Региональные бюджеты большинства российских субъектов находятся в глубоком кризисе. По данным федерального казначейства об исполнении бюджетов по итогам января-августа 2013 г., дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 1,4 трлн руб. Еще месяц назад они были закрыты с профицитом в 158,7 млрд руб. При этом, дефицит одних только региональных бюджетов - 1,2 трлн руб. Если сравнить сегодняшнее положение с финансовыми результатами 2012 г. (за семь месяцев дефицит консолидированного бюджета субъектов составил 1,2 трлн руб., региональных бюджетов – 1 трлн руб.), прослеживается четкая тенденция к увеличению дефицитности. К этому приводят падение налога на прибыль и новые финансовые обязательства, которые федерация "вешает" на регионы, стремясь набрать политические очки. Последний тому пример – знаменитые "майские указы" президента. На фоне ухода самых "вкусных" статей доходов регионов в госказну, рост финансовой нагрузки, не подкрепленной федеральными субвенциями, заставляет регионы брать все новые кредиты и обрастать долговыми обязательствами. Федеральные чиновники советуют развивать региональную экономику, но свободных денег на это у регионов не остается. При этом, само федеральное Правительство также не может обеспечить необходимый рост экономики в 5% - злые языки уже шутят, что "сурковское" "околоноля" - это про наш ВВП.
В 2012 г. президент РФ Владимир Путин, сразу после вступления в должность, подписал серию указов: о мерах по реализации демографической политики, внешнеполитического курса, совершенствовании системы госуправления, обеспечению россиян доступным жильем и повышению качества услуг ЖКХ. Кроме того, президент определил основные направления госполитики в здравоохранении, образовании и социальной среде. Одна из задач, которую поставил глава страны - увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,8 раза, а также существенное повышение зарплат работникам бюджетной сферы.
По оценкам Минфина, исполнение указов за трехлетний период обойдется казне более, чем в 2,1 трлн руб. По оценкам экспертов рейтингового агентства Standard & Poor's это 0,9 – 1% ВВП 2013 г. и порядка 2,1% ВВП в 2014 г. Основная часть финансовой нагрузки ложится на регионы, которые при планировании бюджета на 2013 г. заложили миллионы на новые статьи расходов.
По итогам восьми месяцев 2013 г. самым дефицитным стал бюджет Чукотского автономного округа – дефицит составил 91,4% (нажмите на изображение для увеличения). Уже бывший полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев на совещании по итогам реализации майских указов президента ранее отчитался, что в Чукотском АО отношение зарплаты врачей к средней по округу составило 100,3%, педагогов – 104,5%. В то же время, по данным департамента финансов, объем госдолга АО на июль 2013 г. составил уже 13,8 млрд руб., хотя двумя месяцами раньше эта цифра была вдвое меньше - 7,8 млрд руб. Долг Чукотки уже превысил доходную часть бюджета 2013 г., которая составляет 12,5 млрд руб., но территории предстоит исполнять указы еще три года.
Чем же поможет федеральная казна? Заместитель министра финансов Михаил Котюков сообщил, что дополнительные бюджетные ассигнования на указы в 2014-2016 г. превысят 2 трлн руб.
"Мы для себя ведем учет, сколько дополнительных средств мы выделяем по соответствующим направлениям для целей реализации указов. Всего в 2014г. по такому принципу классифицировать можно 511 млрд руб., в 2015г. - около 730 млрд руб., в 2016г. - более 800 млрд руб.", - сказал Михаил Котюков. Он упомянул, что в эту сумму войдут "федеральные обязательства", то есть финансирование федеральных законов и программ, субвенции местным и региональным бюджетам на исполнение расходных обязательств и т.д. В сухом остатке: из красивой суммы в 2 трлн руб. только 120 млрд руб. в 2014 г. отправятся непосредственно на указы президента и 100 млрд руб. - в 2013 г.
Дефицит бюджета Красноярского края в 2013 г. составил 42,6 млрд руб., или 23,9% от доходной части. Чтобы найти деньги на исполнение указов, депутаты существенно скорректировали текущий бюджет. Помимо урезания финансирования аппарата губернатора (в целом, на 8 млн руб.), дума уменьшила инвестиции в поддержание экономики – сокращена программа развития малых форм хозяйствования, часть денег отобрали у краевого фонда науки, бизнес-инкубатора, почти 100 млн руб. сняли с программы поддержки малого и среднего предпринимательства, секвестрировали программу развития инновационной деятельности. Похожие статьи расходов поджимали и бюджеты других регионов. Красноярский край нашел деньги на указы, увеличив дефицит бюджета по сравнению с прошлым годом в два раза.
Однако, теперь уже бывший министр финансов Красноярского края Роман Одинцов, оценивая бюджет региона, назвал его "финансовой трагедией":
"Попрошу не пугаться, но в краевом бюджете имеется колоссальный дефицит финансовых ресурсов на решение этих задач. Общие суммы дополнительных потребностей таковы: 2013 г. - 28,5 млрд руб., 2014 г. - 37,8 млрд руб., 2015 г. - 48,1 млрд руб. Итого 114,4 млрд руб. Какие-то решения надо будет принимать уже при мартовской корректировке краевого бюджета. Конечно, мы ищем пути оптимизации, но масштабов финансовой трагедии это не изменит".
Вскоре после этого выступления Роман Одинцов покинул должность. Нынешний министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь настроен оптимистичнее своего предшественника. В беседе с корреспондентом Накануне.RU он отметил, что основная сложность в исполнении указов президента – накопленный дефицит бюджета. Но намеченных показателей край рассчитывает достигнуть.
"В Красноярском крае высокий уровень средней заработной платы в экономике, к которой нужно "подтягивать" зарплату бюджетников. Расти к уже и так высокой базе нам, конечно, очень сложно: нужно приложить больше усилий и вложить больше средств, чтобы обеспечить заданные указами президента РФ показатели. Кроме того, наличие северных и приравненных к ним территорий многократно увеличивает совокупные затраты на выполнение указов. При этом мы понимаем важность поставленных задач, а потому сделаем все возможное для достижения обозначенных показателей", - рассказал Накануне.RU министр.
Говоря о причинах дефицита, министр заметил, что главный финансовый документ края отражает тенденции экономики, но основная проблема - внесение изменений в федеральное законодательство, которые уменьшают налоговую базу региона.
"К примеру, закон разрешил налогоплательщикам создавать консолидированные группы для уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата. В результате произошло перераспределение налога между бюджетами регионов, и Красноярский край оказался "в минусе". По акцизам на нефтепродукты произошло снижение поступлений в целом по стране в связи с переходом нефтеперерабатывающих заводов на производство топлива более высокого класса, для которого установлены более низкие ставки акцизов. Кроме того, у недропользователей в этом году появилась возможность уменьшать платежи в бюджет с учетом затрат на полезное использование попутного нефтяного газа. Они ей воспользовались, и это уменьшило поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду", - рассказал министр.
Владимир Бахарь отметил, что ситуацию усугубляет государственная политика по увеличению нагрузки на расходную часть бюджета: "С другой стороны, ежегодно увеличивается нагрузка на расходную часть бюджета в результате принятых на федеральном уровне решений. Это реализация указов президента РФ от 7 мая 2012 г., передача с местного уровня на региональный уровень финансирования полномочий в области здравоохранения, а также изменение на федеральном уровне методики расчета средств бюджетов субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения, создание дорожных фондов в субъектах РФ с закреплением обязательных источников их формирования и другие направления".
По информации минфина, в 2013 г. край недополучил порядка 7,2 млрд руб. по налогу на прибыль и акцизам на нефтепродукты и алкоголь. Согласно проекту бюджета края на 2014 г., дефицит казны будет на уровне 22,2 млрд руб., при этом 30% расходной части пойдет на исполнение указов, на повышение зарплат бюджетников и улучшение жилищного фонда регион направит 42 млрд руб.
Депутат Красноярской думы Владимир Седов отмечает, что в крае вольготно себя чувствуют крупные производственные предприятия, которые не только платят часть налогов в федеральную казну, но и получают преференции от края: "В большинстве случаев причиной дефицита является неправильное распределение доходов и планирование расходов. Мы умудряемся давать льготы таким предприятиям, как "ТГК-13" (входит в "КЭС-Холдинг" Вексельберга, - прим Накануне.RU), Богучанскому алюминиевому заводу, сроки сдачи которого "Русал" переносит каждый год. В крае нет инвестиционной политики – вкладывали деньги в завод ферросплавов, но проект так и не реализован. Нужно поддерживать местную промышленность, заставлять таких людей, как Дерипаска платить налоги в местный бюджет, и следить за тем, чтобы предприятия выполняли свои социальные обязательства".
Для того, чтобы профинансировать дефицит, в октябре правительство Красноярского края рассматривает возможность привлечения новых банковских кредитов, хотя краевой долг уже превысил 25 млрд руб., что составляет 2,09 % валового регионального продукта в 2012 г.
Ситуацию в Красноярском крае отчасти можно объяснить уже существовавшим в 2012 г. бюджетным дефицитом в 24,1 млрд руб. Но к такому невыгодному для регионов инструменту, как кредитование в банках, прибегают даже те территории, которые раньше могли обходиться без него. Зауралье привлекает коммерческий кредит в размере 2,9 млрд руб. и продает акции государственных предприятий на сумму порядка 1 млрд руб. Так правительство пытается "залатать" образовавшуюся дыру в бюджете 2014 г. размером в 3,8 млрд руб.
Начальник финансового управления Курганской области Елена Перминова рассказала Накануне.RU, что в предыдущие годы область покрывала свой дефицит с помощью бюджетных кредитов, старалась избегать заимствований. Но поскольку сейчас в федеральной казне на межбюджетные трансферты предусмотрена довольно незначительная сумма, Курганская область обращается к коммерческим банкам.
"Получение коммерческих кредитов невыгодно ни одному субъекту. Бюджет области на 2014 г. напряженный и по доходам, и по расходам, но мы будем стремиться выполнить его в том виде, в котором приняли в правительстве. Мы нацелены на то, чтобы выполнить указы президенты, это очень затратно. Для того, чтобы субъекты справились с майскими указами, в федеральном бюджете предусмотрены определенны средства. В 2013 г. Курганская область получила 601 млн руб., в 2014 г. – планируем порядка 800 млн руб. Это существенная поддержка, но основные обязательства мы обязаны выполнять за свои средства", - сообщила Накануне.RU Елена Перминова.
Экономист Владислав Жуковский отмечает, что федерация в 2014 г. существенно сократила количество средств, выделяемых на поддержку регионов. "В 2014 г. межбюджетный трансферт составит 1,36 трлн руб., что на 6% меньше, чем в 2013 г. Не будем забывать, что инфляция официально ожидается в районе 6– 6,5%. Реально инфляция для малоимущих слоев населения, у которых зарплата ниже чем , в целом по стране, составит все 12%. В реальном выражении за счет инфляции поддержка из федерального центра сокращается на 12 %, а может быть и больше. Также в 2013 г. были сокращены размеры межбюджетных трансфертов на поддержку регионов на 8%. С одной стороны мы видим, что федеральный центр сбрасывает с себя обязательства и раздает гражданам ничем не подкрепленные с финансовой точки зрения обещания, подписывает популистские указы. С другой - имеем сильнейший спад экономической активности в стране. Напомню, в обрабатывающей промышленности спад по итогам января-сентября составляет 0,3%, в системе естественных монополий 0,5 %, грузоперевозки на железнодорожном транспорте падают на 2,5%. Отсюда складывается рост обязательств регионов, которые стали козлами отпущения", - рассказал Накануне.RU Владислав Жуковский.
Эксперт отмечает, что на начало августа результаты исполнения бюджетов были не самыми худшими: суммарные доходы регионов составили 4,5 трлн руб., расходы – 4,4 трлн руб. Подобная ситуация была и в 2012 г., когда колоссальный дефицит бюджетов сформировался к концу года. Аналитик предполагает, что ситуация может повториться.
Недалеко от Красноярского края ушла и Свердловская область. Дефицит бюджета 2013 г. после последней корректировки - 30,6 млрд руб. Доходная часть казны сокращается на 6 млрд руб., расходная – на 4,1 млрд руб за счет урезания трат на мероприятия областных целевых программ и обслуживание муниципальных дорог. Правительство области не стало прибегать к полной остановке финансирования программ и, скорее всего, увеличит госдолг. Для Среднего Урала дефицит в 39 млрд руб., который может образоваться после получения кредитов, - шаг к банкротству.
Депутат Закондательного собрания Свердловской области Евгений Артюх настаивает на том, что это проблема комплексная и федерального масштаба: "Объективная реальность такова, что мы вынуждены выполнять указы президента. Поэтому данный вопрос, как дефицит бюджета, он сейчас по всей стране стоит. Второе то, что это все совпало с (низкими) темпами экономического роста, и в этой связи у нас и растет дефицит бюджета. Постепенно будем выкарабкиваться – сокращать расходы".
Что касается прогнозов преодоления дефицита бюджета Свердловской области, то на этот счет господин Артюх настроен весьма оптимистично: "Я думаю, что нынешний год и следующий год для исполнения этой задачи будут еще напряженными, а вот в 2015 г. уже возможно исправление ситуации".
Коллега Евгения Артюха, парламентарий заксобрания Елена Кукушкина считает преодоление дефицита невозможным. "На данный момент мы имеем кризис не только Свердловской области, а кризис вообще в России намечается", - рассказала депутат Накануне.RU.
Напомним, по самым оптимистичным прогнозам Минфина накопленный дефицит региональных бюджетов составит 200 млрд руб. Однако, министерство исходило из прогноза роста ВВП в 3,5%, на сегодняшний день он составляет только 1,5%. По экспертным оценкам дефицит на конец года составит 250-300 млрд руб. Покрывать его регионы будут за счет многочисленных кредитов. Между тем, совокупный долг субъектов РФ уже вырос до 1,3 трлн руб., с 2011 г. он увеличился на 300 млрд руб., хотя двумя годами ранее составлял только 564 млрд руб.
"Ситуация с госдолгом стала критической, по регионам бьет дефолт экономики трубы и севший на мель газовый "Титаник" в виде сокращения экономической, инвестиционной, потребительской активности и растущие, с другой стороны, социальные обязательства. По состоянию на сентябрь текущего года в годовом выражении госдолг вырос на на 74-76%. Долг вырос в Удмуртской республике (49%), Омской (48%), Воронежской (38%) , Белгородской областях. В Башкирии, Ярославской, Волгоградской областях госдолг вырос на 35-50%. Долги второго и третьего уровня бюджетной системы растут стремительно и будут расти дальше, к концу года увеличатся до 1,55 трлн руб.", - оценивает ситуацию Владислав Жуковский.
Среди регионов, которым пока удается избежать кредитной кабалы – Москва и Московская область, где сконцентрировано до 25% ВРП.
Из-за сокращения трансфертов без поддержки осталась Тюменская область, денежные поступления сократились на 23%. Cеверные территории ущемлены больше других и федерация отобрала у них НДПИ, теперь территории страдают от падения налоговых поступлений. Как результат, в 2013 г. бюджеты таких богатых территорий, как ХМАО, ЯНАО и Тюменская область исполняются с дефицитом: на юге он составил 50,5 млрд руб. (37,05% от доходной части), в Ханты-Мансийском округе – 38,7 млрд руб. (18,44%), на Ямале – 25,7 млрд руб. (18,17%).
Тюменская область, которая из региона-донора рискует стать дотационной территорий, по совету федеральных властей попыталась было заняться диверсификацией экономики. За последние годы в области открыто 15 новых производств, создано 3 тыс. рабочих мест. На одно из вновь открывшихся производств – "Тобольск-полимер" – губернатор Тюменской области Владимир Якушев пригласил президента. Общий объем инвестиций в предприятие "СИБУРа" по утилизации попутного газа - $2 млрд.
"Это реальное движение вперед для экономики страны. Я хотел бы поблагодарить всех, кто реализовывал этот проект с самого начала. Это и банки, и рабочие, и иностранные специалисты. Две трети средств на реализацию проекта составили кредитные займы", - отметил Владимир Путин.
Однако, несмотря на попытки руководства региона развить экономику (за последние пять лет в нее инвестировано порядка 1 трлн руб.), областная дума со скандалом принимала отчет об исполнении бюджета на 2013 г., где депутаты недосчитались 40% доходов. По итогам шести месяцев, налоговые поступления в бюджет составили 41, 5 млрд руб., что ниже прошлогодних показателей на 41,4%. Отметим, что среди регионов "матрешки" Тюменская область сверстала бюджет на 2014 и плановый 2016-2016 гг. с наименьшим дефицитом. По прогнозам департамента финансов, в 2014 г. он составит 4,4 млрд руб., в 2015 г. – 1,7 млрд руб., а к 2016 г. расходы и доходы сравняются.
По мнению Владислава Жуковского, решения о структурно-технологической модернизации экономики и диверсификации промышленности должны приниматься на государственном уровне: "Если регионы должны сами этим заниматься, то возникает резонный вопрос – для чего нужно государство и федеральный центр, который не в силах поставить четкие приоритеты по развитию национальной экономики? Который не видит образа желаемого будущего, который не понимает, каким должно быть отраслевое и региональное распределение производственных сил, который не понимает, в каких регионах какой акцент должен быть сделан на каких производственных силах? Федеральные чиновники не могут понять, какую экономику они строят, не видят, что России нужна научно-обоснованная, грамотно продуманная промышленная политика, структурная политика. Необходимо учитывать и брать опыт Китая, Великобритании, Германии, Франции, Японии, США в области планирования научно-технического процесса. Если в федеральном центре этих базовых вещей не понимают федеральные чиновники, то регионы могут с этим справиться?".
Волна дефицитов бюджетов накрыла чуть ли не все регионы, но главы не торопятся требовать у федерации послаблений, и сама госвласть инициативы не проявляет – вопрос даже не включили в повестку заседания недавнего Госсовета. По словам полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского, курс на перераспределение налогов в пользу регионов, взятый на заседании органа в 2012 г., продолжен не будет: "В межбюджетных отношениях есть проблемы, но они, скорее, заключаются не в перераспределении доходов, а в распределении полномочий. Можно в какие-то моменты говорить об излишней централизации бюджетных полномочий. Более правильно крупным городам говорить не о дефиците средств, а о дефиците полномочий, если мы занимаемся развитием, должна быть разумная децентрализация. Процесс передачи этих функций в регионы идет, может, не в таком масштабе, как ожидалось".
Толоконский отметил, что не все налоговые решения государства адекватны. По его словам, часть налоговых льгот, предоставляемых на федеральном уровне, снижает доходы в местные бюджеты.
Департамент финансов ЯНАО именно в этом видит одну из основных причин дефицитности "северной" казны. "Вступившие в силу с 1 января изменения федерального налогового законодательства в части изменения порядка начисления амортизации в отношении имущества, введенного в эксплуатацию, привели к резкому снижению поступлений по самому волатильному доходу бюджета – налогу на прибыль организаций. В результате практически во всех субъектах РФ образовались выпадающие доходы. И Ямал не исключение. В отношении ухода НДПИ необходимо отметить, что данный налог уже с 2005 г. не является источником дохода окружного бюджета. В то же время, ежегодное повышение ставок НДПИ на нефть и газ крайне негативно сказывается на поступления налога на прибыль в региональные бюджеты", - сообщила Накануне.RU заместитель губернатора ЯНАО, директор департамента финансов Альбина Свинцова.
Замгубернатора отмечает, что в условиях бюджетного дефицита, ЯНАО финансирует создание производств по сжижению природного газа, вкладывается в инфраструктуру. За счет сохранения инвестиционной составляющей ямальские власти рассчитывают достичь мультипликативного эффекта: создав производства и рабочие места, обеспечить бюджет новыми источниками дохода.
"На федеральном уровне ежегодно принимаются решения, приводящие к потерям доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и увеличению расходов без передачи достаточных источников для их финансирования, что приводит к увеличению дефицита бюджета края, а также сокращению возможных механизмов обеспечения его сбалансированности. Правительством Красноярского края с личным участием губернатора края организована работа на федеральном уровне с целью изменения подходов к распределению доходов между уровнями бюджетной системы и компенсации выпадающих доходов бюджета края. Одновременно мы взаимодействуем с членами Совета Федерации, а также депутатами Государственной думы от Красноярского края", - поддерживает коллегу Владимир Бахарь.
Эксперты отмечают, что в кризисе уже находятся больше 10 регионов, которые зависят от металлургического производства. Экономист Кирилл Егоров рассказал Накануне.RU что Красноярский край, как и Липецкая, Костромская области, страдает от рецессии экономики: "Рецессия у нас или стагнация – об этом можно спорить. Бесспорно другое: в случае, если государство не сможет в достаточном объеме профинансировать регионы и не изменит свою стратегию в распределении доходов и расходов бюджетов – нас ждет череда банкротств. Самое невероятное, что под угрозой даже Ямал. Предполагаю, что в начале 2014 г. мы увидим дефицит консолидированного бюджета регионов до 500 мрлд руб., на выравнивание бюджетов 1,36 трлн руб. трансфертов будет недостаточно".
Известно, что при формировании федерального бюджета на 2014 г. трансферт сократится еще на 6-7%, а, значит, в случае продолжения дефицитной тенденции в следующем году, еще больше регионов окажутся в зоне риска. Эксперты напоминают, что в распоряжении Минфина есть резервный фонд, также на счетах казначейства находится 7,2 трлн остатков средств. Но о том, что эти деньги будут вложены в развитие региональной экономики, в ведомстве не говорят.
"Уже сейчас в России у 20 субъектов федерации размер их долга превышает их доходную часть, у 35-40 субъектов размер долга превышает половину поступлений. В ближайшие годы мы увидим продолжающийся рост долговой нагрузки на субъекты российской федерации. Российская экономика уже находится в депрессивно-кризисном состоянии. Формально наши власти продолжают говорить , что в России нет рецессии, но мы видим, что темпы роста ВВП замедляются последние семь кварталов", - рассуждает Владислав Жуковский.
Эксперты прогнозируют, что регионы будут все плотнее садиться на иглу займов, на которой уже сидят Сибирь, Дальний Восток, Поволжье.
На днях вице-премьер Игорь Шувалов первым заговорил о непомерной тяжести финансовой ноши регионов. "Пришло время передать регионам дополнительные полномочия от федерального центра", - сказал он на всемирном экономическом форуме в Москве. Однако, это единичное заявление, Минфин проводит обратную политику: затягивает пояса в попытках сохранить деньги в федеральном бюджете, втягивая тем самым регионы в долги. Кроме того, фактически мы не наблюдаем смягчения кредитной политики, вложений в инфраструктурные проекты, модернизацию экономики со стороны государства, а нефтегазовые накопления становятся "гробовой заначкой". Либеральное Правительство Медведева оказалось неспособно обеспечить исполнение майских указов и обеспечить рост ВВП на уровне 5%, однако никто из министров так и не пострадал. Теперь, с возвращением Владислава Суркова в Кремль, во властных коридорах уже грустно шутят, что "Околоноля" (авторство книги с таким названием приписывают именно бывшему серому кардиналу) - это про нашу экономику и ВВП.
Впрочем, ни один из собеседников Накануне.RU в регионах не склонен полагать, что дефициты бюджетов выльются в банкротство территорий,так как все цифры находятся в рамках Бюджетного кодекса. Эксперты соглашаются – федеральный центр не допустит номинального банкротства и будет направлять средства в кризисные субъекты, однако, если регионы не смогут вылезти из долговой ямы, то в России повторится греческий сценарий. Источник: nakanune.ru.
Рейтинг публикации:
|