которая соединит Северную и Южную Корею, Китай, Россию и Центральную Азию. Возможно также, по мнению южнокорейского президента, объединение в перспективе энергетических сетей этих стран. И особенно примечательно, что сегодня и в Сеуле, и в других столицах евразийских государств видят Евразию как континент мира.